Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Художественный труд" 1 класс

рабочая программа

Автор: Латышева Ирина Владимировна, учитель технологии, ГБОУ СОШ №315, город Москва



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 315 г. Москвы
«Принято» «Утверждаю» Руководитель МО Директор ГБОУ СОШ № 315 ___________ Протокол № ___ ______________Понтак Л.С. от ____________ Приказ №___от __________
Рабочая программа

по учебному курсу «Художественный труд»
для 1 класса общеобразовательной школы начального звена на 2014-2015 учебный год Составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Технология», планируемых результатов начального общего образования. Составитель:
Латышева

Ирина Владимировна
Учитель технологии, высшая квалификационная категория г. Москва 2014 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Технология», планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта, умение ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания,
полученные при изучении других учебных предметов: математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм, с учётом основ геометрии. Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья, с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Изучение художественного труда в начальной школе направлено на решение следующих
задач
:  духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно- эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
 формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;  стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;  формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;  формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения;  формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;  овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Занятия детей на уроке технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Уроки технологии обладает уникальными возможностями духовно- нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и
систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч в 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико- ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предмет быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов РФ (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов внешнего вида изделий декоративного искусства
разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая направленность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактический материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества. Выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённые). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги, праздники и т.п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов; экономная разметка, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки (растительный, геометрический и др. орнамент) в соответствии с декоративными особенностями народов России. Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, размерная, осевая, разрыва). Чтение основных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкций каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно- художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Виды учебной деятельности учащихся:

 простейшие наблюдения и исследование свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;  моделирование, конструирование их различных материалов ( по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);  решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);  простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы). К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:  элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);  соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умения определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия, проверку изделия в действии;  достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие
чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;  умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;  овладение такими универсальными учебными действиями, как :ориентировка в задании , поиск, анализ и отбор необходимой информации , планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Умения находить и исправлять ошибки в своей практической работе;  умения самостоятельно разрешать доступные проблемы, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель - подчинённый);  развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Обоснование внесённых изменений и дополнений
Работая над программой, автор руководствовался идеями педагогов- психологов: Гальперина, Эльконина, Давыдова, Талызиной: 1) обеспечение условий развивающего обучения, чтобы оно не сводилось просто к усвоению новых знаний, умений и навыков, а совершенствовало психические способности детей;
2)
формирование у школьников потребности в образовании, познавательных интересов;
3)
приведение процесса образования в соответствие с возрастными особенностями детской психики.

