Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Ситуационная игра " В кругу семьи"

конспект внеклассного занятия

Автор: Лукичева Ольга Николаевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №7, г. Фурманов



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


В кругу семьи

Внеклассное мероприятие во2 классе

Форма проведения: совместная с родителями ситуационная игра
Классный руководитель: Лукичева О. Н.
Цель:
воспитание отношения к семье как базовой ценности общества.
Задачи:
 Формирование нравственного долга перед родителями;  Определение роли детского участия в создании теплых семейных отношений;  Развитие способности коммуникативного общения;  Формирование положительных эмоций и чувства, связанных с данной проблемой.





Ход занятия:

Звучит песня «Ты и я – одна семья"(все стоят в кругу)
1. Учитель. - Добрый день! Я благодарна всем, кто пришел не нашу встречу. Рассчитываю на вашу поддержку помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Я не случайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете почему? Да, круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия вашей защищенности. Я напомню вам несколько правил, которые при этом нужно выполнять: 1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинства присутствующих. 2. Говорит один, все слушают не перебивая. 3. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
Тренинг: «Как вы себя чувствуете».
Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. Расскажите, какое у вас настроении и самочувствие сейчас. (Все по очереди высказываются). -О чем пойдет сегодня речь? -Сегодня мы поговорим о нашей семье, о доме, в котором мы живем. 2011 год в Ивановской области объявлен Годом Семьи. Предлагаю поиграть в ассоциации. Скажите, какие ассоциации у Вас возникают в связи со словом «дом»?( рассказы детей и родителей) Действительно, дом – это наша опора во всех бедах и несчастьях. Семья - это наша крепость, за стенами которой царят любовь и понимание, наш спасательный круг, который помогает не утонуть в океане проблем.
Семья – это великий дар. Когда -то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». - А как появилась семья ? Дети
инсценируют сказку
о первой семье. Ведущий: Давным –давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый. - Куда ты идешь? –спросил старик. - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной,- предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. -Посмотри!- сказал старик. Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время он понял , что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Игра « Строители»
Предлагаю Вам поработать в группах – поиграть в «строителей». Давайте построим дом, в котором нам всем хотелось бы жить. Дом должен иметь прочный фундамент, крепкие стены и надежную крышу. Пусть 1я группа из предложенных вариантов выберет те семейные ценности, которые мы положим в основу «фундамента» нашего дома и его стены (выбрать 7 слов).
2я группа, используя прилагательные, охарактеризует, каким должен быть наш дом. 3я группа подберет глаголы, определяющие роль семьи в нашей жизни. Через 3 мин. по одному представителю от каждой группы представят и объяснят свой выбор.
1 группа
Верность доверие преданность тепло жертвенность Сочувствие понимание ответственность доброта дружба Надежность уважение сотрудничество красота любовь Уют терпимость счастье
2 группа
Любящий надежный здоровый заботливый справедливый прощающий строгий веселый красивый ласковый крепкий счастливый внимательный
3 группа
прощает любит понимает защищает верит гордится доверяет оберегает все позволяет требует спрашивает контролирует
Вот в этот дом мы и поселим нашу семью. Почему же слово семья состоит из 7 Я? А ответ на этот вопрос нам даст стихотворение. Как появилось слово «семья» Когда- то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила «Я». Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? - «Я, я, я» - Ева молвила «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья Ответьте пожалуйста на вопрос:
Из

чего

по-вашему

складывается

семейное

счастье?
Что нужно, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая семья? О такой семье мечтают даже игрушки
Танец «Домик для игрушки»
-Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место ваша семья, дом. Об этом говорят ваши фотографии, которые вы принесли к сегодняшней встрече. Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают тучи. – Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? (ответы детей)
Конфликты, вот одна из причин непогоды.
Создать семью нелегко, а сохранить ее еще сложнее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликт удается не всем, иногда не хватает житейской мудрости.
Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели
анкетирование,
которое показало, что большинство из вас счастливы в своих семьях, что родители у вас добрые и справедливые, но все же конфликты случаются. Проанализировав ваши анкеты, я могу представить
результаты.
На вопрос «Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?» положительно ответили - 22чел.. «Что чаще становится причиной конфликта?» Ответы распределились следующим образом: Конфликтные ситуации возникают из-за учебы, причиной ссор с родителями становятся ваши друзья, домашние обязанности, поведение, И просто пустяки . «Кто чаще идет на сближение, первым прилагает усилия для быстрого разрешения конфликта?». Результаты опроса показали, что чаще в конфликтной ситуации первыми на мировую идут родители, как более старшие и умудренные опытом. 5 чел. из вас – делают это сами. Можно ли его избежать конфликтов в семье? Что для этого нужно сделать? Решение ситуаций в группах


Ситуация 1
Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию концерта. Но после репетиции он задержался: поиграл с ребятами, затем по дороге зашел к товарищу за книгой, а тот пригласил покататься с горки. Когда Вова пришел домой, то увидел полные страха и отчаяния глаза мамы.


У самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их и прислушаться к их аргументам. А теперь
проведем блиц-опрос:
-Я больше не буду ссориться с родителями из-за… -Нельзя допускать в общении с родителями… Я думаю, вы поняли, что погода в доме во многом зависит и от вас самих, и вашего поведения.( памятки техники безопасности в семье) Каждая семья интересна по- своему и у каждой есть чему поучиться.
Ситуация 2
Дина требовала, чтобы родители купили ей новые джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объясняла ей, что они не могут их купить, сейчас нет денег. Но Дина продолжала требовать, плакала, кричала, что мама ее не любит, не жалеет. Потом оделась и ушла, хлопнув дверью.
Ситуация 3
Дима: Лена, помоги мне решить задачу по математике! Лена: Хорошо, давай разберемся вместе. Дима: Мне не надо вместе. Реши сама – и всё, а я в это время другие уроки делать буду! Лена: А почему, Дима, я за тебя уроки делать должна? У меня своих дел достаточно! Дима: Так, значит, не хочешь помогать? Мама, мне Лена помочь не хочет, реши ты! Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе ее делать нужно! Дима: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!
Многие семьи богаты своими семейными традициями. -Какие
традиции,
существуют
в ваших семьях
? (
рассказы детей о своих семьях с презентацией)
Дети в сотрудничестве с родителями заполняют листочки с традициями, затем прикрепляют их на дерево, зачитывая их. Полюбуйтесь, как пышно расцвело наше дерево. Здорово, что в каждой семье есть свои
семейные традиции.
-Ребята, наш класс можно назвать семьей? -Какие
традиции существуют в нашем классе
?( поздравление именинников, совместные праздники, экскурсии… -Какие традиции могли бы укрепить нашу школьную семью?( работа в группах) -Я в свою очередь хочу вам сказать, здорово все-таки, что мы с вами вместе, тоже своеобразная большая семья. Стало доброй традицией в нашем классе поздравлять наших родных: мам, пап, бабушек и дедушек. Позади День защитников Отечества, впереди Международный Женский день. Сегодня мы поздравляем всех членов семей с прошедшими и предстоящими праздниками и дарим им это поздравление.
-Мы открываем первую страницу нашего журнала, а посвящается она

