"Складываем числа"
Технологическая карта урока
Автор: Новикова Марина Валентиновна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №6, город Павлово, Нижегородская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. Павлово Новикова М.В.Тема урока: Складываем числа.
Цель урока
: знакомство с понятием сумма и знаком «+»
Задачи
: 1. Систематизировать знания детей о составе чисел первого десятка. 2. Учить моделировать состав чисел с помощью схем. 3. Учить формулировать цель урока с помощью учителя. 4. Сформировать представление о смысле действия сложения. 5. Формировать умение выполнять сложение на основе знания состава чисел. 6. Способствовать развитию умения наблюдать, видеть закономерности, делать выводы. 7. Формировать умение использовать в речи понятие «сумма» и знак «+». 8. Поощрять стремление сотрудничать с товарищами при работе в паре. 9. Формировать умение сопоставлять информацию, представленную в разных видах: текст, рисунок, схема, числовое выражение.
Оборудование:
учебник Математика 1 класс, рабочая тетрадь математика 1 класс, 2 книги, стакан, пипетка, 2 коробки карандашей, магнитный демонстрационный материал-9 грибов, 4 синих цветка, 3 желтых цветка, набор магнитных демонстрационных цифр от 1 до 10, магнитные демонстрационные знаки «+» и «=», раздаточные карточки с цифрами от 1 до 9, ноутбук, проектор, интерактивная доска.
План урока.
1. Этап актуализации знаний. o Оргмомент 1 мин. o «Оживление» опыта учащихся 3 мин. o Создание проблемной ситуации 1 мин. 2. Этап ознакомления с новым материалом. o Решение проблемных ситуаций с комментариями учителя 7 мин. 3. Операционно-исполнительный этап o Применение полученных знаний в самостоятельной деятельности 4 мин. o Применение полученных знаний в совместной деятельности 5 мин. 4. Этап отработки навыка o Дифференцированная работа 5 мин. o Работа в парах 3 мин. o Работа с интерактивной доской 4 мин
5. Этап рефлексии 3 мин.
Конспект урока.
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Формы организа ции деятельно сти учащихся Диффере нцирован ная работа Обратная связь Прогнози руемый результат 1. Этап актуализации знаний оргмомент Настроить ребят на активную работу Ребята, я вчера подумала знаете о чем? Я подумала о том, что все предметы, которые создал своими руками человек, из чего-то состоят. Фронталь ная Привлече ние внимания детей к теме урока «Оживлен ие» опыта учащихся Подтолкнуть ребят к активному обсуждению Например, книгу составили из страниц и чем их больше, тем книга толще. (учитель демонстрирует 2 книги разной толщины). Набор карандашей состоит тоже из отдельных карандашей. и размер коробки тоже зависит от количества карандашей. (демонстрация двух коробок с карандашами). А то, что не создано руками человека, тоже из чего-то состоит? Вот например стакан с водой. Из чего состоит количество налитой воды (из капелек воды). И чем больше капелек будет, тем большее количество воды наполнит стакан. (опыт с пипеткой и стаканом). Фронталь ная По степени помощи, подведен ие к правильн ым ответам Наблюде ние, ответы учащихся , взаимный анализ варианто в ответов Создание интереса и положите льного настроя
Создание проблемно й ситуации Принятие задачи и ее формулировка детьми А интересно числа тоже из чего-то состоят или нет? Давайте вместе проверим. Фронталь ная Совместн ое формули рование проблемы Принятие детьми проблемы 2. Этап ознакомления с новым материалом. Решение проблемн ых ситуаций с комментар иями учителя Совместное разрешение проблемы и вывод. Развитие мыслительных операций, формирование и развитие логических операций На доске учитель размещает 1 гриб. - Посмотрите, у меня, сколько грибов? (1) Затем добавляет рядом еще 1 гриб. -Сколько грибов я добавила? (1) -Сколько всего грибов стало? (2) -Как мы получили два (к одному прибавили один) -Верно, два – это один и еще один. Записать это нам помогут знаки. 2=1+1 -А что нужно сделать, чтобы получить три грибка? (1+1+1), четыре? (1+1+1+1) Индивид уальная и фронталь ная Ответы детей Соотнесе ние своих знаний с новым материал ом Физкультминутк а «Гриша шел» Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.) Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) Раз-грибок, (Наклоны вперед.) Два - грибок, (Наклоны вперед.) Три - грибок, (Наклоны вперед.) Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.) 3.Операционно- исполнительный этап Применен Создание возможности выразить свою точку зрения, Работа с учебником. -Ребята, посмотрите, у вас на страничке тоже выросли грибы. -Сколько грибов у вас на рисунке? (5) Парная Ответы детей Поупраж няются в разных способах
