"Умножение и деление на 10"
конспект урока математики во 2 классе
Автор: Лукичева Ольга Николаевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №7 г., г. Фурманов, Ивановская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Открытый урок математики во 2 классе
УМК « Планета знаний»
Учитель
: Лукичева О. Н.
Тип урока
: открытие нового знания.
Тема:
Умножение и деление на 10.
Цель урока:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, составление алгоритма умножения и деления числа на 10.
Задачи:
Образовательные создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации; на умение разрешать поставленные проблемы. Развивающие - способствовать развитию математической речи, внимания, умения сравнивать , обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности. Воспитательные - воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству Валеологические -увеличить двигательную активность учащихся на уроке, предупреждать близорукость, нарушение осанки, перегрузку учащихся. Педагогические технологии, используемые на уроке: -Технология личностно-ориентированного обучения. -Технология системно- деятельностного обучения. -Приемы развивающей технологии Занкова: сравнение, аналогия, обобщение, моделирование. -Здоровьесберегающие технологии. Основные принципы проведения урока: - принимаю все ответы и реакции детей (устные и письменные, ответы, имеющие литературную и нелитературную форму, ответы в графической и пластической форме и т.д.); - каждой идеей ученика восхищаюсь;
- фиксирую все гипотезы детей, как бы абсурдны на взгляд педагога они не были. Ошибка ученика должна восприниматься как возможность нового неожиданного взгляда на что – то привычное; - во время урока исключаю критику личности и деятельности ученика; - отказываюсь от деления учеников на «слабых» и «сильных», понимая , что все дети разные и каждый умеет делать что – то лучше других; - перехожу с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и « мне интересно знать, что ты думаешь о…»; - понимаю, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам.
Этапы урока «открытия» нового знания
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, компьютер, видео- ролик о Ю. А. Гагарине, презентация к уроку, индивидуальные карточки с инструкциями, тест для организации самостоятельной работы, памятки- инструкции, учебник математики 2 класса под редакцией М. И. Башмакова, М.Г. Нефедовой 1. Этап мотивирования и самоопределения к деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 3. Постановка учебной проблемы. 4. Построение проекта выхода из затруднения (или поиск решения). Реализация построенного проекта 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение пройденного. 8. Рефлексия деятельности.
I.Эмоциональный настрой на урок.
(проводит Здравушка класса)( 1 мин.) -Настроиться на работу поможет Здравушка класса Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться.
II.Самоопределение к деятельности.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? -Кем хотите видеть себя? -Какую роль предлагаете выполнять мне? -С чего начнем урок?( с разминки)
Разминка
-
Сколько планет в Солнечной системе? - Назовите самую маленькую? ( Плутон) Самую большую?( Юпитер) -Увеличьте число планет на 9, уменьшите полученное число в 2 раза. -Найдите сумму полученного числа и 3(12) -Сегодня особенный день – 12 апреля. Подскажите, пожалуйста, ребята, почему? (сообщения детей)
Просмотр видеоролика « Знаете, каким он парнем был» ( 2 мин)
-Какие чувства вы испытали, просматривая этот фильм? -Мы пока не готовы покорять космические дали, но каждый день, на каждом уроке мы совершаем для себя новые открытия, которые в дальнейшем помогут вам стать хорошими рабочими, врачами, инженерами, и может быть, удивить страну новыми научными открытиями. - Готовы к покорению неизведанных вершин математики?
III.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
-Прежде чем перейти к новому материалу, давайте вспомним, какую тему мы рассматривали на уроках математики? (Приёмы табличного умножения и деления на 2,3,4 и 5.) -На предыдущих уроках вы увидели, что таблица, которую мы составили, не совсем удобна, громоздкая, возникла проблема: -Нельзя ли изменить её, упростить? Дома вы проводили исследование таблицы умножения. Экспертная группа ( представляю) сегодня даст оценку вашей работы. Итак, приступаем к защите ваших проектов по модернизации таблицы. Защита проектов по теме: «Исследование таблицы умножения» ( выступления групп) Основные предложения групп: 1группа
1.В таблице умножения, которую мы составили, есть примеры , которые не требуется заучивать, так как они подчиняются правилу. Это случаи умножения на 1. Их нужно исключить из таблицы. 2 С правилом умножения числа на 1 мы знакомы. 3.Мы рассмотрели таблицу Пифагора и увидели, что в ней таких случаев тоже нет. 4. Есть повторяющиеся примеры, их тоже можно исключить.( показ на слайде) 5. В таком сокращенном виде таблицу легче учить. -Предлагаем решить следующие примеры…… Дети устно называют ответы. 2 группа -Мы проводили наблюдения за группой примеров, где второй множитель 10, и заметили закономерность. При умножении числа на 10 в результате к этому числу приписывается 0 . Мы записали эти примеры в общем виде. Их также не обязательно заучивать.
х 10= 0 х10= 0
Постановка учебной проблемы.
