Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Лекарственные растения и наше здоровье"

Внеклассное мероприятие по формированию навыков ведения здорового образа жизни

Автор: Хомяковская Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №29, город Воронеж



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Тема занятия
: «Лекарственные растения и наше здоровье».
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Задачи:
1.Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах; 2.Познакомить с целебными свойствами лекарственных растений; 3. Познакомить с правилами сушения и хранения; 4. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу; 5.Развивать умение рационально использовать лекарственные растения; 6. Развивать чувство прекрасного, экологическое мышление, творческое воображение, элементы актерского мастерства; 7. Развивать умение обмениваться информацией, совершенствовать речь;
Оборудование
: картинки с изображением лекарственных растений (слайды), гербарий лекарственных растений Воронежского края, Красная книга, подбор литературы по теме.
Ход занятия.

Вступительное слово учителя.
Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
Природа дарит нам много красивого, полезного и нужного. И сегодня мы поговорим о лекарственных растениях ,которые являются частичкой природы, помогают людям укрепить и сохранить их здоровье. Что значит лекарственные растения ?
(они содержат лечебные вещества и как лекарства

помогают при различных заболеваниях)
Ребята, на уроке мы узнаем о правилах сбора лекарственных растений, о правилах их сушения и хранения. Также поговорим о их целебных свойствах . Мы любуемся красотой растений. А где их можно встретить?
(На лугу, в лесу, в поле.)
С давних пор использовали люди лекарственные растения в жизни. Больных лечили травяными бальзамами и настоями. Передавали секреты врачевания из поколения в поколение. О растениях слагали сказки, мифы и легенды. И с некоторыми сегодня мы познакомимся поближе, к нам придут в гости лекарственные растения. Какие вы знаете лекарственные растения, и может даже применяли их для лечения? Вы хотите знать, кто идет к нам в гости?
(Да)
Тогда отгадайте загадки. 1.Стоит в поле кудряшка -белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое?
(Ромашка)
2. О каком растении говорят, что оно жжет?
(Крапива)
3. Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко: Пусть дорожку до зари Освещают фонари. На больших столбах подряд Лампы белые висят.
(Ландыш)
Входят дети в костюмах Ромашки, Крапивы, Ландыша.
Ландыш рассказывает о себе.
О, первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей. Как первый луч весенний ярок! Какие в нем исходят сны!
Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны! По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царицы, выросли ландыши - символ чистоты, любви и грусти. Ландыш- спасатель человеческих жизней. Препараты ландыша майского применяются для лечения сердечно - сосудистой системы. Но использовать препарат без назначения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Сейчас ландыши в списке растений, которым грозит гибель. Ландыш занесен в Красную книгу. К сожалению, часто приходится наблюдать ужасную картину: люди охапками рвут эти нежные цветы, чтобы полюбоваться всего несколько дней.
Ромашка рассказывает о себе.
Посреди лугов увядших, Опаленных зноем, Белокурые ромашки Поднимаются прибоем. Белокурые ромашки Травы красят белой кистью, И звенит, звенит протяжно Жаворонок в синей выси. Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они служили зонтиками для маленьких степных гномиков. Известна ромашка своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими.
Крапива рассказывает о себе.
Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.
Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. А еще крапива укрепляет волосы. Из этого растения делают мешковину и веревки, так как у нее прочные волокна. Вспомните, в какой сказке девушка из крапивы связала рубашки для братьев?
(Х.Андерсен «Дикие лебеди»)
Спасибо вам, растения, много нового вы нам рассказали о себе. На территории России насчитывается 2500 видов лекарственных растений. И в нашем Воронежском крае тоже много целебных трав. Давайте посмотрим гербарий и попытаемся узнать засушенные растения.(или слайды) Кто знает, где и как правильно собирать лекарственные растения? -Растения надо собирать вдали от дорог и трасс. Почему?
(идет загрязнение от машин)
-Запрещается растения собирать в городах. Почему?
(промышленное