нашим дорогим и горячо любимым мамам.
1страница: Дорогие наши мамы! 1.Наша мама , как весна, То, как солнце засмеется, То, как легкий ветерок, Головы моей коснется. 2.То рассердится слегка, Будто тучка набежала. То, как радуга она, Поглядишь и засияла. 3. Как заботница- весна, Не присядет, не устанет. Вот придет она домой И тотчас светлее станет. 4. Люблю свой дом, свою речушку, Люблю в ней каждую ракушку,
И каждый камешек на дне, И мостик радугой над ней. 5. Люблю я лес в зеленой майке, Ромашки на лесной лужайке, Люблю я солнце, добрый ветер, А маму- больше всех на свете! Учитель: Да, ребята, вы любите своих мам. И часто мы замечаем, как дети с увлечением играют в дочки-матери, стараясь подражать взрослым. Такую игру мы и посмотрим сейчас. Сценка «Три мамы» Ведущий: Танюша под вечер с прогулки пришла и куклу спросила: Дочка: Как, дочка, дела? Опять ты залезла под стол, непоседа, опять просидела весь день без обеда? С этими дочками прямо беда! Скоро ты будешь, как спичка, худа, иди-ка обедать, вертушка. (девочка берет куклу и сажает за стол.) Ведущий: Танюшина мама с работы пришла и Таню спросила: Мама: Как, дочка, дела? Опять заигралась,наверно, в саду? Опять ухитрилась забыть про еду? «Обедать!»- кричала бабуля 100раз, а ты отвечала: «Сейчас,да сейчас!» С этими дочками прямо беда, скоро ты будешь, как спичка, худа. Иди-ка обедать, вертушка. (дочка садится за стол.) Ведущий: Тут бабушка, мамина мама пришла и маму спросила: Бабушка: Как, дочка, дела? Наверно в больнице за целые сутки опять для еды не нашлось ни минутки, а вечером съела сухой бутерброд? Нельзя же сидеть целый день без обеда! Уж доктором стала , а все- непоседа! С этими дочками прямо беда! Скоро ты будешь ,как спичка, худа! Иди-ка обедать, вертушка! (мама и бабушка тоже садятся за стол) Ведущий: Три мамы в столовой сидят, три мамы на дочек глядят. Что с дочками делать упрямыми? Все (хором): Ох, как непросто быть мамами! -Да, непросто быть мамами. Давайте порадуем их хорошей, душевной песней. (песня «Милая мамочка») - Мы открываем вторую страницу нашего журнала и посвящается она работящим, деловым папам. 2страница: Мой папочка самый- пресамый… 1. Мой папа красивый и сильный такой, Мой папочка – самый- пресамый, Он шляпу всегда приподнимет рукой, Встречаясь на улице с дамой. 2. Это папа, папа- врач, он так много знает,
Чтоб пилюли меньше пить,нас он закаляет. 3. Папа наш – великий мастер, Может полку смастерить. 4. А наш папа- молодец, на работе- лучший спец! 5. Папам всем мы пожелаем не стареть и не болеть, Больше спортом заниматься, чувство юмора иметь! 6. Телевизор не смотреть, больше с гирями потеть, На диване не лежать, на скакалочке скакать. (подарок для пап - песня) Учитель: - Открываем 3 страницу нашего журнала Наше старшее поколение бабушки и дедушки. 1. Ну, какие бабушки старушки? Это наши старшие подружки. 2. Сколько будет дважды два? Что такое острова? 3. Для чего медведь залез в берлогу? Где Снегурочка живет? Как летает самолет? Бабушки на все ответить могут. 4. Мы едва успели встать с постели, Как же наши бабушки успели, нам косички заплести, Пол в квартире подмести, кашу вкусную сварить, В магазине хлеб купить. С бабушками очень повезло нам! 5. Две бабушки на лавочке сидели на пригорочке, Рассказывали бабушки: «У нас одни пятерочки!» 6. Друг друга поздравляли, друг другу жали руки Хотя экзамен сдали не бабушки, а внуки. 7. Ходит в школу на собранья, варит бабушка бульон, Ей за это каждый месяц носит деньги почтальон. 8. Если бабушка сказала: «То- не трогай, то –не смей!» Надо слушать, потому что дом наш держится на ней! - Для вас звучит песня «Бабушка- бабуля»
8. Наш дедушка не любит тени, Он любит солнышка тепло, Дрожат у старого колени, ходить бедняге тяжело. 9.Но без него мы жить не можем, Он не чужой, он наш –родной, Он выйдет, мы ему поможем, Поставим стульчик раскладной. 10. И хорошенечко усадим, укроем ноги, а потом Седую бороду разгладим или косички заплетем. Танец «Аты- баты» Открываем 4 страницу нашего журнала Наши дети Звучат песни « Кампания» и «Веснушки» - Вся семья вместе, так и душа на месте! Учитель:- Ребята,вы с такой любовью и теплотой говорили о своих родных, что я просто уверена в том, что вы живете в замечательных семьях. Дети: 1. Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо! 2. Пусть всегда будут мамы, Пусть всегда будут папы! Все вместе: Пусть всегда будет радость, Пусть всегда будет мир! Хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. •
Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,


Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Советы родителям
 Не балуйте меня, вы меня этим портите.  Не бойтесь быть твердым со мной.  Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.  Иногда я говорю или делаю что – то только затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации.  Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы потом пожалели о том, что сделали мне больно.  Не делайте за меня то, что я в состоянии сделать сам.  Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.  Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняюсь нравоучениям.  Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.  Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.  Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Значение имеет то, как мы с вами его проводим.  Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь… А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь…  И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить мне любовью тоже.
1. Что такое конфликт? 2. Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями? 3. Кто первым в такой ситуации шел на мировую: вы или родители? 4. Понимают ли вас ваши родители? 5. Что чаще становится причиной конфликтов


В раздел начальное образование