Отличительные особенности программы
1. В программе учитываются возрастные особенности младших школьников, которые не в состоянии выполнить большие по объёму и сложности работы. Для них продуманы объекты труда (небольшие по времени изготовления изделия с полным технологическим циклом), что отражает принцип посильности и доступности в обучении. 2. В программе определены различные виды деятельности: изучение правил безопасной работы, получение технико-технологических сведений, беседы на исторические и познавательные темы, практические работы и т.д. 3. Большое внимание в программе уделяется формированию общетрудовых умений: организации рабочего места, измерениям, расчётам по эскизам. 4. Программа строится таким образом, чтобы усвоение необходимых политехнических знаний было связано с выполнением практической работы, на которую отводится 80% учебного времени. Всякий труд включает в себя 4 элемента:  предметы труда – материалы;  орудия труда – инструменты;  деятельность человека в труде – трудовые операции;  продукт труда – изделие. Эти элементы, свойственные производительному труду, положены в основу содержания политехнических знаний и умений, формируемых у учащихся:  Знания о предметах труда: о физических, механических, технологических свойствах бумаги, картона, текстиля и пр.  Умения определять в процессе наблюдений и опытов свойства предметов труда.  Знания об орудиях труда: об устройстве и истории создания ножниц, циркуля.  Умения безопасно пользоваться инструментами.  Знания о трудовой деятельности человека: конструировании, организации рабочего места, отделке изделий, самоконтроле и пр.  Умения осуществлять различные виды трудовой деятельности.  Знания о продуктах труда, получаемых из бумаги, картона, гофрокартона, текстиля.  Умения изготавливать продукты труда по образцам и по собственному творческому эскизу.
5. Трудовые знания даются таким образом, чтобы ребёнок мог сначала больше поработать головой, чем руками. После четырёх лет обучения ребёнок должен ясно представить конечный результат труда, спроектировать продукт труда, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, произвести контроль своего труда и его анализ. Всё это активно развивает мышление. 6. На занятиях развивается и язык ребёнка. Информация, адресованная детям, сочетает в себе строгую техническую и технологическую терминологию, принятые символические обозначения, азы графической грамоты и вместе с тем доступный уровень изложения материала – принцип научности. При подборе теоретического материала учитывается, что младшие школьники с одинаковой скоростью запоминают то, что им непонятно, и то, что понятно, поэтому количество информации, требующей механического запоминания, сводится к минимуму. 7. Прежде всего, автор отказался от инструкций, которые содержатся в готовых методических пособиях. Наряду с обязательными упражнениями, предусмотрены и творческие домашние задания, позволяющие использовать различные формы организации у детей: индивидуальные, фронтальные, групповые и задания повышенной сложности для наиболее успевающих детей, их работа по индивидуальному графику. 8. Главное в обучении не выполнение определённых приёмов обработки материалов, а организация творческого процесса, при котором изучение технологических приёмов происходит на примере изготовления изделия или образца, где ребёнку отводится роль не ремесленника, а сотрудника. Выбор объектов труда осуществляют дети, эскизы и колорит будущих работ согласовываются с детьми. У младших школьников учебная деятельность начинает доминировать над игровой, но не следует забывать, что игровая им ближе и доступнее. Предметы, выполненные детьми и используемые ими в игре, выполняются с наибольшей охотой и являются стимулом для работы на занятиях. 9. Для младших школьников предусмотрено большое количество развивающих руку упражнений. Выбирая форму ведения занятия и объём работы, педагог учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности – работы в индивидуальном темпе и режиме. 10. Большое внимание в программе уделяется вопросам эстетического воспитания. В программу включены темы «Орнамент», «Композиция», «Цвет».

Порядок внесения изменений в программу
В процессе реализации образовательной программы может возникнуть необходимость её изменения по таким принципиально значимым основаниям, как: цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание программы, организация образовательного процесса, критерии оценки образовательных результатов. С целью повышения эффективности учебно-воспитательной работы решение о внесении изменений в программу в ходе её реализации может быть принято:  по результатам контроля эффективности образовательного процесса;  при появлении условий, из-за которых могут возникнуть проблемы в реализации образовательного процесса, влияющие на расхождение между целями и результатами образования;  в зависимости от изменений условий образовательного процесса (предметно-развивающая среда, качественный состав воспитанников и материально-технические условия).
Планируемые результаты изучения курса «Художественный труд»

1-й класс

Личностными результатами
изучения курса «Художественный труд» в 1-м классе является формирование следующих умений:  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;  называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;  самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами
изучения курса «Художественный труд» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;  учиться высказывать своё предположение (версию);  с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;  учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, эскизы;  выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). Познавательные УУД  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ориентируясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;  преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;  слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности).  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты
освоения учебной программы по предмету «Художественный труд» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся
:  рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;  выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);  использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;  анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;  организовывать рабочее место для выполнения практической работы;  понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;  экономно размечать материалы по шаблону;  отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;  выполнять практическое задание с опорой на рисунок, эскиз и инструкцию учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 уважительно относиться к труду людей;  выполнять практическое задание с опорой на рисунок;  анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.

ПРОГРАММА

«

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

»

