Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Личностно - ориентированный подход в воспитательном процессе к детям с ОВЗ"

статья

Автор: Истратова Елена Александровна, воспитатель, ГБУ "КРОЦ", город Москва



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


«Личностно



ориентированный

подход

к

обучающимся

в

учебно



воспитательном процессе – ключевое направление всех прогрессивных

технологий».

Личностно-ориентированный

подход


это организация педагогической деятельности, направленная на усвоение знаний, умений и навыков обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей. Основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающему миру. Значимость такого подхода очевидна, так как в большинстве случаев обучающиеся с ОВЗ не обладают достаточным опытом социально- коммуникативной компетентности, что затрудняет ребёнку продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Использование личностного – ориентированного подхода в воспитательной работе с детьми с ОВЗ позволяет сгладить сложную структуру дефекта и оказать ему помощь максимально комфортно адаптироваться к социальной среде. Личностно – ориентированный подход в воспитательном процессе составляет основу гибких прогрессивных технологий, где выбор методов и приемов наиболее действенны, отвечают индивидуальным особенностям и возможностям обучающихся, при которых воспитательный процесс становится наиболее эффективным. В первую очередь воспитательная работа направлена на: 1. Индивидуальное развитие. Созданы не только условия для выбора вида деятельности, но и оказывается помощь в достижении наилучших результатов этой деятельности. 2. Совершенствование движений и сенсомоторного развития, а именно, развитие мелкой моторики и пальцев рук. 3. Выявление способностей (самоактуализация). Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет выявить способности каждого ребенка.
4. Помощь и поддержка. Вера и поддержка ребенка в самореализации и самоутверждении обуславливает успех во всех видах деятельности. 5. Творчество и успех. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «Я – концепции» личности ребенка. Все эти направления гармонично сочетаются и используются в применяемых педагогических технологиях, самые крупные из них это:
проектная

деятельность.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить воспитательный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность проявить самостоятельность. Результаты проекта «осязаемые», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, практическое. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов органично сочетается с коррекцией отдельных сторон психической деятельности: развитием зрительного восприятия и узнавания; формированием обобщенных представлений о свойствах предметов, т.е. проблемным и исследовательским методом.
Еще одна знаковая технология - развитие театрального творчества.
В основу технологии развития театрального творчества положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие ребёнка, формируются все стороны его личности. Театрализованная деятельность является разновидностью игровой деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие ребёнка. Включение обучающихся начальной школы в процесс игрового общения с куклами в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности обучающихся с ОВЗ. Индивидуальные особенности детей, их способности и умения, всегда
востребованы. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют. Можно каждому найти дело.
Заключение.
Индивидуализация, т.е. учет индивидуальных особенностей ребенка позволяет значительно повысить уровень знаний ребенка, привить любовь к обучению. Из этого следует, что целесообразно использовать в своей работе личностно - ориентированный подход в обучении, так как это одно из условий организации всестороннего, гармоничного развития обучающихся.


В раздел начальное образование