"Системно-деятельный подход в обучении младших школьников"
Обобщение опыта
Автор: Косьяненко Наталья Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №1", пгт Нижний Одес, Сосногорский район, республика Коми
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт Нижний Одес
Обобщение опыта по теме самообразования
«
Системно-деятельный подход
в обучении младших школьников»
Автор: учитель начальных классов Косьяненко Наталья Николаевна 2015 г.
2 « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Не секрет, что начальная школа закладывает основу будущего образования человека. Именно здесь создается фундамент общих учебных умений и учебной деятельности, фундамент тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни. В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс обучения, научиться разрабатывать уроки развития компетентностей, создать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Приходя в первый класс, каждый ребёнок мечтает о невероятных открытиях, увлечённом учении, радостном открытии знаний. Однако, сталкиваясь со школьной реальностью, где востребовано жёсткое следование заданному алгоритму, воспроизведение транслируемой учителем информации, дети довольно быстро охладевают к учёбе, привыкая к мысли, что учиться трудно, что без принуждения хороших результатов не достичь. Уже к окончанию начальной школы у учащихся и их родителей вырабатывается стойкое убеждение, что школу надо пережить как неприятную повинность во имя будущего. Теперь у школы появилась возможность показать, что учение может быть радостным, что каждый урок – открытие, что знания и навыки необходимы не для отметки, а востребованы в реалиях настоящего и будущего. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека. Методологической основой ФГОС является системно- деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Понятие системно- деятельностного подхода – это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у
3 учеников универсальные учебные действия, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Цель педагогов - не просто дать учащемуся объем знаний, а научить его учить самого себя, т.е. овладеть умениями учиться. Для достижения личностных и предметных результатов ФГОС педагогический коллектив нашей школы (на первой ступени обучения) выбрал УМК "Перспектива". Данный УМК реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но всегда новое знание открывает сам ученик. Ещё И. Г. Песталоцци говорил: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Я хочу поделиться своим опытом работы по реализации системно- деятельностного подхода на примере УМК «Перспектива» по разным предметам. Приведу примеры заданий, направленных на формирование познавательных УУД. На уроках литературного чтения ученикам предлагаю задания на сравнение: текстов, средств художественной выразительности, действий и поступков различных героев; обложек книг и их моделей. Среди общепринятых форм работы по литературному чтению наиболее продуктивной считаю моделирование. Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Задания строю от простых, (например, дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора), постепенно усложняя: 1) определи по модели тему и жанр произведения; 2) рассмотри заместители жанров и назови любой рассказ, любое стихотворение, любую сказку. На мой взгляд, моделирование на уроках литературного чтения позволяет актуализировать развитие познавательных интересов учащихся к чтению, способствует формированию необходимых читательских знаний и умений, а также
4 способов деятельности. Это решение двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. При помощи данного УМК успешно решаю ещё одну задачу: развитие творческой деятельности обучающихся. Приведу примеры таких заданий: 1) откройте секрет превращения слов, продолжите игру 2) определите закономерность, и продолжи выполнение задания в клеточках; 3) отгадайте загадку и нарисуйте отгадку 4) работа над выразительностью чтения Все творческие задания по литературному чтению носят обучающий характер, поэтому они выполняются, как правило, в классе, под моим руководством. Очень интересным и эффективным считаю приём творческого рассказывания. Так, например, на уроках окружающего мира применяю следующие виды рассказов: сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.); описательный рассказ на основе сравнения («Современная и старая школа», «Лес и луг» и т.д.); рассказ-сочинение о каком-либо событии (« Чему я научился у природы» и др.); Идею авторов УМК о необходимости развивать наглядно-образное и наглядно- действенное мышление у обучающихся считаю очень важной. Во всех средствах обучения УМК предусмотрена моделирующая деятельность ребёнка - работа со схемами, таблицами, графиками. Стараюсь включать в учебный процесс (например, на уроках математики) работу с моделями разного вида: предметные и условные изображения, символические записи. В ходе моделирования обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические действия). В процессе обучения грамоте я тоже часто использую моделирующую деятельность:
5 1) при составлении звукобуквенных моделей слов, где квадратиком обозначается звук, а «колокольчик» над словом – звонкий согласный; 2) при делении слов на слоги используем вертикальную черту или дуги. На уроках обучения грамоте учащимся предлагаю задания: 1) на выделение звуков и букв из слов; 2) игровые задания на составление или разгадывание слов. Главное при выполнении таких заданий - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Использование данного метода в практике позволяет мне вовлечь каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Внедрение компетентностного подхода в обучение повлекло за собой и внесение изменений в систему оценивания образовательных результатов учащихся. Средством оценивания достижений учеников стало портфолио. Это - папка- накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. Давайте перейдём к практике. Мы уже говорили, что от современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед нами, педагогами, встает сразу несколько вопросов: какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?
