"Земля - наш дом родной"
Урок-конференция по литературному чтению
Автор: Седусова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ "Рышковская средняя общеобразовательная школа", село Клюква, Курский район, Курская область
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Урок-конференция «Земля - наш дом родной»
Заключительный урок по теме «Люби живое».
Цели:
повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты:
учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование:
Компьютер с проектором для показа презентации, толковый словарь.
I. Открытие конференции
Мы с вами прошли по литературному чтению большую тему. Вспомните название. («Люби живое»)
(Слайд 2)
В конце каждой темы мы проводили уроки – викторины, уроки – КВНы, уроки – путешествия, литературные праздники. И сегодня настал черёд провести урок – конференцию. Давайте заглянем в толковый словарь, что означает слово Конференция (Конференция – большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп). - Наша конференция посвящена прочитанным произведением из раздела «Люби живое». - С какими произведениями мы познакомились в этом разделе? (М.М. Пришвин «Моя Родина», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»,В.В. Бианки «Мышонок Пик», Б.С. Житков «Обезьянка», В.П. Астафьев «Капалуха», В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…». - Попробуем сформулировать задачи нашего урока: 1. Повторим пройденный материал по разделу «Люби живое»; 2. Будем учиться любить всё живое, бережно относиться к природе.
(Слайд 3)
Наш дом родной, наш общий дом, Земля, где мы с тобой живем. Ты только посмотри вокруг. Тут речка, там зеленый луг, В лесу дремучем не пройдешь! Воды в пустыне не найдешь: А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой, Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть,
2 Леса и горы и моря, Вcё называется Земля. А если в космос мы взлетим, То из окна ракеты Увидишь шар там голубой Любимую планету. Стих И. Петросян - Наша конференция будет читательской конференцией, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной».
(Слайд 4)
— А вы являетесь корреспондентами «Лесной газеты». - Корреспондент - сотрудник, специально командированный за информацией о чём–нибудь. - «Лесная газета» состоит из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Сельские новости», «Почта», «Интересные факты».
(Слайд 5)
(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)
II. Выступления участников конференции
1.Вести из леса
— Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса». (Выступление корреспондента с текстом «Стая птиц под сне- гом».)
1. Стая птиц под снегом
(Слайд 6)
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да -бух! — сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из- под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют -и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит? - Вспомните, какие птицы ночуют под снегом? (глухарь)
(Слайд 7)
- Почему их так назвали? - Как называет глухарку автор одного из прочитанных нами произведений? - Кто хочет дополнить выступление о глухаре? - Рассказ про глухарку. Мы читали рассказ В.П.Астафьева «Капалуха», так охотники звали глухарку. Автор чуть не наступил на гнездо, в котором было 4 рябоватых светло- коричневых яйца. Мальчик хотел взять яйцо. Капалуха металась в стороне, сердечко сильно билось. Живот у неё был голый, пух она выщипала сама, чтобы тепло голого живота отдавать зарождающимся птенчикам. Как только все ушли от гнезда, глухарка заползла в гнездо, распустила крылья и замерла. Очень переживала за будущих деток. Заботливая мама.
3 - Вспомните, героем какого рассказа является зайчонок? («Листопадничек») - Почему его так называют? - Есть желающие поделиться сведениями о зайцах? - С кем познакомился листопадничек во время своего путешествия? — Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке.
(Слайд 7)
(Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.) Рассказ «Листопадничек» И.С. Соколов-Микитов (2 слайд – зайцы) Я вспомнил рассказ про зайчика, который написал Соколов-Микитов «Листопадничек», так звали зайчат, которые родились осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист. Самый маленький зайчонок мечтал полетать, как журавли. Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи, заснули колючие ежи, спрятались в норы змеи, и зайчатам стало скучно в лесу. Листопадничек убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны. Во время путешествия зайчонок встретил бобров. Они строили хатку для деток. И он попросился к ним жить. Но ему не очень там понравилось. В домике было темно и холодную воду не любил Листопадничек. Ему пришлось кормить маленьких бобрят. Бобры ели ивовую и осиновую корку. Горькая еда была для зайчика. Да ещё он испугался выдры, которая разоряла плотину. За долгую зиму большого страху натерпелся и от лисы, от росомахи, от рыси. Старый бобр посадил на свой хвост зайчика и помог выплыть на берег. Очень обрадовался своей маме и тёплому гнезду. Каждый должен жить со своей семьёй.
2. Рыбацкий узел
— Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел». (Выступление корреспондента с текстом «О грызунах и водоемах».) — Мы будем говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.
(Слайд 8)
Речной бобр - крупный грызун, его масса 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.
(Слайд 9)
Ондатра завезена в Россию в 1927 г. Родина ее - Северная Америка. Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4—7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями. Ондатра имеет красивый ценный мех.
4 — Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. (Рассказы детей.)
(Слайд 10)
- Я вспомнил рассказ Соколов-Микитов «Листопадничек», в котором рассказывалось о бобрах. Я узнал, что бобры строят себе домики в воде, домики называются хатками. А питаются бобры ивовыми веточками и осиновой корой. Еще у бобров есть враги – это выдра, росомаха. - Прочитайте отрывок. Вставив пропущенные слова, вы вспомните о некоторых животных, жизнь которых тесно связана с водой, которые встречались в произведениях.
