"Праздник фонетики"
внеклассное мероприятие
Автор: Лукина Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №11, город Вольск,Саратовская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Вольска Саратовской области» Внеклассное мероприятие по русскому языку«Праздник фонетики»
подготовила учитель начальных классов Лукина Елена Владимировна г.Вольск, 2014
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Праздник фонетики»
Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развивать фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение. Оборудование: плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и о звуке; магнитофон, кассета с аудиозаписью различных звуков; карточки слов. Ход праздника. Вступление. Отгадайте загадку: Он бывает тихим, громким, А ещё глухим Может быстро проскочить, А захочет — будет жить До тех пор, пока звонок Не отмерит ему срок. Он везде всегда дрожит И по воздуху бежит. Рот ему, как дом родной, Из него летит волной. Любит с эхом подразниться, В барабане сохраниться. Если где услышим стук, Значит, к нам добрался ..(звук). С. Ефремов. (Звучит фонограмма) - Прослушайте внимательно запись, назовите услышанные звуки: а) льётся вода из - под крана; б) звенит колокольчик;
в) тикают часы; г) школьная столовая в разгар обеда; д) птичьи голоса; е) учащийся читает отрывок из стихотворения « Унылая пора»; ж) музыкальный отрывок из произведения Чайковского «Времена года»; з) плач ребенка. Слово учителя: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого phone (фон), что означает «звук».«Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова». - А как звуки научились превращаться в буквы, т.е. «одеваться», мы узнаем из сказки: Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он всё — таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видным и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились. - Ребята, а где мы можем увидеть звуки в своих волшебных платьях? (В алфавите) - В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом? Исполняется песня «Алфавит» Фонетические диалоги Гласные – согласные. 1 уч.
Мы не буквы, мы — звуки речи, Изучает фонетика нас. 2уч. Мы не буквы, мы — звуки речи, Произносят и слышат нас. 1 уч. Дыхание свободно в каждой гласной, Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовёт, Звук получается гласный. 2уч. А согласные… Согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Учитель: - На какие две группы делятся звуки? — (Гласные и согласные).
Сценка «Кто важнее?» Ведущий. Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее? Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет! Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится. Гласные:
А вот и получится! Например, м. Согласные: Разве только одно м, а больше ничего? Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что — нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами. Гласные: (поют и смущённо умолкают) [..о..е..и..а] Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к}, так всякий догадается, что это фонетика. Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если. Согласные: (мычат в ответ что- то неразборчивое и тоже умолкают). Ведущий. А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки? Высказывание(плакат): Гласные — это река, А согласные — её берега, Реки без берегов не бывает. (Исполняется песня «Гласные-согласные») Игра «Один звук, марш!» Ведущий.
Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!» 1) Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть — го[] сть. всласть – власть экран – кран краска – каска полк - пол склон — слон беда - еда тепло - тело 2) Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза - гроза. стол - столб шар - шарф лапа - лапша рубка - трубка укус - уксус клад- склад дар - удар усы – бусы З) Сейчас вам следует в данных словах заменить один согласный звук. Вот так: корж — морж. ногти - когти зубы - губы галка - палка булка – будка киска - миска орел - осёл лапка - лавка песок - лесок клин- блин свет - цвет тоска - доска полено – колено дамочка - мамочка Ведущий: Продолжаем мы играть, Чтобы многое узнать. «Весёлые рифмы про ударение»
Сценка «Ударение» (Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.) - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи». Начинает пищать. Вбегает мама: - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? - А я лекарство принял. А здесь написано. . .(читает). - Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи. - Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. 1 уч. Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром. Эй, невидимка — молоток, Отметь его ударом! 2уч. И молоток стучит, стучит, И четко речь моя звучит. Шутник он, невидимка — молоток, Тук! — и ударил в безударный слог... И сразу же исчез огромный замок И появился маленький замок. 3 уч. Послушай, молоток, Не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги! Мы в слове слог ударный Найдём э—ле—мен—тар—но! А когда его найдем, Громче всех произнесём! Учитель: Ошибка в ударении Граничит с преступлением. Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить Под удар! Фонетические головоломки. 1 уч. Я — травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь в конфету. (Ирис — ирис). 2 уч. Я — сборник карт: от ударения Зависят два моих значения. Хочу — преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас — атлас). 3 уч. Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они. В ведёрко руки окуни. Не бойся, это. . (Окуни— окуни). Учитель: - Усваивая звуковые «портреты» слов, нужно относиться к звучащему слову, как к некоему живому организму, в котором бьётся его сердце — ударение. (Исполняется песня «Перепутаница»). Домашнее задание «Егоркины скороговорки» - Скороговорки — это ради забавы придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчётливо, не запинаясь. Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи. Ведущий: Я сегодня была в восторге От затейника Егорки, За его скороговорки Я поставила б пятерки! Повторяйте, детвора: - Посреди двора дрова. - Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа. - В переменку перепел Перепёлку перепел! - Лилии полили ли Иль увяли лилии? - Аня ныне нянина, Нина няня Анина.
- Мамами любимы мы – самыми любимыми! То — то буду я в восторге, Если вы ,как я Егорке За его скороговорки, Всем поставите пятерки! Занимательная минутка Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке «Летели лебеди с лебедятами»? Скороговорки, которые были даны детям на дом: - Все бобры добры до своих бобрят. - Водовоз вез воду из-под водопровода. - У пенька опять пять опят. - Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. - На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема - Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов. - Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. Игра «Найди ошибки». Учитель читает: Пришёл из школы Лев Кузьмич, Стал проверять тетрадки, И целый вечер Лев Кузьмич. Отгадывал загадки. Он долго думал, например, Раскрыв тетрадку Тани,
Что это значит: «Музыкант Играет на баране?» Ах, неужели гвозди Вбивают... молоком (Написано у Кости О чуде таком?) А кто -то тяпкой вытер стол! (Ах, неужели тяпкой?) А кто - то каской красит пол! (напрасно, лучше шапкой.) А кто -то пишет: «Наш каток Такой хороший, гадкий...» - Ай-ай, - промолвил педагог и отложил тетрадки... Учитель: Давайте поможем Льву Кузьмичу исправить ошибки ребят. (карточки) Учитель: Я думаю, Вы будете со мной согласны, что каждый образованный человек должен соблюдать нормы орфографии и орфоэпии, т. е. быть грамотным. (Исполняется песня «Грамотей» Заключительное слово учителя: - Добрые, красивые и грамотно написанные слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед. Язык достался нам от многих поколений живших на Руси людей. И мы должны передать его следующим поколениям таким же чистым, живым, сверкающим и богатым, каким он достался нам!
В раздел начальное образование