"Игровые технологии в начальной школе"
статья
Автор: Ескина Лариса Ивановна, учитель- логопед, МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Горького, город Каргат, Новосибирская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Доклад: Здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий на
логопедических занятиях.
ГОКУ СКШ № 10 ДОКЛАД НА МО УЧИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ». Составила учитель – логопед Л.С. Масютина Иркутск 2014 – 2015 уч. год. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.Ж. РУССО Основной задачей современной школы является подготовка ученика – будущего выпускника к свободной, полноценной, богатой (моральной и материальной) жизни. В современной жизни выпускники специальных школ, особенно с интеллектуальной недостаточностью, испытывают значительные трудности в социальной адаптации, так как возрастающие требования к молодому человеку порой непосильны для их реализации, а возможности специальной школы VIII вида весьма ограничены. В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В последние годы в образовательном процессе возрос интерес к проблеме здоровьесберегающих технологий. «Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются требования: - учёт индивидуальных особенностей ребенка; - исключение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузок при освоении учебного материала;
- создание благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе; - обучение ребенка способам защиты себя от стрессов, обид, оскорблений. Эти требования я стараюсь поддерживать при проведении логопедической работы. В связи с тем, что нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ученика, эффективность его обучения и дальнейшую социальную адаптацию, целесообразно использование системного подхода в логопедической коррекции. Логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки. Учитывая быструю утомляемость детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую, использовать максимальное включение анализаторов и разнообразную наглядность. Целями здоровьесберегающих образовательных технологий обучения являются: - обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе; - формирование у воспитанников необходимых знаний, умений и навыков; - использование полученных знаний в повседневной жизни. Формы работы с использованием здоровьесберагающих технологий на логопедических занятиях разнообразны и включают в себя: сказкотерапию, музыкотерапию, ароматерапию, дельфинотерапию, электронные физминутки для глаз, цветотерапию, массаж рук и предплечья грецким орехом, массаж ушных раковин. «Мягкой» формой психокоррекции для учащихся с ОВЗ является сказкотерапия, метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основные функции сказок: 1. Эмоциональная. Мир сказок побуждает ребёнка к интенсивному эмоциональному резонансу. 2. Информационная. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации. Сказки передают знания о мире и о человеческих взаимоотношениях. 4. Воспитательная. Изучая сказку, закладываются основы «нравственного иммунитета». 5. Творческая. Мир сказок позволяет мечтать и фантазировать, что активизирует творческий потенциал обучающегося. Разновидностью здоровьесберегающих технологий на логозанятиях является музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыкальную терапию применяют во многих странах мира для лечения профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной недостаточности, поведенческих нарушений, психосоматических заболеваний, психических отклонений. Музыкальная терапия реализует ряд задач: - позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или наоборот активизировать, настроить, заинтересовать; - помогает установить контакт между учителем – логопедом и ребёнком; - развивает коммуникативные и творческие возможности учащихся; - способствует установлению и развитию межличностных отношений со сверстниками; - увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей. Таким образом, использование музыкотерапии на логозанятиях повышает уровень речевой функции у обучающихся специальной коррекционной школы. Положительное влияние музыкотерапии усиливается в сочетании с ароматерапией. Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений. При аромотерапии эфирные масла одновременно воздействую на физическое и психическое самочувствие
ребёнка. Ароматерапия рекомендуется для ослабленных, угнетённых или наоборот, перевозбуждённых детей. Запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека, при положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц. Это один из эффективных методов для профилактики гриппа и простудных заболеваний. Комплексное воздействие на организм человека оказывает дельфинотерапия. Основная составляющая дельфинотерапии – это ультразвук. Дельфины являются природными «излучателями» ультразвука, который обладает лечебным эффектом. Во время сеансов дельфинотерапии уменьшается возбуждение центральной нервной системы и активизируется работа мозга. Одним из древнейших методов лечения является цветотерапия, терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Помимо зрительных образов, глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, уменьшает головные боли, понижает аппетит, стимулирует умственную деятельность. Фиолетовый цвет угнетает психические и физиологические процессы, снижает настроение. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение, повышает защитные силы организма. Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие. Жёлтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы и эндокринных желез. Также на логопедических занятиях использую электронные физминутки для глаз, что способствует сохранению зрения, снятию усталости с глаз во время работы на занятии. Многие учащиеся с ОВЗ имеют отклонения в поведении, в связи с этим в план проведения логопедических занятий включаю массаж кистей рук и предплечья с использованием грецкого ореха. Эти упражнения успокаивают ребёнка, позволяют снять напряжение. Немецкий философ И.Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Исследования физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук. Массаж пальцев рук нормализует функциональное состояние различных внутренних органов - связь каждого пальца с определенным органом. На ушных раковинах находится множество активных точек, воздействие на которые может оздоровить весь организм. В настоящее время известно 170 биологически активных точек, размещающихся на поверхности ушной раковины. Именно поэтому в своей работе применяю массаж ушных раковин. Он быстро мобилизует силы организма, помогает расслабиться или повысить активность. Массаж ушных раковин приводит к улучшению физического и эмоционального состояния. Использование различных форм здоровьесберегающих технологий в логопедической работе способствует сохранению здоровья учащихся с ОВЗ, а значит, готовит ученика - будущего выпускника к успешной социальной адаптации в современном обществе.