1 КЛАСС
№ ТЕМЫ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ №№ УРОКОВ 1. Введение. (1ч.) Правила работы с пластилином. Организация рабочего места. Основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание. Инструмент. Материал. 1 2. Лепка простых форм. (1ч.) Знакомство с основными геометрическими телами: цилиндр, шар. 2 3. Лепка предметов из 2-4 деталей. (2ч.) Сочетаемость цветов. Таблица смешивания цветов. Использование стеки в работе. Особенности лепки овощей и фруктов. Понятие композиции. 3-4 4. Лепка животных. (2ч.) Особенности строения тела различных групп животных. Пейзаж. Сюжетная лепка. 5-6 5. Тематическая лепка. (1ч.) Различные виды композиционных решений. Применение разделения труда в работе. Декорирование изделий природными материалами. 7 6. Мозаичные работы из пластилина. (1ч.) Виды мозаики. Технология выполнения работы. 8 7. Знакомство с историей бумаги. (1ч.) Свойства бумаги. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с инструментами. Виды бумаги. Их назначение и области применения. 9 8. Симметричное(зеркальное) вырезание. (1ч.) Понятие симметрии. Орнамент. Виды орнамента. 10 9. Вырезание в полосе. (1ч.) Ленточный орнамент. Понятие модуля. Сборка изделия из нескольких модулей. 11 10. Симметричное вырезание в квадрате и круге. (1ч.) Правила построения центрического орнамента 12 11. Мозаика из бумаги. (1ч.) 13 12. Создание композиций из различных видов симметрично-вырезанных из бумаги изделий. (2ч.) 14-15 13. Знакомство с оригами. (1ч.) Правила работы. Организация рабочего места. Подготовка бумаги для работы. Основные понятия оригами. Работа рук при складывании. Гладилка. 16
Простейшие базовые формы. 14. Модели на основе базовой формы «Треугольник». (1ч.) 17 15. Модели на основе базовых форм «Книжка», «Дверь». (1ч.) 18 16. Модели на основе базовой формы «Воздушный змей». (2ч.) 19-20 17. Выполнение моделей на основе сложных базовых форм. (2ч.) 21-22 18. Выполнение работ, сочетающих аппликацию и оригами. (2ч.) Индивидуальные и коллективные работы, сочетающие аппликацию и оригами. Выполнение изделий по схемам. 23-24 19. Работы с тканью. (3ч.) Основные приёмы работы с тканью. Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами. Длина нити. Закрепление рабочей нити. Виды ручных швов. Швы: «вперёд иголку», «зиг- заг», «козлик», «стебельчатый». 25-27 20. Ремонтные работы в быту. (1ч.) Ремонт одежды. Порядок пришивания пуговиц с 2-мя и 4-мя отверстиями. Уход за одеждой. 28 21. Вязание крючком. (3ч.) Основные материалы и инструменты. Области применения вязания крючком. Набор петель, «цепочка», «полустолбик». 29-31 22. Использование бросовых и природных материалов в сочетании с бумагой, пластилином и текстилем. (3ч.) Резервные занятия. 32-33
Сквозные виды работы

Наблюдения
 Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешивание цветов, происхождение, отношение к влаге.  Сравнение свойств различных материалов, используемых в качестве основы для работ из пластилина.  Наблюдения за свойствами бумаги, картона.
 Наблюдения за строением тканей полотняного переплетения.  Строение ниток. Соответствие ниток толщине ткани. Соответствие иглы толщине нити.
Беседы
 Беседы о том, что означают термины «пейзаж», «натюрморт» «аппликация», «мозаика», «орнамент», «оригами» в переводе на русский язык.  Беседы о народных праздниках, обычаях (как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, что такое масленица и т.д.).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

1 КЛАСС
№ УРОКА ТЕМА УРОКА 1. Введение. 2. Лепка простых форм. Конкурс на лучшего кондитера. 3. Особенности лепки овощей. 4. Особенности лепки фруктов. 5. Лепка животных. Работа по сказке «38 попугаев» 6. Лепка животных. Работа по сказке «Привет Мартышке». 7. Тематическая и сюжетная лепка по мотивам народных сказок. 8. Мозаика из пластилина. 9. Свойства бумаги, материалы, инструменты. 10. Симметричное зеркальное вырезание. 11. Вырезание в полосе. 12. Симметричное вырезание в квадрате, круге. 13. Мозаика из бумаги. 14. Выполнение композиций на основе симметричного вырезания. 15. Выполнение композиций на основе симметричного вырезания. 16. Знакомство с оригами, правила работы, подготовка бумаги. 17. Модели на основе базовой формы «Треугольник». 18. Модели на основе базовой формы «Книжка» и «Дверь». 19. Модели на основе базовой формы «Воздушный змей». 20. Модели на основе базовой формы «Воздушный змей». 21. Выполнение моделей на основе сложных базовых форм. 22. Выполнение моделей на основе сложных базовых форм. 23. Выполнение работ, сочетающих аппликацию и оригами. 24. Выполнение работ, сочетающих аппликацию и оригами. 25. Работа с тканью. Основные материалы и инструменты. 26. Шов «вперёд иголку». Шов «зиг-заг». Технология выполнения. 27. Шов «бархатный»/ «козлик». Шов «стебельчатый». 28. Ремонтные работы в быту. Пришивание пуговиц. 29. Вязание крючком. Основные материалы и инструменты. 30. Вязание крючком. Набор петель. 31. Вязание крючком. Выполнение «цепочки», «полустолбика». 32. Выполнение изделий из бросовых и природных материалов. 33. Выполнение изделий из бросовых и природных материалов.

