"Местоимение" 4 класс "
конспект урока
Автор: Евсеева Светлана Александровна, учитель начальных классов, Мариинская ООШ- филиал МКОУ Андреевская СОШ, посёлок Мариинский, Брединский р-он, Челябинская обл.
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Открытый урок по русскому языку в 4 классе (В.П.Канакина) по программе
«Школа России»
Тема урока:
Роль местоимений в речи
Тип:
комбинированый
Задачи:
*Повторить ранее изученные сведения о местоимении; *Учить распознавать местоимения среди других частей речи; *Развивать умение находить в тексте личные местоимения;
Планируемые результаты
Предметные:
*вспомнить ранее изученные сведения о местоимении; *распознавать местоимения среди других частей речи; *определять наличие в тексте личных местоимений;
Метапредметные:
*понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; *делать выводы на основе наблюдения; *соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения; *рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность; *активно сотрудничать при работе в парах.
Личностные:
*знать и применять в общении правила вежливого обращения.
Ресурсы урока:
учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы в парах.
Ход урока
1.Орг. момент.
-
Я рада вас всех видеть! Настал новый урок. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры. Приветливы и ласковы. Мы все здоровы. (слайд1) Ребята, встали все у парт тихонько Посмотрите, гостей сколько? Повернулись к ним лицом.
«Добрый день, добрый час!
Как мы рады видеть вас!»
Поклонились, улыбнулись, Лицом ко мне повернулись. Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. Мы будем отвечать активно Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. - Посмотрите на свои рабочие места: всё ли у вас готово к уроку. Сели ровно. Пожелаю всем удачи – За работу, в добрый час!
2.Актуализация знаний.
а) Оформление тетрадей . -Откройте тетради, запишите дату. б) Словарная работа. (слайд 2) -Отгадайте ребусы, слова запишите в тетрадь. (слайды 3-8) -Ребята, какие слова вы записали? -Как называются эти слова? (словарные) Проверьте и запомните. (слайд9)
3. Мотивация познавательной деятельности.
А)Прочитайте текст Валентины Осеевой «Кто наказал его?» (слайд10) -Объясните смысл заголовка. (о наказании) -Какова главная мысль текста? (за поступки надо отвечать) -Какое слово встречается чаще других? (я) -Какой частью речи является это слово? (местоимение) -Как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь? -Что вы уже знаете об этой части речи? -А вот чему предстоит научиться нам в этом году вы узнаете открыв учебник на с.51. Итак, давайте прочитаем, что мы должны вспомнить? Что узнать? Чему научиться? -А на странице 52 найдите и прочитайте тему нашего урока. Итак, чем мы будем заниматься сегодня? (слайд 11) -Какие задачи мы поставим на этот урок? (слайд12) Б) Работа в рабочей тетради . -Откройте рабочие тетради, найдите упр.68, с.31. -Прочитайте стих про себя. Выполните задание. Теперь вслух. Какие слова подчеркнули? -Проверьте, кто выполнил так же? (слайд 13)
4.Организация познавательной деятельности.
А)Работа по учебнику -Найдите упр. 108, с.52. -Прочитайте стихотворение про себя, вслух. -Что вы представили, читая строки? (когда на деревьях появляются листья, значит прошла зима, можно везде гулять) -Почему автор именно так расположил стихотворные строки? (сделать паузы) -Какой частью речи являются выделенные слова? -Называют ли они конкретное лицо? -Так что же такое местоимение? (слайд14) Б) Работа с правилом. -Давайте прочитаем правило, которое приготовила нам в учебнике Сова на с 52. - Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? (Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). В) Работа над упр 109. - Прочитайте местоимения про себя. -Какие это местоимения? (личные) -Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит?(Я, мы) -Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы) -Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они) Г) Обобщение сведений о личных местоимениях. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях по упр 69. -Заполните таблицу. -Давайте проверим. (слайд15) Д)Проблемная ситуация. -Одно из слов в каждой группе лишнее. Найдите его и объясните своё решение.(слайд 16)
5.Физминутка для глаз.
6. Продолжение организации познавательной деятельности .
а)Создание проблемной ситуации. (слайд21) -Прочитайте текст. - Вам он понравился? -А что в нём не так? (повторяется часто слово дятел) - Какой частью речи является слово дятел? (Имя существительное) - Как это исправить? (заменить местоимениями) -Давайте прочитаем, что у нас получилось.
-Для чего существуют местоимения в речи? ( Местоимения заменяют существительные) -Какой вывод можно сделать?
Вывод.
Они создают нам речевое удобство. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. б) Работа в группах по карточкам.
- задание для первой группы
Настя выбежала на улицу. Там лил дождь. Настя забыла зонтик дома. Настя (она) побежала домой за зонтиком. Настин зонтик был очень красивый. Насте (ей) нравился этот зонт.
- задание для второй группы
Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка (она)любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка (она) закрывает мордочку хвостом, когда спит.
- задание для третьей группы
У нас в доме был ежик. Ежик (он) был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик (он) прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика. -Прочитайте текст про себя. - Что вы заметили, какая ошибка допущена? - Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями. -Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился. Запишите каждый свой текст в тетрадь.
Дополнительно:
подчеркнуть грамматическую основу в последнем предложении. в)Работа по учебнику-упр 110. -Прочитайте первое предложение. -Назовите личное местоимение,которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? Запишите отгадку, рядом местоимение, которым оно замещено. (сом- он) -Прочитайте второе предложение. -Назовите личное местоимение,которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? Запишите. (ящерица-она) -С какой целью в загадках используются местоимения? (чтобы не делать подсказок и не называть ответа) г)Самостоятельная работа. -Продолжаем работу. Задание такое же. Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке. Утром - Так заведено -
Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар - птицей: ( Солнце ) А стемнеет - ОН придёт: Тоненький, Смущённый, - Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. (Месяц) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка) И в море не купаются, И нет на них щетинки, И все же называются ОНИ - морские ... (Свинки) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот) Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам Я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран) -Проверяем, что записали. -У всех так? (Слайд 24) Д) Фонетический разбор слова глазки на доске. - В упр. 110 вам встретилось задание- фонетический разбор. Выполним его на доске. е) Упражнение «Хитрые вопросы» Они вы-мы-ты. Ты- к- вы О- на оно
7. Диагностика достижения планируемых результатов.
Тест. Выполняем самостоятельно, проверка в парах. Проверяем по комьютеру.
8. Рефлексия.
*Справились мы с поставленными на урок задачами? *Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось? *А над чем ещё надо поработать?
8. Подведение итогов урока.
-Оцените свою работу на уроке. (Спросить всех по очереди)
В раздел начальное образование