Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

" Добро и зло"

конспект урока ОРКСЭ

Автор: Григорянц Офелия Робертовна, учитель начальных классов, ФГБОУ СОШ № 600, город Москва



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1


Учитель -


Григорянц Офелия Робертовна.
Цель:
раскрыть значение понятий « добро» и «зло», научить детей отличать добро от зла, рассмотреть соотношение добра и зла в жизни человека.
Задачи.
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «добро» и «зло», с их наиболее распространёнными проявлениями. Воспитательная: Воспитывать стремление к добру и неприятие зла. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям и природе. Воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки, положительное отношение к учёбе, пробудить желание совершать добрые дела. Развивающая: развивать память, речь, мышление. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Оборудование: пособие для детей «Основы светской этики» (с.12 - 13), компьютер, карточки с заданиями, проектор (презентация), отрывки из мультфильмов. 1.Организационный момент. Введение в новую тему. Вводное слово учителя. Ребята, к сегодняшнему уроку я подобрала отрывок из мультфильма: «Цветик – Семицветик» Посмотрите его и определите первое слово темы нашего урока. ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА. Беседа ( после просмотренного): - Сколько лепестков было на волшебном цветке? ( 7) - Почему 6 лепестков улетели и больше никогда не вернуться? ( Женя потратила их зря.) - На что потратила девочка последний лепесток? (Помогла мальчику.) - Какой поступок совершила девочка? (Она совершила добрый поступок – помогла мальчику.) - А что заставило её совершить этот поступок? ( Девочка его пожалела.) - Вставьте подходящее слово по смыслу. Слайд 1, 2. Женя совершила

поступок. (ДОБРЫЙ) - Подберите однокоренное существительное к данному слову.( Добро.) -Итак, первое слово темы вы определили. ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА А теперь давайте посмотрим ещё один отрывок, но уже из сказки «Аленький цветочек». - Что сделали сестрицы? (Перевели стрелки часов назад.) - А почему они так поступили? ( Сёстра ей завидовали.) - А зависть это плохое чувство? (Это плохое чувство. ) - Почему Настя так расстроилась? ( Потому, что она им верила. А они обманули её доверие. ) - Какой они совершили поступок? ( Плохой ,злой.) - Вставьте подходящее слово по смыслу. Слайд 3, 4. Сёстра совершили

поступок. (ЗЛОЙ, ПОДЛЫЙ) - Подберите однокоренное существительное к данному слову. ( Зло.) - Какое слово вы подобрали? ( Зло.) - Вот и второе слово вы определили. -Назовите нашу тему урока - «Добро и зло.»
2 Слайд 5. 2. Актуализация знаний. Ребята, а как вы понимаете значение слова « добро» ? Дайте ему определение. (Добро – это те хорошие поступки, которые мы совершаем.Стремление поступать правильно, честно.) Как вы понимаете значение слова « зло»? Дайте ему определение. (Зло – это плохие поступки, которые совершают люди, за которые им потом стыдно.) Прочитайте стихотворение. Слайд 6. Доброта даётся от рожденья, Как цвет кожи, глаз или волос, Сделать доброту приобретеньем Никому ещё не удалось. Доброта передаётся по наследству Так же, как похожие черты: С генами другими по соседству Закодированы гены доброты. И не так уж трудно догадаться, У кого в натуре доброта: Просто он не станет похваляться, Что, кому он сделал и когда. Просто он живёт так, как умеет, По другому, не умея жить. Вас своею лаской обогреет, А обидят - сможет защитить. - О чем это стихотворение ? (В стихотворении говорится о добре.) 3. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Чтение статьи из пособия «Основы светской этики». Прочитайте определение добра. Так что же такое добро? (Добро- поступки, которые помогают преодолеть разобщенности между людьми, способствует утверждению гуманности ( человеколюбия, взаимопонимания ) ) Прочитайте определение зла. Что такое зло? ( Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Зло может существовать в разных поступках.) Давайте подытожим. - Добро и зло: главные моральные понятия в жизни людей. - Добрые поступки совершаются сознательно, бескорыстно, не требую ничего взамен. - Злые поступки приносят беды и страдания людям. 4. Физминутка. 5.Продолжение изучения темы. Работа с видеорядом. Слайд 7 Прочитайте притчу. Слайд 8 Муравей и голубка. Муравью захотелось пить. Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубка. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ветку ему в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела Слайд 9.
3 Зачем голубка бросила ветку в ручей? (Голубка пожалела муравья и бросила ветку в ручей.) Какие чувства испытывал муравей, когда выбрался из ручья? (Чувство благодарности и радости.) Почему муравей укусил птицелова? (Муравей захотел помочь голубке.) Работа с пословицами. Соберите пословицу. Слайд 10
забудется, не, век, доброе.
(Доброе век не забудется.) Как вы её понимаете?
добром, за, плати, добро.
(За добро плати добром.) Объясните значение этой пословицы.
и, аукнется, так, откликнется, как.
(Как аукнется, так и откликнется.) Как вы её понимаете? Какая тема объединяет эти пословицы? Какие ещё пословицы вы знаете? 6. Выполнение шуточного теста.( Раздаются карточки. ) Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём. Выполнив тест- шутку. Что нужно делать, если кто- то нуждается в твоей помощи? а ) Сделать вид, будто бы ты ничего не замечаешь. б ) Посмеяться хорошенько над бедолагой – сам попал в беду, пусть сам из неё и выкарабкивается. в ) Начать розыск специального спасателя, пусть он и помогает. г ) В меру своих сил оказать помощь. Зачитываются 3, 4 карточки 7. Как бы вы поступить? Добро многолико. Найдите варианты поведения в сложившейся ситуации. Что бы вы предприняли? - Вы разбили мамину любимую чашку, обвинили кошку. ( Ответы детей) - А если бы не было кошки? (Ответы детей ) - Брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь. (Ответы детей ) 8. Игра «Добрые слова». Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее? (Дети дают версии.) – Конечно же, это добрые, теплые слова. – Какие? (Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры») Игра «Добрые слова». Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, напишите эти слова. (Листочки) 9.Подведение итога урока. Что помогает человеку поступать хорошо, правильно , т.е. совершать добрые поступки? ( Ответы детей.)
4 Закончить наш урок я бы хотела словами древнегреческого философа, мыслителя Аристотеля. «Не для того мы рассуждаем , чтобы знать ,что такое добро, а для того , чтобы стать хорошими людьми.» Большое спасибо, вы славно сегодня поработали. 10. Домашнее задание. Литература: Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 Уроки этики или поурочные истории о поступках хороших и поступках плохих. Составитель Дорофеев Ю. Г. М: Мозаика- Синтез , 2000 Стихотворение от Валерии ( интернет)


В раздел начальное образование