6 когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? когда обучающиеся осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу? Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. В нашей секции мы остановимся на этапе процесса открытия нового знания - этапе постановки проблемы. Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. А значит, для включения обучающихся в активную деятельность нам, педагогам, необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. Давайте рассмотрим фрагмент урока математики по теме: «Сложение с переходом через десяток» с использованием проблемных методов обучения.
Фрагмент урока
Формирование УУД
- Проведём соревнование. Решите примеры по вариантам (Саша и Катя будут решать примеры на доске) 2 + 3 7 + 2 4 + 1 1 + 9 2 + 5 6 + 3
8 + 5 9 + 4
Работа может быть организована не только фронтально (используется частично-поисковый метод), но и в микрогруппах (используется исследовательский метод). Решение последних примеров в каждом столбике вызывает затруднения, т.к. учащиеся ещё не знакомы со способом
7 сложения с переходом через десяток. - Почему же возникло затруднение? (Мы ещё не решали таких примеров) - Что же желать? (нужно открыть способ решения таких примеров) Познавательные УУД: постановка проблемы Личностные УУД: интерес к способу решения - Подумайте, как можно решить пример 8 + 5 ? На данном этапе идёт выдвижение гипотез, т.е. высказывание возможных вариантов решения проблемы. Познавательные УУД: анализ Поисковая деятельность: анализ возможных способов решения проблемы. При затруднениях учащимся предлагается использовать модели (дидактический материал) Познавательные УУД: моделирование Если ученики предложили только один вариант, то учитель может дать и другие варианты, например: 8 + 5 = 8 + 1+1+1+1+1 8 + 5 = 8 + 3 + 2 8 + 5 = 8 + 2 + 3 В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что 1 способ: является нерациональным; 2 способ: трудный; 3 способ – правильный и удобный. Познавательные УУД: анализ - Решим пример 9 + 4 таким же способом. - Научите Незнайку решать такие примеры. - Давайте составим памятку по решению таких примеров (под руководством учителя). Для учащихся низкого уровня – восстановить памятку из отдельных частей. Познавательные УУД: анализ и обобщение
8
Проанализировав
на практике с педагогами своей группы проблемные методы обучения в рамках системно-деятельностного подхода, мы пришли к выводам: 1) ученики осваивают новые роли - не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания, изменяет их отношение к учебной деятельности, развивает познавательные интересы и готовит к самообучению; 2) использование проблемных методов обучения дает возможность учителю становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, т.е. работать на высокие результаты; 3) поисковая и исследовательская деятельность учащихся на уроках позволяет формировать те самые УУД, соответствующие стандартам второго поколения. В В ы ы в в о о д д : : О О р р г г а а н н и и з з а а ц ц и и я я у у ч ч е е б б н н о о й й д д е е я я т т е е л л ь ь н н о о с с т т и и т т а а к к и и м м о о б б р р а а з з о о м м , , п п о о з з в в о о л л я я е е т т с с ф ф о о р р м м и и р р о о в в а а т т ь ь у у у у ч ч а а щ щ и и х х с с я я п п о о т т р р е е б б н н о о с с т т и и в в о о с с у у щ щ е е с с т т в в л л е е н н и и и и с с а а м м о о с с т т о о я я т т е е л л ь ь н н о о г г о о п п р р е е о о б б р р а а з з о о в в а а н н и и я я у у ч ч е е б б н н о о г г о о м м а а т т е е р р и и а а л л а а с с ц ц е е л л ь ь ю ю о о в в л л а а д д е е н н и и я я н н о о в в ы ы м м и и з з н н а а н н и и я я м м и и , , т т . . е е . . р р а а з з в в и и т т ь ь с с п п о о с с о о б б н н о о с с т т и и у у ч ч е е н н и и к к а а с с а а м м о о с с т т о о я я т т е е л л ь ь н н о о п п р р о о е е к к т т и и р р о о в в а а т т ь ь п п у у т т и и р р е е а а л л и и з з а а ц ц и и и и у у ч ч е е б б н н ы ы х х ц ц е е л л е е й й , , к к о о н н т т р р о о л л и и р р о о в в а а т т ь ь и и о о ц ц е е н н и и в в а а т т ь ь с с в в о о и и д д о о с с т т и и ж ж е е н н и и я я , , и и н н а а ч ч е е г г о о в в о о р р я я у у м м е е н н и и е е у у ч ч и и т т ь ь с с я я . .
9
Список используемой литературы
1.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М:АРКТИ, 2012 – стр.44-45 (Начальная школа)
2.
Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.
3.
Блохина Е. А. «Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №3, 2010, стр.20.
4.
Курлыгина О. Е. «Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте», Ж: «Начальная школа», №8, 2010, стр. 50.
5.
Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.
6.
Романова О. Н. «Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №12, 2010, стр.38.
7.
Селькина Л. В. «Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике», Ж: «Начальная школа», №11, 2010,стр.40.
В раздел начальное образование