Методическое обеспечение
Для реализации программы «Художественный труд» используется проблемно-аналитическая система, разработанная С.Я.Батышевым, состоящая из 3-х основных этапов. 1. Изучаются отдельные ситуации и проводятся упражнения по их выполнению. 2. Изучается проблема в целом, также с выполнением упражнений. 3. Изучается весь технологический процесс и самостоятельно выполняются задания по его ведению, регулированию, контролю (в полном объёме осуществление этого этапа возможно лишь со второго класса). В ходе реализации программы большое значение уделяется соблюдению принципа научности. Передавая научную информацию на доступном для младших школьников уровне трудности, автор знакомит детей с технической и технологической терминологией, принятыми символьными обозначениями. В программе достаточно много времени отводится чтению схем и построению чертежей. В процессе обучения по программе дети знакомятся с различными материалами: бумагой, картоном, гофрокартоном, текстилем, шнурами, лентами, декоративными элементами отделки, фурнитурой и пр. Полученная на занятиях информация расширяет их кругозор, способствует всестороннему развитию. Осваивая основные приёмы обработки материалов, дети уже с первых занятий принимают участие в творческом процессе: выбирают цвет пластилина, бумаги или ниток для изделий, элементы декора, пробуют выполнить изделие по своему замыслу. Это стимулирует развитие у детей художественного вкуса, мыслительной деятельности, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Желание найти новый художественный образ, принять участие в коллективном творчестве, усовершенствовать образец – всё это отличает настоящего художника от исполнителя. На занятиях поощряется проявление детской фантазии и изобретательности. Вопросы эстетического воспитания присутствуют на каждом занятии: работа с эскизом, составление композиции, выбор цветовой гаммы работы и т.д. В ходе реализации программы широко применяется такой вид деятельности как коллективные работы. Во-первых, использование этого вида деятельности позволяет выполнить большие по объёму работы с наименьшими временными затратами. Во-вторых, выполняя коллективную работу, младшие школьники меньше устают, имеют возможность чаще
переключаться с одного вида деятельности на другой. В-третьих, выполнение коллективной работы благотворно влияет на климат в объединении, у детей повышается ответственность за выполнение своего задания. Результаты коллективного труда обязательно выставляются для стимулирования мотивации детей. При обучении детей, особенно младших школьников, огромная роль отводится наглядности. На занятиях обязательно демонстрируется готовое изделие, вместе с детьми педагог выполняет изделие крупного размера для детального просмотра. Процесс выполнения дополняется схемой на доске с пошаговыми инструкциями. Обращается внимание на форму предмета, соотношение его частей. В связи с введением новых образовательных стандартов для начальной школы в настоящее время разрабатываются занятия с использованием ИКТ для учащихся 1-4 классов. При работе в группе, ребёнку важно сохранить свою индивидуальность, развить свои способности, самостоятельность и инициативу. Для этого существует огромное количество способов, форм и методов. В своей работе автор учитывает основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению. 1. Организация учебного процесса с вовлечением ученика в процесс поиска, решение задач проблемного характера. 2. Связь изучаемого материала с жизнью. 3. Увязка материала с ранее полученными знаниями. 4. Трудное, но посильное обучение. 5. Частая проверка и оценка труда детей, прогнозирование возможных ошибок и выбор методов их устранения. 6. Яркость и эмоциональная окраска, вложенная педагогом в учебный материал. 7. Понимание того, что игровая деятельность предшествует учебной, а значит лежит в её основе. Каждое занятие – это новая игра. Например, на занятиях дети выполняют фигурки, одновременно разгадывая и загадывая загадки, вспоминая сказки. Чтобы оптимизировать учебный процесс, для занятий подобраны детские стихи, сказки народов мира. Работая с младшими школьниками, следует учитывать, что для детей данного возраста характерно непосредственное восприятие мира. Этим и руководствовался автор при выборе форм и методов обучения.