Доклад: Использование дифференцированных заданий как
средство повышения грамотности учащихся
ОГСКОУ СКОШ № 10 г. Иркутска
ДОКЛАД ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ» Составил: учитель – логопед Л.С. МАСЮТИНА Г. Иркутск 2013 г. Использование дифференцированных заданий как средство повышения грамотности учащихся Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Задача учителя - научить детей грамотно писать и правильно выражать свою мысль. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. В классах есть такие ученики, которые хорошо знают теоретический материал, но не всегда применяют его при написании. В результате допускают орфографические и пунктуационные ошибки. А есть и другие ученики, которые безграмотны. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной работы. Для многих учеников это утомительно и трудно. Педагоги настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению. Можно выделить несколько причин безграмотности учащихся: * понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики пытаются запомнить правила, осознать; * понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; ученики лучше выберут компьютерную игру, чем чтение книги; * неумение «видеть» орфограммы. Что же такое орфографическая зоркость учащихся? “Умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением, называется орфографической зоркостью”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у
учащихся нужно воспитывать. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию. Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике. Академик А.В.Текучёв реалистично оценивает место орфографической работы в общей системе занятий по русскому языку. Реалистично трактуется им и понятие грамотности. «По- настоящему грамотным можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать». В деятельности учителя можно выделить несколько направлений: 1. поиск интенсивных приемов формирования орфографической зоркости учащихся; 2. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся путем создания творческой атмосферы на уроке; 3. реализация задачи развития логического мышления учащихся, обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; 4. усиление практической направленности обучения русскому языку; 5. поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в начальной школе. Навыки грамотного письма требуют непрерывной целенаправленной работы. С начала учебного года необходимо выявить слабых учащихся для того, чтобы использовать дифференцированный подход. В отдельной тетради успеваемости делаются записи допущенных ошибок учениками. После этого составляются карточки с индивидуальным заданием. Учащиеся работают с этими карточками, тем самым ещё раз обращают внимание на данные орфограммы. На каждом уроке необходимо учить учащихся опознавать орфограммы. В любой письменной работе ребята должны выделять, показывать орфограмму, в устных работах обязательно называть её и комментировать. Когда затрудняются в ответе, то обращаются к форзацу учебника или к параграфу. Практика в школе показала, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения: 1. Списывание текста с пропущенными буквами; Так при выполнении упражнения важно не просто списать, но и вставить буквы, объяснить
свои действия. Вставить пропущенные безударные гласные. (В своей работе я предлагаю упражнения для 4 класса). «Не трогай в л…су ни ветки, ни тр…винки. Не разоряй муравьиные д…ма. Не хв…таешь же ты со ст…ны музея разные чудесные вещи. Ведь они – для всех людей. И лес – для всех людей на З…мле». 2. Письмо по памяти; Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. Необходимо давать детям для запоминания небольшие прозаические тексты. «Природа украшает нашу жизнь. Она несет человеку много радостных минут». «Хороша наша русская природа!» 3. Предупредительные диктанты; Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). 4. Объяснительные диктанты; Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Письмо окончаний. «Много в запасе у зим… холода и снега. Поэтому звери готовятся к зим… . Но каждый встречает зим… по-своему. Кто шубку меняет, кто грибы сушит. Холодной зим… всё пригодится. О зим… думают и люди». 5. Подготовленные диктанты; Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова пишутся под диктовку. «Гор…д, д…орога, з…вод, лаг…рь, к…ньки, меб…ль, ов…щи, п…суда, вч…ра, р…сую, пр…мер, б…рёза, г…зета, к…ртина, в…ленки». 6. Комментированные диктанты; Учитель читает предложение, все слушают. Предложение учителем читается повторно (по частям) Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор- рассуждение; один из пишущих разбирает вслух. «Пришла осень. Над землёй плывут туманы. Опадает листва. С полей всё убрали. В садах жгут сухие ветки. Мы стоим и смотрим на пламя. Это догорает лето». 7. Графические диктанты; Графические диктанты помогают повысить развитие анализа структуры предложения, а также пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания. Игра.
