"Формирование УУД на уроках английского языка"
статья
Автор: Масасина Елена Николаевна, учитель английского языка, МКОУ "Гимназия №9", город Шадринск, Курганская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Масасина Елена Николаевна учитель английского языка МКОУ «Гимназия №9»Формирование универсальных учебных действий на уроках английского
языка на начальном этапе обучения
Бытует мнение, что иностранный язык дается не всем. Действительно, данный предмет включает и знание родного языка, и логическое мышление, и общее интеллектуальное и культурное развитие учащегося. Но опыт показывает, что любой ребенок в худшей или лучшей степени может заговорить на иностранном языке, если у него есть желание. А у детей младшего школьного возраста желание общаться есть всегда, особенно если их заинтересовать. Если ребенку нравится — он будет заниматься, а если еще и интересно — то он быстро запомнит. Главное, чтобы обучение проходило в комфортной для ребенка среде. Младший школьный возраст (от 6 до 9 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Эффективному обучению способствуют: · пластичность природного механизма усвоения языка детьми этого возраста; · их имитационные способности; · природная любознательность и потребность в познании нового; · и, главное, отсутствие так называемого «языкового барьера». При отборе содержания обучения младших школьников учитываются речевые потребности детей, обусловленные их жизненным и речевым опытом. Общение детей на английском языке происходит в рамках тем, которые позволяют раскрыть учащимся стороны жизни, тесно связанные с их деятельностью. Материал подбирается такой, который может заинтересовать детей данного возраста, разбудить их воображение и фантазию. Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно, поэтому обучение строится с учетом их любимых сфер деятельности: · раскрашивание (при закреплении лексики по теме «Цвета»), рисование; · вырезание из бумаги различных фигур, букв (при изучение алфавита); · разыгрывание сценок и диалогов, игра по ролям, выучивание наизусть стихотворений (для развития автоматизма речевых и творческих способностей); · пение (разучивание английских песен на уроках способствует правильной интонации, отрабатыванию произношения, развитию памяти, музыкального слуха, закреплению лексики, речевых образцов, грамматического материала и созданию положительной мотивации). Помимо этого, обучение английскому языку развивает у детей умение и навыки учебной деятельности, такие как умение пользоваться книгой и словарем, реагировать на обращения учителя, умение переживать за своих одноклассников и т.д. Обучение иностранному языку также воспитывает в школьнике: · интерес и положительное отношение к изучаемому языку, к культуре родного и другого народа; · доброжелательное и дружественное отношение к людям, говорящим на других языках.
Обучение этому предмету также формирует понимание того, что процесс овладения языком другого народа - это увлекательный, интересный, но кропотливый ежедневный труд, требующий сознательных усилий. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Компетенция
– это «знание в действии». Компетенция понимается как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком, выделяют такие виды компетенции как: -личностная - коммуникативная -интеллектуальная -социальная - общекультурная Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих
«
умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
-личностные УУД
-познавательные УУД
-регулятивные УУД
-коммуникативные УУД
Личностные универсальные учебные действия
способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В учебниках Кузовлева В.П. для начальных классов после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.
Познавательные универсальные учебные действия
включают в себя: -
общеучебные
-
логические
-действия постановки и решения проблем
На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи: -научить выделять основное в тексте; - научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы; Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга. Логическое УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое- чёрный треугольник,
именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование. Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике - вставить недостающие слова, - вставить недостающие буквы, - завершить предложение, -заполнить таблицу, -догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.. Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. Критериями оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; соответствие требованиям к уровню языковой подготовки оканчивающих начальную школу (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования). В результате изучения/обучения иностранному языку младшие школьники должны быть способны: в области аудирования: - при непосредственном общении понимать речь учителя, одноклассников и носителей языка; - при опосредованном общении понимать основное содержание простых аутентичных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку; в области говорения: - участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание); - вести диалог-расспрос (расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, и отвечать на вопросы собеседника) в типичных ситуациях повседневного общения в рамках отобранных сфер и тематики общения (объём диалогического высказывания 3-4 реплики с каждой стороны); - кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, школе и т.д. (в рамках изученной в начальной школе тематики, объём монологического высказывания 5 фраз); - составлять небольшие описания предмета, картинки;
в области чтения: - читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели; - читать про себя: c полным пониманием учебные тексты и с пониманием основного содержания простые оригинальные тексты, доступные по содержанию и языковому материалу; в области письма: - писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой на образец; - писать личное письмо с опорой на образец; - заполнить простой формуляр о себе. Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить. В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.
