"Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника"
статья
Автор: Сидорова Валерия Александровна, учитель начальных классов, МБОУ "ООШ № 28", город Новокузнецк, Кемеровская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Роль эстетического воспитания в формировании
личности младшего школьника
Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой составляющей формирования личности. Его определяющим фактором является искусство во всех проявлениях. С его помощью осуществляется разностороннее развитие ребенка, в том числе и в сфере эмоций. Также под влиянием искусства формируется образное мышление, понимание красоты и творческие способности. В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение в формировании личности приобретает эстетическое воспитание подрастающего поколения. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования младших школьников, которое заключается в воспитании эстетических чувств. Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного. Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источниками чувств прежде всего являются произведения искусства: литература, живопись, музыка и другое. И именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения. В школе существует целый ряд учебных предметов эстетического цикла: изобразительное искусство,
музыка, МХК, хореография. Кроме этого, эстетическое воспитание осуществляется и на других уроках. Например, на уроках чтения дети знакомятся с художественными произведениями. Учеников захватывают поступки героев, они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопереживают. Книга открывает перед детьми одну из страниц культуры человечества, пробуждает воображение, познавательный интерес, развивает ум. В задачи эстетического воспитания входит также выработка у учащихся умение отличать действительно художественные произведения от различного рода подделок в искусстве, развитие у них нетерпимого отношения к уродливым явлениям в окружающей жизни, к некрасивым поступкам. Очень важно, чтобы в процессе эстетического воспитания развивалось умение понимать и переживать прекрасное не только в природе и искусстве, но и в поступках людей, в их взаимоотношениях, поэтому одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка. Потребность в красивом утверждает моральную красоту. А подлинное искусство делает человека умнее, сильнее, добрее, счастливее. Оно и является поэтому мощным и незаменимым орудием целостного формирования личности. Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
В раздел начальное образование