«Кто собирает яблоки спиной… «У кого на сучке кладовая... «Видел ли ты облепиху? Это кусты с оранжевыми ягодами. А почему их так назвали? Они облепили все ветки. Полезны ли эти ягоды? Это очень полезные ягоды!» 8. Цифровые диктанты; Верны ли мои утверждения? Я утверждаю, что в словах, которые назову, есть буква Ь, найдите эти слова (указываются только цифры). 1. дельфин 2. пельмени 3. хвостик 4. письмо 5. капель 6. шмель 7. камни 8. карамель 9. радостный Ответ: 1,2, 4,5, 6,8 9. Творческие. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения. а). Сегодня в классе ученики читали книгу. б). Вчера они лепили бабу. в). Завтра дети пойдут смотреть фильм. 10. Свободные диктанты; Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое
слово. 11. Выборочные диктанты. Позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания. Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена. На уроках проводится словарно-орфографическая и орфоэпическая работа. При словарно - орфографической работе, как правило, у доски 4 ученика. Остальные ученики по цепочке диктуют словарные слова. После написания проверяется работа вслух, можно одновременно выполнить и взаимопроверку. При выполнении словарных диктантов включаются слова, над ошибками в которых класс работал. 12.Словарный диктант; Иней, вагон, русский, фабрика, портрет, полотенце, квартира, корабль, трамвай, костюм, вокзал, пшеница, минута, трактор, цыпленок, ястреб. Записать по слуху и расставить ударение, безударные буквы подчеркнуть. 13. Контрольный диктант; Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием. В школу. Лето прошло. Началась осень. Часто идут дожди. На улиуах лужи. Поля опустели. Мальчики и девочки пошли в школу. Ване куптли портфель. У Шуры красивые туфельки. А Лиде купили новые карандаши. У всех подарки. 14. Диктант «Проверяю себя». 15. Контрольный тест; Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме. 1. В каком ряду во всех словах надо вставить букву разделительный Ь? 1. сем…я, кол…я, солов…и, бел…ё, здоров…е 2. кон…, мыш…, кор…, бол…, мел… 3. кон…ки, бор…ба, скол…ко, гор…ко, мал…чик
2.В каком ряду во всех словах надо вставить букву и ? 1. пл…вут, з…мляника, трав…, б…лка, вет…р 2. груш…, ш…шка, ш…роко, ш…пят, ерш… 3. рубеж…, сторож…т, дорож…ть, ж…вот, ж…рный 3.В каком ряду во всех словах надо вставить букву а ? 1. крич…ть, молч…ть, печ…ть, кач…ть, свеч… 2. щ…вель, угощ…ть, рощ…, прощ…ние, пощ…да 3. яг…ды, …бед, зд…ровье, телевиз…р, к…стюм Ответ: 1 2,3 1,2 16. Пользование орфографическими словарями; На уроках русского языка ученики работают с орфографическими словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Для слабых учеников задание может быть более конкретизировано: работают со словами на определенную букву. 17. Работа над ошибками; В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов предлагаются индивидуальные задания по допущенным ошибкам (карточки с заданием). Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать орфографические трудности, нужно систематически работать на протяжении многих лет. Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли заинтересовать ребят и удивить. 18. Проверочная работа с использованием перфокарт, сигнальных карточек. В ходе урока учащиеся работают с перфокартой и сигнальными карточками. Эта работа нравится детям. Она развивает внимание и быстроту реакции. Этот вид работы помогает лучше закрепить изученные орфограммы. Разделительные Ь и Ъ 1.