-Во взаимосвязи с каким действием мы рассматриваем умножение? -Как вы думаете, деление на какое число нам необходимо рассмотреть? ( деление на 10)
Цель урока
: составление правила умножения и деления числа на 10
IV.Построение проекта выхода из затруднения
-Модель умножения числа на 10 вы получили в результате домашней проектной деятельности. Сейчас я предлагаю вам провести исследование деления числа на 10, поработать конструкторами и теоретиками . -Что вам известно об этих профессиях? ( до урока детям было предложено домашнее задание - выяснить в словаре значение слов – например: дети рассуждают конструктор- это слово многозначное. Конструктор - специалист, который создает какую-либо конструкцию. Знакомство с конструктором первого космического спутника. Конструктор - игра. Теоретик - ученый, занимающийся вопросами теории.
Работа в группах. Составление и моделирование правила.
Ролевая игра
Распределение обязанностей -Итак, задача теоретиков - составить правило, конструкторы - моделируют, а эксперты дают оценку выполненной работы. Для составления правила детям - теоретикам предлагаю инструкцию. Инструкция А 20:10=2
40:10=4 50:10=5 1.Сравните число, которое делим и значение. (Названия компонентов деления не изучались) 2.Проследите за изменениями в каждом выражении. 3. Сделайте вывод, составьте правило. Чтобы круглое число разделить на 10……. Для моделирования дети-конструкторы получают следующую инструкцию Инструкция Б 20:10=2 40:10=4 50:10=5 1.Сравните число, которое делим, с результатом в примерах 2.Проследите за изменениями в каждом выражении. 3. Сделайте вывод. 4.Нарисуйте модель деления числа на 10, используя сказочные числа. В процессе работы групп включаю музыку… Возможные варианты моделей:
0 :10=
V.Проверка гипотез детей.
Отчеты групп, выбор лучшей модели. Оценка работ экспертной группой
Физкультминутка «Звездочки» ( двигательная пауза)
Работа по учебнику Чтение правила по учебнику. (с.84) -Сравните наши выводы и правило в учебнике. Награждение победителей. ( Присвоение звания « Лучший конструктор», «Лучший теоретик»)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
1)Хоровое проговаривание правила . 2)Проговаривание правила друг другу. Игра « Вертушка» ( ребята стоят группами по 4 чел, рассказывают правило, поднимают руки вверх, если ответ правильный) 3)Игра « Проверь меня» или « Задай вопрос» ( два ученика общаются вслух, один задаёт вопрос, другой отвечает, класс контролирует правильность общения) Например: -Ваня, скажи ,пожалуйста, как число умножить на 10? - Чтобы …. -Молодец! -Приведи свои примеры. -Затрудняюсь, прошу помощи у … и т. д. Оценка работы в паре -Зачем мы составили правило? (чтобы пользоваться им в решении)
VII.Реализация построенного проекта
1)Работа по учебнику
с. 84 № 2
А) Выполнение задания
с комментированием
( 1 строка) Б) Считают результаты примеров второй строки в паре, рассказывая друг другу Проверка: один ученик называет ответы , остальные правильный ответ оценивают хлопком.
2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 строка)
Во время выполнения задания работают консультанты и оказывают помощь. Взаимопроверка и оценка работы по эталону- « ключу» 3) Задания - «ловушки»( слайд) -Герои любимого вами мультфильма Смешарики посещают космическую школу, и им тоже необходимо было решить примеры, проверьте их решение. 90:10= 9 10Х10=1 15Х10=150 120:10=12 23х10=203 4)- В каких заданиях мы можем использовать полученные знания? (В решении задач)
VIII. Включение в систему знаний повторения.
Работа в парах
-Обсудите, в каких задачах необходимо использовать новое правило? 1.Первый космический полет Юрия Гагарина длился ровно 1 час 48 минут. Сколько минут длился полет? 2. Около 40 новых звезд появляется в нашей Галактике за 1 год. Сколько звезд появится за 10 лет? 3.За 10 лет Луна удаляется от Земли почти на 40 см. На какое расстояние она удаляется за год ?
Самостоятельная работа
-Реши одну из них.
Проверка
Заслушиваются ответы.
IX.Тест
Обведи правильный ответ 1)Увеличь 50 на 10 500 5 60 2) Уменьши 60 в 10 раз 6 70 50 3) Найди произведение 7 и 10 17 3 70 4)Чему равна сумма 30 и 10 40 20 3 5) Длина 10см, а ширина 4см. Найди площадь. 14 28 40
1чел. выполняет на компьютере, остальные - по карточкам -Кто испытывает затруднения в выборе действия, можете воспользоваться памяткой. Самооценка « волшебная линеечка»
X.Рефлексия деятельности.
Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно … Хотелось бы узнать… В заключение урока хочу прочитать обращение Ю. А. Гагарина к школьникам. « Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе.» Ю.А.Гагарин
XI.Составляем дерево успеха.
В раздел начальное образование