Методы по источникам информации:
 устные словесные методы: объяснение, инструктаж, рассказ, беседа; часто добавляется информационная минутка об истории появления, областях применения различных материалов, инструментов и пр.  демонстрационные методы: у детей младшего школьного возраста наблюдается тенденция подражать наглядному показу действий. Это необходимо учитывать для обучения детей трудовым операциям, которые следует разделить на трудовые приёмы, а те, в свою очередь, на трудовые действия. Подражая педагогу, дети учатся правильно выполнять трудовые действия, приёмы, операции. У них формируется привычка экономно использовать материал, усилия и время.  практические методы: в ходе которых формируются 3 группы умений: 1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические; 2. общетрудовые: организаторские, конструкторские; 3. специальные: приёмы обработки бумаги, картона; сборки, отделки.
Методы, определяемые по видам деятельности:
 репродуктивные;  частично-поисковый метод: например, в 1-ом классе детям предлагается выполнить складывание простейших фигурок по эскизу без схемы складывания, или по схеме, где часть информации отсутствует, или разобраться в работе, имея готовое изделие. Такие задания способствуют развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления;  проблемный метод: предусматривается постановка рабочей задачи, ответ на которую дети должны найти самостоятельно. Чаще всего предлагается схема складывания без эскиза работы.  исследовательский метод: высшая ступень творческой деятельности детей; данный метод не преследует цели сделать научное открытие, он вводится для того, чтобы воспитать у ребёнка черты творческой личности.
Методы, определяемые по управлению деятельности учащихся:
 эвристическая беседа: вопросно-ответная форма обучения, в процессе которой дети должны применить теоретические знания к решению конкретных практических задач. В 1-ом классе этот метод широко
используется при изучении сложных базовых форм, в основе которых лежат уже известные приёмы и элементы складывания.  алгоритмы: изучение базовых форм оригами – это математически и логически выверенный путь. В процессе работы по алгоритмам у детей вырабатывается автоматизм выполнения последовательности трудовых операций.  программированное обучение: самообучение, при котором функции источника информации берёт на себя учебное пособие. На занятиях дети работают по схемам, эскизам; предусматривается вариативность заданий в зависимости от уровня подготовки и возраста учащихся.
Материально- техническое обеспечение учебного курса

«Художественный труд»

Методические пособия и книги для учителя
 Примерная программа по технологии. Предметные журналы
Печатные пособия
 Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.  Альбомы демонстративного и раздаточного материала
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
 Электронные справочники  Электронные пособия,  Обучающие программы по предмету
Технические средства обучения
 Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения,  Обучающие программы по предмету (по возможности)
Экранно-звуковые пособия
 Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)  Слайды соответствующего содержания  Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
 Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения  Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения.  Объёмные модели геометрических фигур
Оборудование класса
 Ученические столы двухместные с комплектом стульев  Стол учительский тумбой  Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
 Настенные доски  Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий)
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. Часть 1. Технология.- Москва.- 2010. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ЦИРУЛИК 2012 ФГОС 1-4КЛАСС Игры и задачи: 1-4-й классы: Обучение грамоте. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Информатика. Окружающий мир. Технология и искусство: CD, 1С-Паблишинг, Образовательная система "Школа 2100". Технология народных ремесел: 1-4-й классы. Бисер, соломка, береста, макраме : программа, разработки занятий, ООО"Учитель», 2010. Хапилина И. А. Азбука народных промыслов: 1-4-й классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. ООО"Учитель", 2012. В.В. Выгонов ТЕХНОЛОГИЯ. ПОДЕЛКИ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ. 1-4 КЛАССЫ. ФГОС, Издательство: Экзамен, 2012. «Из простой бумаги мастерим как маги». М.И. Нагибина, серия «Вместе учимся мастерить». Академия развития, 1998. «Всё об оригами». С. и Е. Афонькины, Москва «Оникс», 2004. «Волшебные шары кусудамы» С.Е. Афонькина. С-Петербург «Кристалл»,2001. «Цветы и вазы оригами». С.Е. Афонькина. С-Петербург «Кристалл»,2002. «365 моделей оригами». Т. Сержантова. Айрис-пресс,1999. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Латышева И.В. Декор в одежде. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.


В раздел начальное образование