"Русский народный костюм"
Проект
Автор: Чухно Светлана Александровна, учитель музыки, МКОУ Чистоозёрная СОШ №3, п.г.т. Чистоозёрное, Новосибирская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
ПРОЕКТ
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ
КОСТЮМ»
Тема:
Русский народный костюм.
Руководитель проекта:
Чухно Светлана Александровна, учитель
Организация-исполнитель
: МКОУ Чистоозёрная СОШ№3
Адрес организации исполнителя:
632720, Новосибирская область, Чистоозерный район, р.п. Чистоозерное, ул. Маяковского, 68 МКОУ Чистоозёрная СОШ№3
Вид проекта:
информационно-творческий.
Продолжительность проекта:
с 14.01.13г. по 22.02.13г.
Постановка проблемы
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта. Истории русского национального костюма посвящается наша исследовательская работа.
Цель проекта:
Приобщать дошкольников к истории национальной культуры посредством изучения русского народного костюма.
Задачи:
Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; Привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству; Вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта; Через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра; Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.
Участники проекта
Администрация
- обеспечивает материально-техническое оснащение проекта; - осуществляет промежуточный контроль выполнения проекта.
Учитель
- оказывает помощь в изготовлении костюмов, участвует в выставке;
Дети 7-8 лет
-непосредственные участники;
Родители
- оказывают помощь в пошиве костюмов.
Поэтапное описание реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
1. Определить цели и задачи; 2. Подобрать информацию для изучения поставленного вопроса.
П этап – исследовательский
1. Изучение вопроса становления русского народного костюма с древности; 2. Изучение женского костюма 3. Изучение мужского костюма
Ш этап– творческий
Изготовление русского народного костюма
IV этап – заключительный
1. Презентация проекта. 2. Оформление работы.
Виды деятельности:
Совместная деятельность воспитателя и детей Просмотр видеофильмов по данной теме Работа с научно-популярной и справочной литературой Консультации и беседы с родителями Оформление «Уголка старины»
Формы организации:
Индивидуальные Коллективные Групповые
Методы и приёмы:
Теоретические:
анализ литературы по теме проекта;
Практические:
рассматривание, показ, исследование, изготовление
Коммуникативные:
беседа, рассказ, игры,
Эвристический:
развитие активности, творческих способностей.
Мотивационный:
поощрение, убеждение.
Обеспечение проекта:
Материально – техническое
- компьютер, принтер, музыкальный центр, DWD – плеер; - наборы для художественных, творческих работ; - канцелярские принадлежности.
Учебно – методическое
- методическая литература
Информационное:
-научно-популярная, художественная литература.
Продукт
проектной
деятельности:
создание русских народных костюмов
Презентация проекта:
Открытый показ «Посиделки»
Календарный план реализации проекта
№
п/п
Форма
организации
Задачи
Сроки
Ответственные
1. Беседа о традициях русского народа Знакомить детей с культурным наследием русского народа 16.01.2013 Учитель
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением русских народных костюмов Вызвать интерес к рассматриванию национального костюма 18.01.2013 Учитель 3. Совместная деятельность «Одежда наших предков» Познакомить детей с мужским и женским костюмами, особенностями их изготовления 19.01.2013 Учитель 4. Просмотр видеофильмов «Знакомство с русским народным костюмом разных губерний» Знакомить детей с историей русского костюма, с техникой изготовления деталей, украшений еженедельно Учитель 5
.
Экскурсия в музей Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом на примере музейных экспонатов 20.01.2013 Учитель 6. Рисование русских народных костюмов Учить детей передавать в рисунке особенности народного костюма, развивать творческую самостоятельность детей. 25.01.2013 Учитель 7. Консультация для родителей «Русский народный костюм» Привлечь родителей к созданию русского народного костюма для детей. 16.01.2013 Учитель 8. Рассматривание репродукций Познакомить детей с творчеством 27.01.2013 Учитель
картин Ф.Малявина, Е. Рачева к р.н. сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка» художников- иллюстраторов, развивать эстетический вкус детей. 9. Беседа о цвете одежды, символике в вышивке Объяснить значение цвета в одежде, символах в вышивке, обогащать словарный запас детей. 30.01.2013 Учитель 10. Рассматривание изображений головных уборов Познакомить детей с головными уборами, активизировать в речи детей слова: кокошник, кика, сорока. Поддерживать интерес к изготовлению головных уборов из картона. 01.02.2013 Учитель 11. Заучивание пословиц и поговорок об одежде, труде Приобщать детей к малым фольклорным жанрам 06.02.2013 Учитель
12. «Домашняя мастерская» Пошив Русского народного костюма Расширять сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения. 01 - 15 февраля Учитель 13. «Укрась сарафан» - аппликация Показать особенности украшения сарафанов, используя аппликацию. 07.02.2013 Учитель 14. Просмотр видеофильма «Куклы- обереги» Обогащать знания детей о традициях русского народа. 15.02.2013 Учитель 15. Изготовление кукол-оберегов «День-ночь» Познакомить детей с техникой изготовления кукол, развивать творческую активность. 16.02.2013 Учитель Дети 16. Выставка «Уголок старины» Учить детей бережно относиться к предметам старины, гордиться С 14 февраля Учитель, дети, родители
17. 18. Изготовление лаптей Презентация проекта «Русский народный костюм»» историческим прошлым своего народа Расширять сферы участия сотрудников детского сада в организации жизни образовательного учреждения. Обобщить знания детей о русском народном костюме С 15 -20 Февраля 22.02.2013 Учитель
,
родители, дети
Результаты проектного исследования:
Обогатились знания детей о культурном наследии народа. Дети 7-8 лет умеют классифицировать костюм по цветовому исполнению, отделке, украшению. Знают и различают женские головные уборы. Имеют представления о мужском костюме. Имеют представления об обуви – лапти. Дети проявляют интерес к русской национальной культуре не только во время занятий, но и во внеурочной деятельности. У детей сформирован устойчивый интерес к истории костюма.
Литература
1.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г. 2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г. 4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г . 5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г. 7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г. 8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г. 9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г. 10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г. 11.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г. .
В раздел начальное образование