Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Системно-деятельностный подход в воспитании"

cтатья

Автор: Вильданова Гульнур Анваровна, учитель начальных классов, МБОУ лицей №2 г.Дюртюли, г.Дюртюли,Республики Башкортостан



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Системно-деятельностный подход в воспитании младших

школьников
Выполнила:Вильданова Гульнур Анваровна, учитель начальных классов, МБОУ лицей №2 г.Дюртюли.
Основная идея
деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Я, как

классный руководитель, не передаю готовые образцы нравственной и

духовной культуры, а создаю, вырабатываю их вместе с учащимися.

Наш совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе

деятельности и составляет содержание воспитательного процесса,

реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Как известно, понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Потому так важна в школе личность учителя начальных классов! Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным. Неуспешный ученик – это перепуганный человек, перепуганный неудачами в учебе в первую очередь. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя начал уважать. Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей. Главные принципы моей работы:  «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!»
 «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».  «Терпение и труд все перетрут». Справедливо сказано, что «писатель живёт в своих книгах, художник – в картинах, а учитель – в мыслях и поступках своих учеников». Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».
Размышляя над тем, как сделать интереснее творческую

деятельность, понимаю, что «не нужно делать праздники для детей, надо

делать праздники вместе с детьми». По моим наблюдениям, любая

заинтересованность учителя передается ребятам.
Наглядный пример этому – проведение праздника «Фейерверк талантов». Дети в начале года «заразились» от меня этой идеей, занялись деятельностью – показать родителям –какие таланты есть в нашем классе и помочь талантам раскрыться. В январе месяце обучающиеся моего класса выступили перед родителями. Это мероприятие основывалось на внеурочную деятельность 3В класса. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Классные часы, начиная со второго класса, готовят и проводят сами обучающиеся,это приучает их к самоанализу, контролю и самоконтролю. В течение года мои ученики принимают активное участие в: 1. Конкурсах рисунков,поделок 2. Фотоконкурсах. 4. Школьных олимпиадах ; 5. Всероссийском конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок»; 6.Всероссийском молодежном предметном чемпионате «Старт»; 7. Республиканской олимпиаде школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина. 8. Акции «Милосердия». 9. Сборе макулатуры . 12.Спортивных соревнованиях;
Хочу закончить свое выступление перечислив золотые правила

деятельностного подхода:
 подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;  веди ребёнка от собственного опыта к общественному;  будь не «над», а «рядом»;  радуйся вопросу, но отвечать не спеши;  учи анализировать каждый этап работы;  критикуя, стимулируй активность ребенка.


В раздел начальное образование