Познавательные универсальные действия
включают: - общеучебные, - логические, - постановку и решение проблемы. При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.
Этапы работы над
проектом
Общеучебные УУД
Логические УУД
1.Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников 1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 2.Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем 2.постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2.синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 3.Распределение ролей 3.определение основной и второстепенной информации; 3.выдвижение гипотез и их обоснование. 4.Самостоятельная работа учащихся (сбор 4.структурирование знаний; свободная ориентация и 4.подведение под понятие, выведение следствий;
информации, анализ, синтез) восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; 5.Промежуточное обсуждение, работа над структурой проекта 5.поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 5.доказательство 6.Защита проекта, презентация 6.выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 7.Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза,оценка, прогнозирование возможных ошибок) 7.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается в - включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты); - разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся. Критерии при работе над проектом: 1. Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. 2. Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда. 3. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД в взаимосвязи видов РД, развитию психических и физиологических функций ученика. Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов
Этап
Вид проекта
Тема
Предметные
Личностные
обучения
результаты
результаты
Начальны й этап обучения. 2 класс Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием), арт- технологии. Любая изучаемая тема устной речи (Животные. Моя семья. Игрушки. Сказочные герои. Продукты. В магазине. и т. д.) Сделай книгу "The ABC" Сделай смешную закладку-загадку Книга о друге Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей Развитие креативных способностей, развитие памяти, умения письма, коммуникативных способностей. 3 класс 4 класс Творческие проекты (с использованием песен, стихов, драматизации). Исследовательс ко- информационны е проекты. 1. Внешность.1. Мои любимые сказочные герои. 2. Эти странные инопланетяне. 3. Как разнообразен мир людей. Меню лесной школы Урок - ролевая игра "День рождения". 1.Изготовление открыток и подарков. 2.Пожелания на ИЯ. 3. Концертный номер подарок на ИЯ(стихи, песни, сценки,игры- конкурсы, кроссворды и т. д.) 4. Диалоги о Дне рождения. 5. Конкурсы на Освоение правил речевого и неречевого поведения. Освоение начальных лингвистических представлений. Расширение лингвистическог о кругозора. Сформированнос ть дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах. Умение инициировать учебное взаимодействие: Вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить комромисс. Навык интервьюирования.Разви тие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности. . Умение уверенно держаться во время выступления. Артистичиские умения. Учебная самостоятельность
ИЯ. Новый год и Рождество в разных странах. Новогодние игрушки. Соревнование "Who is the best cook?". 1.Конкурс оформленных рецептов (меню). 2. Изготовление блюд с комментировани ем 3. Диалоги речевого этикета (угощение, приглашение, выражение мнения, благодарность). 4. Конкурс на лучшее блюдо и лучшего знатока ИЯ. 5.Награждение. "Школа моей мечты". 1. План школы. 2. Расписание уроков. 3. Описание школы мечты. 4. Правила для учащихся и учителей. "Визит в волшебную страну" "Напиши свою сказку" "В Журнале мод"
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы. Внешний результат (предметные метредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОСов и формирования УУД учащихся. Работа в группах способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество. Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности учащихся, дает возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат. Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения на ИЯ (коммуникация). Воспитывается целеустремленность, ответственность умение отстаивать свое мнение. Происходит рефлексия собственного развития личности учащегося (саморазвитие). При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010. 2. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009. 3. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., 2003. 4. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010. 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. 6. Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009. 7. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.
В раздел начальное образование