(Слайд 11)
Первыми заметили Пика большие … Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда …. Скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов». (Белые чайки. Щука. Чайки.) - Откуда этот отрывок? («Мышонок Пик» В.Бианки)
(Слайд 12)
- Почему мышонок был вынужден отправиться в морское путешествие? - Какие опасности подстерегали бедного мышонка? (Его чуть не убил мальчик; чуть не склевали чайки; чуть не поймала щука, жулан, рыболов-скоп) - Чему научился мышонок Пик во время своего путешествия? - Благодаря мужеству, храбрости, силе воли устоять перед опасностями Пику удалось выжить в своём путешествии. - Что вы знаете о щуках и чайках?
(Слайд 13)
Щуки могут достигать 1,8 м в длину и 32 кг веса. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. Окрас щуки — серо-зелёный в крапинку. В некоторых озёрах встречаются серебристые щуки. В водоемах щука предпочитает держаться в зарослях водной растительности либо каряжниках. Как правило, там она держится неподвижно, затаившись, дожидается свою жертву, и внезапно бросаясь на нее. Кормится преимущественно рыбой.
(Слайд 14)
Жизнь чаек тесно связана с водой. Все чайки имеют перепонки на лапах, густое и плотное, не намокающее оперение. Они прекрасно плавают и отлично летают, а многие хорошо ходят по земле. Гнездятся по всему земному шару по берегам морей, рек и озер, часто большими колониями. Чайки — птицы прожорливые. Стоит ли поэтому удивляться, что в заповеднике на берегу Черного моря 60 тысяч гнездящихся там чаек-хохотуний уничтожают только за день 12 тонн насекомых. А за четыре летних месяца— до 1500 тонн. И это — без птенцов! Рыбу чайки ловят гораздо меньше, чем считали люди до недавнего времени. Иногда большие стаи чаек кормятся на полях, уничтожая огромное количество вредных насекомых.
5
ФИЗМИНУТКА (Слайд 15)
3. Сельские новости (Слайд 16)
- Продолжает выступление корреспондента из отдела «Сельские новости». - Я корреспондент из отдела «Сельские новости» и хочу прочитать вам письмо мальчика. Какого жука я в лесу повстречал! Он топал, как бык, и рогами качал. И очень серьезным и грозным он был - Я даже дорогу ему уступил. Мне имя его неизвестно пока, Но я не забуду лесного жука. Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего по рисункам найду. Узнаю, где водится, как он живет, Зачем ему крылья и что он жует. И будут страницы, как травы, шуметь, И будут, как птицы, трамваи звенеть. Я всем расскажу про жука своего, Как славно, что я не обидел его! — Ребята, а как зовут этого жука? (жук-олень) — А вот другой корреспондент из отдела «Сельских новостей» привел с собой помощников.
(Слайд 17)
Мальчик.
Мотылек, как же так? Целый день ты летал И совсем не устал? Расскажи, как ты живешь? Что ты ешь? Что ты пьешь? Где твой мир? Где твой дом? Расскажи обо всем.
Мотылек
. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах, Я летаю весь день в голубых небесах. Солнца ласковый свет озаряет мой кров. Мне еда и питье — ароматы цветов. Но живу я недолго — не более дня. Будь же добрым со мной и не трогай меня! — Ребята, а вы знаете мальчика, который обменял дорогую игрушку на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он? (Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится...».)
(Слайд 8)
4. Почта
— Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта». (Выступление корреспондента по письмам-жалобам.) - Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь. Расскажите о пользе тех, о ком говорится.
6
Жалоба 1 (Слайд
1
9)
«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая». (Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)
Жалоба 2 (Слайд
20
)
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно». (Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
Жалоба 3. (Слайд 21)
Про меня говорят, что наношу ущерб окружающей среде, разоряя гнезда. Что подкидываю яйца в чужие гнёзда и не воспитываю своих птенцов. Однако польза от меня тоже есть. Я уничтожаю самых разных насекомых, которые вредны лесу. Этих насекомых не употребляют в пищу мелкие певчие птицы.
-
О какой птице идёт речь?
5. Интересные факты
- Корреспонденты из отдела «Интересные факты» хотят выступить в защиту кукушки. Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые птенцы. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти. - Материнский инстинкт подсказывает матери, как защитить своё дитя. - Вспомните, в каких произведениях вы встретились с материнским инстинктом животных? («В. Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку», В. П. Астафьев «Капалуха»). - Как проявлялся их инстинкт?
III. Подведение итогов конференции
(Слайд 22)
7 — Наша конференция подходит к концу. Мы завершаем тему «Люби живое». Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы. О чем заставили задуматься? (Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!) Главное назначение человека - беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Кто считает, что у него это получилось, поднимет руки. Цветы или листочки
(Слайд 23)
— Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! М. Дудин (Конференция закачивается песней «Не дразните собак» на слова М. Пляцковского, которую поет весь класс.)
(Слайд 24 )
X. Литература.
Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. ФГОС. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.
В раздел начальное образование