Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Группы взаимодействия"

статья

Автор: Машталирова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ Митрофановская сош, Воронежская обл.



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

МКОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района, Воронежской обл. Группы взаимодействия Составила: Машталирова Татьяна Ивановна
Группы взаимодействия - это процесс взаимного обучения уч-ся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных при выполнении д\з. Групповые виды работы делают процесс выполнения д\з более интересным, живым. Воспитывают у уч-ся сознательное отношение к выполнению д\з, активизируют мыслительную деятельность. Дают возможность многократно повторять материал, помогают закреплять умения и навыки при минимальной затрате времени. Освоение групповыми формами работы учащимися проходит с 1 кл. Сначала дети работают парами, проверяя друг у друга домащние задания по математике, русскому языку, чтению и т.д. Со 2кл. они начинают проверять запись в дневнике. Всё это - старая, добрая взаимопроверка. Но, чтобы она не наскучила детям, разноображу парную работу: меняю местами ребят, даю возможность самим ребятам выбрать себе пару. Дети могут и повернуться назад, чтобы создать пару или тройку и другие группы, в нужном колличестве при подготовке д\з по чтению, для чтения по ролям, драматизации какого-либо произведения, составления «живой» задачи по математике, работая с сарбонками и т.д.. Уже при работе парами дети приучаются внимательнее слушать ответы одноклассников (ведь ребёнок выступает здесь как учитель), постоянно
готовятся к ответу. Ибо тебя тоже обязательно спросят (а детям это очень важно). Поэтому стихотворения и правила заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа, учиться отвечать, доказывать товарищу. Он может свободно общаться с соседом, свободно сидеть. Ему нравится такая работа. Он свободно говорит, но разговор то деловой. Интересно то, что, опрашивая друг друга, дети – «учителя» оказываются более требовательны нежели воспитатель. Но эта работа учит их и сочуствовать тем, кто с трудом справляется с д\з. Они стараются объяснять товарищу непонятное, заставляют несколько раз повторять правила, чтобы в дальнейшем этот ребёнок мог самостоятельно выполнить д\з. Конечно, появляется шум, но это рабочий шум. Постепенно дети научатся работать без лишнего шума. Следующий вид групповой взаимопомощи – четвёрки. Сидящие на первой парте поварачиваются лицом к сидящим сзади или произвольно выбирается четвёрка. Этот вид работы можно использовать при решении абратных задач, каждый из четвёрки составляет следующую обратную задачу, или когда требуется решить задачу разными способами. Но даже если кто-то из учеников данной четвёрки не смог справиться с заданием, соседи ему помогут, он повторит за ними, а в следующий раз сам справится с подобным заданием и поможет более слабому ученику. Он учится отвечать сам, сравнивать и оцени
вать свои ответы и ответы своих соседей. При проверке задания можно обращаться за помощью друг к другу, можно поспорить, лишь бы найти правильные ответы и верные решения. Здесь и безударные гласные, проверяемые ударением, словарные слова, парные согласные, карточки фонетического разбора и т.д. Это своего рода игра- соревнование, но требует от детей внимания, знаний, взаимовыручки. Все вышеперечисленные выды работы просты и поэтому приемлемы для каждого ученика занимающегося в группе продлённого дня. Работая в группах взаимопомощи детям можно и нужно делать то, что нельзя делать, работая самостоятельно - двигаться и говорить, подсказывать и слушать подсказки. Они учатся помогать и оращаться за помощью друг к другу, что очень важно в процессе отрабатывания учебного материала. Это поддерживает интерес к учёбе, вызывает желание углубить свои знания. Группы взаимопомощи способствуют демократизации и гуманизации учебного процесса. Одна из целей современного образования заключается в том, чтобы научить детей осваивать мир, взимодействуя друг с другом. В группах взаимопомощи дети учатся общаться, быть терпимее друг к другу. Более осознанными становятся знания уч-ся, более уверенными - умения, более надёжными – навыки. Здесь работает девиз: «Учись учиться».


В раздел начальное образование