несъедобный объёмный серьёзный 2. съехать ружьё необъятный 3. добьётся подъём объявил 4. отъехал муравьи вьюга 5. подъезд льём объявление 6. листья съездил объединил 7. подъехал прольёт собьются 8. вьётся объяснение необъятный 9. объединить разъяснить барьер Слабоуспевающим учащимся даются индивидуальные перфокарты. В результате работы проделанной в данном направлении можно с уверенностью сказать, что: * повысится качество выполняемых письменных классных работ, домашних, контрольных работ; * большинство учащихся при написании письменных работ быстро и правильно научатся правильно определять вид орфограммы; * более активно работать на уроках; * с большим интересом и желанием будут выполнять различные задания по русскому языку; * слабоуспевающие учащиеся компенсируют свои пробелы в знаниях; * разовьётся эмоционально-волевая сфера детей, сформируется вера в себя, повысится самооценка при стремлении к постоянному росту. А вот другой взгляд на данную проблему. Автор её Михаил Федотович Гнездилов. Он считал, что в основе письма слов, написание которых не совпадает с произношением лежит простая, единичная связь между зрительным образом правильно изображенного слова и соответствующим моторным актом, т.е. движениями руки при его написании. В результате образования такой связи, учащиеся получают возможность ответить только на один вопрос, а именно: как надо писать это слово? Чтобы у учащихся образовалась необходимая в данном случае связь, следует прежде всего добиться наибольшей отчетливости взаимосвязываемых компонентов: восприятия зрительного образа слова и моторного акта, связанного с его написанием. Материал данного автора необходимо изучить в дальнейшем и опробировать на практике. «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рождественский
Презентация к докладу
Доклад: Игровые технологии в начальной школе
ТЕМА:
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие психических процессов, их осознание и произвольность. Повышать творческую интеллектуальную активность учащихся можно за счет применения современных педагогических технологий. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению различных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороны игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усеваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью. Игра подчиняется определенным
задачам:
победить в каком-то конкурсе, осуществить поиск, выступить в определенной роли; игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером; игра должна интриговать; игра должна обеспечивать более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность. Организатором игр на уроке является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Очень важно сделать урок маленьким открытием в познании. Ученик должен видеть пред собой творческое отношение к делу своего учителя. И тогда он тоже будет стремиться к творчеству. Недаром Л.Н.Толстой советовал учителям: «…Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Существует множество подходов к определению игры. В отечественной науке наиболее общее и полное определение понятию дал известный ученый С.Л.Рубинштейн: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – способность, отражая преобразовывать действительность».
Структура организации игры. Игра – это яркий и эмоциональный праздник. В организации игры все должно быть продумано до мелочей. Выбор игры. Учитель должен выбрать игру, соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил и ход игры. Выбор игровых технологий в практике работы педагогического коллектива продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, т,к. игра наряду с трудом и учением – одна из основных видов деятельности человека. Различные виды игры используются практически на всех ступенях обучения. Однако, чтобы использовать игровые технологии на уроке, педагогу необходимо знать, уметь подобрать педагогическую игру. В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем. В учебной
практике выделяют
: * дидактические * имитационные * проблемные * сюжетные * ситуационные * деловые игры. К этим играм применимо понятие «учебная игра». Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого – создать условия для саморазвития учащихся. Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (КВН) Также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры, её возьмем как основную: игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обобщающие игры; релаксационные игры - паузы. При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые. Источником возникновения и внедрения подобных приведенным и других игр является наличием возможность функционирования их:
в технологии одного отдельно взятого занятия; в структуре ряда занятий по одной взятой теме; в структуре всего курса дисциплины. Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным, менее заметным и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время). Различают результат для учителя и результат для учеников. Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При организации игр учитель должен помнить о возрастных особенностях детей (младший, средний ит.д. школьный возраст). Значение игровой технологии состоит в том, что она создает партнерские взаимоотношения между учителем и учеником. Во многих странах игровым технологиям предают большое значение. Например, в Израиле педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе с детьми. Список литературы: 1. Минкин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1983. 2. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С., Технология игры в обучении и развитии. – М., РПА, 1996. 3. Самоукина Н.В. Организационно - обучающие игры в образовании. – М. : Народное образование, 1996.
В раздел начальное образование