"Контрольно-оценочная деятельность с использованием ФГОС"
статья
Автор: Волокитина Виктория Константиновна, учитель начальных классов, МБОУ лицей №1, город Волжский, Волгоградская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Контрольно-оценочная деятельность с использованием ФГОС
Волокитина Виктория Конствнтиновна, учитель начальных классов второй категории МБОУ лицея № 1 г.Волжского Волгоградской области На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса. От правильной организации действий контроля и оценки зависит во многом успех образования ребенка. Цель действия оценивания – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять. Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. Сегодня можно утверждать, что современные цели образования, новые образовательные стратегии и модели не могут быть реализованы без трансформации системы оценивания учебных достижений на школьном уровне. Функция контроля и оценки всегда являлась приоритетной функцией учителя. В чем она выражалась? В знакомых для всех педагогов стандартных действиях: проверить тетради, домашние задания, контрольные работы, диктанты, сочинения, исправить ошибки, написать замечания, если нужно обязательно похвалить успешного ученика, выставить оценки в дневники и классные журналы. Школьник во всей этой деятельности по большому счету участия не принимает, ну как минимум он может обрадоваться или огорчиться полученному результату, принять оценку как должное и в соответствии с тем, какая эта оценка, мысленно определить свой рейтинг успешности по сравнению с другими учениками. Принятый новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования и сопровождающие его регламенты, методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях: 1. Оценивание является
постоянным
процессом
, естественным образом интегрированным в образовательную практику. 2. Оценивание может быть только
критериальным
. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 3.
Прозрачность и открытость
оценивания, где критерии оценивания и алгоритм выставления отметки
заранее известны
и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 4. Приоритет
самооценки учащихся над оценкой учителя
для чего система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включаясь в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к этой
самооценке
. Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются: оценивание образовательных результатов (итоговое, промежуточное оценивание);
формирующее оценивание, направленное исключительно на диагностику и коррекцию деятельности учащихся; индивидуальный прогресс ребенка в обучении; особенности развития его собственного процесса обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна: 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты); формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты); освоение содержания учебных предметов (предметные результаты); б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов (возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования. 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов. 3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки. Главное достоинство новой системы оценки результатов, предложенной в примерной образовательной программе начального общего образования, в том, что она реально переключает контроль и оценивание со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний теперь оцениваются разные направления деятельности учеников (то, что им нужно в жизни для решения различных практических задач). Какие нужны новые формы и методы оценки? Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для школ является введенная федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования диагностики результатов личностного развития. Она может проводить с в различных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.п.). В всех случаях такая диагностика предполагает проявление учеником качество своей личности: оценки поступков, обозначение своей
жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Работы, выполняемые учениками не подписываются, результаты показываются только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику. Обычная форма письменной контрольной работы дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам); самооценка ученика по принятым формам; результаты учебных проектов; результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников. Предполагается изменить традиционно-отметочную шкалу. Обычно она была построена по принципу «вычитания» (ищутся ошибки – несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку). По новым критериям планируется принцип «прибавления или уровнего подхода» (решение учеником даже простой задачи оценивать как успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться). Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен стать портфель достижений (портфолио). Классный журнал не отменяется, но итоговая оценка выпускника начальной школы теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе. Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов, общую характеристику всего приобретенного учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Эта оценка не должна существовать сама по себе, для отчетности. Она нужна для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика на любом этапе его развития. Существуют границы и рамки применения новой системы оценивания: 1. Внедрение всех нововведений от простого к сложному (минимум, обязательная часть, часть внедряемая по желанию и возможностям учителя). 2. Понимание, что новая система оценивания не дается в законченном виде, есть проблемы, которые требуют поиска ответов и решений. 3. Для сокращения числа «отчетных документов» учить детей самостоятельному оцениваю и фиксации своих результатов, учитель проверяет при выборочном контроле, также перевести большую часть отчетов на цифровую, автоматизированную основу. 4. Ориентирование только на поддержание успешности и мотивации ученика.
5. Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но ни в коем случае не с показателями других учеников класса. У каждого ребенка есть право на свою индивидуальную образовательную траекторию: на свой темп освоения материала, на выбранный уровень выполнения работы (необходимый, повышенный). Системе контроля и оценки образовательных достижений должна быть присуща максимальная открытость – все участники образовательного процесса: младшие школьники, педагоги, родители, должны иметь полную информацию об ожидаемом уровне образовательных достижений по завершению обучения в начальной школе и по завершению каждого класса и о возможных способах контроля и оценки известного перечня образовательных достижений. Открытость системы контроля и оценки будет способствовать повышению качество начального образования и снятию стресса, который часто сопровождает процедуры, связанные с контролем и оценкой
.
Таким образом контрольно-оценочная деятельность является весьма существенной составляющей процесса обучения младших школьников. Она должна соответствовать современным требованиям общества, основным приоритетам и целям образования. Список литературы 1. Константинова Н.В. Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе (по материалам А.Б. Воронцова). 2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М,: Просвещение, 2009. 3. Кузнецова М.И. Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности. 4. Маркова Е.В. Основания построения системы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе, специфика организационно- содержательной модели образовательного учреждения (по материалам А.Б. Воронцова, Б.Д.Эльконина). 5. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./[М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
В раздел начальное образование