"Психологические особенности личности у детей с нарушением интеллекта"
статья
Автор: Хамутовская Антонина Владимировна, воспитатель 1 "ОР" класса, ГКОУ РО школа-интернат VIII вида № 1 г.Новочеркасска, город Новочеркасск, Ростовская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Психологические особенности личности у детей с нарушением
интеллекта
В настоящее время, мы все больше стали встречаться со сводками того, что большое количество умственно отсталых и вообще психически неполноценных детей оказывается в числе правонарушителей. Известно, что большую часть контингента детей с нарушением интеллекта составляют дети, не имеющие родителей, и дети из неполных и неблагополучных семей. Такой ребенок фактически оказывается лишенным полноценного общения со своей семьей, что, безусловно, отрицательно сказывается на формировании его личности. В настоящее время знание психологических особенностей личности детей с нарушением интеллекта стало приобретать все большее значение и масштабность. Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте, следует иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет, прежде всего, сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования. (5. с.68) Изучением личности детей с нарушением интеллекта стали заниматься сравнительно недавно. Так, первое в России исследование умственно отсталых детей по этой проблеме было осуществлено в 1930-е гг. И. М. Соловьевым, результаты его нашли в сборнике «Умственно отсталый ребенок». В 1936 г. Л.В. Занков опубликовал результаты психологического анализа личности умственно отсталых детей, страдающих разной глубиной дефекта. Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы личности умственно отсталых детей в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Он подчеркивал, что при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом у ребенка иное, чем в норме, и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Исследование самооценки детей с нарушением интеллекта впервые
2 было проведено Де-Греефом. Он показал, что повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей эмоциональной незрелостью. Точка зрения Л.С. Выготского по этому поводу иная: он считает, что именно на почве слабости, из чувства собственной малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности. Специальное исследование Р.Б. Стеркиной по выяснению формирования уровня притязания у умственно отсталых детей в двух видах деятельности (учебной и практической) показало, что формирование уровня притязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта ребенка – успешности или неуспешности в этих видах деятельности. (1. с.78) С целью изучения личности детей с нарушением интеллекта мною было проведено исследование. Оно включало в себя диагностику и последующий анализ своеобразия личности детей с нарушением интеллекта и детей в норме (младший школьный возраст,а именно 1 класс.) Для обеспечения более точного и глубокого изучения личности детей с нарушением интеллекта использовались специальные методы. К таким методам относились: наблюдение за деятельностью ребенка, экспериментальное исследование (обучающий эксперимент), экспериментально-психологические методики. В ходе исследования были использованы как вербальные, так и практические методы. Следует отметить, что к большому сожалению, для изучения личности данной категории детей специально-разработанных методик, не существует. Поэтому, для этого мною были использованы методики, предложенной Г.А. Урунтаевой, но адаптированные специально для «наших» детей, младших школьников с нарушением интеллекта. Так, в качестве таких методик выступили следующие: «Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности», «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности», «Изучение понимания эмоциональных состояний, изображенных на картинке», «Изучение волевых проявлений у детей». (6. с.123) В результате проведенного исследования были получены результаты: младшие школьники в норме (1 класс) имеют завышенную самооценку, некоторые – уже адекватную; завышенный и
3 умеренный уровни притязания; высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Первоклассники с нарушением интеллекта: наличие неадекватно- завышенной и неадекватно-заниженной самооценки и уровня притязания; средний уровень (ближе к низкому) - эмоциональной сферы и крайне низкий уровень развития волевой регуляции. Этим детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний; неумение контролировать свои поступки, действия и подчиняться требованиям взрослого). Это говорит о том, что все аспекты личностной сферы формируются у младших школьников с нарушением интеллекта замедленно и с большими отклонениями. В процессе исследования также выявлено, что развитие личности детей с нарушением интеллекта, в частности всех их показателей, в значительной мере определяется правильной организацией жизни детей и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогами (учителем и воспитателями в классе). Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяет сделать первые шаги в направлении контроля за своими проявлениями и желаниями. Для того чтобы этот первый шаг был осуществлен, мною были специально подобраны и предложены коррекционные задания и упражнения для коррекции личностных «дефектов» детей с нарушением интеллекта. Они могут быть использованы как дома - родителями, или близкими людьми, так и в школе-интернате – воспитателями . Эти упражнения разделены в специальные блоки в зависимости от поставленной цели. Так, для повышения самооценки и уровня притязания (снятия страхов и повышения уверенности в себе) я предлагаю такие задания: «Волшебный бал», «Дотронуться до…», «Поварята», «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи», «Художники - натуралисты», «Нарисуй свой страх, победи его», «Дизайнеры», «Жмурки», «Кораблик», «Песня». Упражнения на снижение
4 агрессивности и ослабления негативных эмоций: «Подушечные бои», «Выбиваем пыль», «По кочкам». Упражнения, направленные на развитие саморегуляции (волевых усилий) и снятие психоэмоционального напряжения: «Торт», «Заряд бодрости», «Рисуем музыку», «Портрет», «Дискотека кузнечиков», «Походка и настроение», «Рисование по точкам». (3. с.45) Все эти задания и упражнения должны проводиться, прежде всего, при соблюдении основных требований: создании доброжелательной, спокойной атмосферы; предупреждении конфликтных ситуаций; учете особенностей каждого ребенка. Таким образом, несмотря на то, что дети специализированных коррекционных учреждений вовсе не представляют собой однородной массы обучаемых олигофренов, глубокое знание особенностей умственно отсталых детей помогает найти дифференцированные пути коррекции и компенсации патологии их личностного развития. Именно индивидуальный подход при обучении и воспитании психически неполноценных детей, понимание их особенностей и поиски соответствующих методов воспитания и обучения просто необходим при работе с такими детьми.
Список литературы
1. Основы специальной психологии под редакцией Л.В.Кузнецовой. М.,2006-479с. 2. Петрова В.Г. Белякова. Психология умственно отсталых школьников. М., 2004- 159с. 3. Рожина Л.Н. развитие эмоционального мира личности. Минск, Университетская, 1991-191с. 4. . Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,1979-192с. 5. Специальная психология под редакцией В.И.Лубовского.М.,2003-460с. 6. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Академия, 1998-293с.
5
В раздел начальное образование