загрязнение

почвы, воздуха)
-Нельзя собирать неизвестные, больные и поврежденные вредителями растения. Почему?
(растения могут быть ядовитыми; больные и поврежденные

вредителями

растения могут быть опасными для здоровья)
-Части растений собирают в сухую ясную погоду. После дождя собирают спустя 2 часа. Почему? ( Капли дождя, проникая в растение, делают его менее целебным. Сырое растение тяжелее сушить.)
Физ.минутка
На берегу стояла ива, Ветер ветками качал То налево, то направо, То листочками играл. Как же правильно высушить растение? Существует 2 способа: 1. Растения собирают в небольшие пучки, сушат под навесом, в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. 2. Цветки или листики распределяют равномерным тонким слоем на хлопчатобумажной ткани, в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
Возникает вопрос: сколько сушить растение?
(5 дней,2недели…)
Чтобы определить высушенное растение, надо проделать следующий практический тест: Взять несколько листиков или цветков и растереть в ладонях. Если они легко превращаются в мелкие частицы, то растение высушено.
Практическая работа в группах.
Сейчас все попробуют определить, высушено ли растение - подорожник. Собрали, посушили… Но теперь надо выяснить, как хранить высушенное растение. Какие способы вы предлагаете?
(в пакетике, в банке из-под печенья…)
Оказывается не любой подручный материал можно использовать для хранения растений. Хранить можно в мешочках из хлопчатобумажной ткани, в бумажных кулечках. Но нельзя использовать газеты. Почему?
(типографская

краска

содержит

вредные

вещества)
Все материалы, не пропускающие воздух использовать не рекомендуют (полиэтилен, клеенка, жестяные коробки). В мешочек необходимо положить этикетку, в которой необходимо указать название растения, месяц и год сбора. Собирать надо только те части растения, которые являются лечебными. И если вы не знаете или сомневаетесь, какие части растения вам необходимы, можно посмотреть в любом справочнике трав. На нашей выставке книг представлено много справочной литературы, где вы можете узнать информацию о любом лекарственном растении, прочитать о них мифы и легенды. Важно помнить, что при сборе трав, нельзя вырывать их с корнями, иначе растения в этом месте больше не вырастут.
Творческое задание. ( в парах)
На каждой парте лежит лист с маленьким стихотворением. Продолжите стихотворные строчки: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы
- (варианты детей)
Молодцы, ребята! Послушайте ,как звучит авторское окончание стихотворения.
Опустеют все поляны
Мята, август 2011 год

И не будет красоты!
Давайте беречь и защищать каждую травинку, каждый цветочек. Сберегая их, мы не только сохраняем красоту нашей природы, но и свое здоровье. И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем. Ни за что ни в ответе, Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро свое губим, А гордимся природой и Отечество любим.
Закрепление.
А теперь мы поиграем. Вы видите на доске ромашку. На обратной стороне лепестков написаны задания, на которые вы должны ответить. -Загадка. С этих шариков пушистых полетят парашютисты.
(одуванчик)
- Загадка. На верхушке стебелька солнышко и облака. (
ромашка)
- Загадка. Не пустили в огород, оттого она и жжет.
(крапива)
- Какое растение помогает вылечить раны?
(подорожник)
-Можно ли собирать растения вблизи дорог? Почему?
(идет загрязнение от машин)
-Как определить высушено ли растение?
(Взять

несколько

листиков

или

цветков

и

растереть в ладонях. Если они легко превращаются в мелкие частицы, то растение

высушено.)
-В чем можно хранить высушенное растение? (
Хранить можно в мешочках из

хлопчатобумажной ткани, в бумажных кулечках.)
-Почему при сборе трав, нельзя вырывать их с корнями?
(растения в этом месте больше

не

вырастут.)
Надо помнить об охране растений. Многие лекарственные растения занесены в Красную Книгу.

Итог работы.
Что нового узнали? Где пригодятся знания?
Задание на дом.
1. Вместе с родителями приготовить витаминный чай из трав. 2.Нарисовать любое лекарственное растение и рассказать о его лечебных свойствах.


В раздел начальное образование