ие полученны х знаний в самостояте льной деятельнос ти умение работать в парах, развитие коммуникативн ых способностей -А грибы все одинаковые? (Разные) Работа в парах. -Подумайте и разделите грибы на две группы. Дети делят грибы на две группы, обосновывая свой выбор (Съедобные- несъедобные; с красными и желтыми шляпками) -А теперь, посмотрите, я напишу равенства, а вы с соседом решите, что означают цифры в этих равенствах. 5=1+4 (1 мухомор и 4 сыроежки); 5=3+2(3 гриба с красными шляпками и 2 с желтыми) -Посмотрите, ребята, мы составили число 5 из разных чисел. Из каких (1и4; 3и2) классифи кации предмето в, найдут нескольк о варианто в состава числа Применен ие полученны х знаний в совместно й деятельнос ти Учитель выкладывает букет из 4 синих и 3 желтых цветов. -Посмотрите, в моей вазе стоит букет. А сколько цветов в моем букете? (7) -Из каких цветов состоит мой букет (синие и желтые) - Поставьте цифру, которая обозначает количество синих цветов. (ребенок выходит к доске и выбирает цифру 4). Ребята, проверьте верно? -А теперь обозначьте цифрой количество желтых цветов. (другой ребенок выставляет цифру 3) Ребята, проверьте верно? Индивид уальная и фронталь ная Ответы детей, работа у доски Усоверше нствован ие навыков составлен ия равенств
- А теперь отметьте цифрой общее количество цветов вазе (ребенок выставляет цифру 7). На доске это выглядит так: 4 3 7 - А теперь подумайте, какие знаки нам необходимы, чтобы записать равенство? (+ и =) Ребенок выходит к доске и выставляет знаки. Получившееся равенство выглядит так: 4+3=7. Ребята, проверьте верно? -А теперь кто мне прочитает это равенство? (ребенок читает вслух). А теперь все вместе прочитаем (четыре плюс три равно семи) -Ребята, мы сказали плюс, потому, что там стоит знак плюс. Этот знак не простой. Это знак с двойным именем. Вот у нас в классе тоже есть ученики с двойным именем. Например, Кирилл. Его мы можем назвать Кирюша. И это тоже будет верно, правда? Или Катя. Ее можно назвать Катюша, Катерина. Вот и наш знак имеет два имени. Его можно назвать плюс или сумма. И эти оба названия будут верными. Равенство 4+3=7 можно прочитать по-разному: «четыре плюс три равно семи» или «сумма четырех и трех равнее семи». И это тоже будет верно. Вот такой вот это интересный знак.
Физкультминутк а «На лугу растут цветы» -Мы с вами составили число 7 из каких чисел? (4 и 3) На лугу растут цветы небывалой красоты. (потягивание в стороны) К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты (потягивания-руки вверх) Ветер дует иногда-только это не беда (дети машут руками, изображая ветер) Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны) А потом опять встают и по –прежнему цветут. 4.Этап отработки навыка Дифферен цированна я работа Дети планируют собственную деятельность. Дифференциаци я содержания учебных заданий организована по уровню трудности, по степени творчества (для 2 группы – белочки используется частично- А теперь посмотрите в учебник. У вас в рамке нарисованы яблоки. (2 желтых и 4 зеленых) -Ребята, помогите мне разобраться, что это за кружочки под рамочкой, почему они разного цвета и что они означают. В результате дискуссии приходим к выводу, что это изображена схема рисунка. Желтые кружочки означают количество желтых яблок, а зеленые - количество зеленых. -Теперь понятно. Посмотрите под схемой мы видим равенство. Давайте его прочтем (два плюс четыре равно шести) -А как по-другому можно его прочесть? В случае затруднения, напоминаю: «Не Фронталь ная, группова я, индивиду альная, самостоя тельная По степени сложност и и объему. Ответы детей, планиров ание своей деятельно сти, взаимопр оверка Смогут осуществ ить контроль своей деятельно сти и поупражн яться в составлен ии равенств и схем.
поисковый метод. Для детей 1 группы с низким уровнем обучаемости используется репродуктивное задание. Характер познавательной деятельности у детей 1-ой группы – репродуктивный , у детей 2-ой группы – продуктивный, в результате выполнения данных заданий дети приобретают опыт творческой деятельности. забудьте, что у знака плюс два имени» (Сумма двух и четырех равнее шести) Из каких чисел мы составили число 6? (2 и 4) -Ребята, а в другой рамочке нарисованы…… (сливы). Какие они и сколько их? (Синие и желтые, всего их 7) -Белочки, возьмите тетради и нарисуйте в них схему к рисункам со сливами и грушами и запишите равенства, а зайчики к рисунку со сливами. Зайчики, объясните мне почему вы нарисовали 3 синих и 4 желтых круга? -А теперь подумайте и запишите равенство. (3+4=7) -А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Сколько у вас синих кружков (3) -Почему (3 синих сливы) -Сколько желтых кружков? (4) -Почему? (4 желтых круга) -Какое у вас получилось равенство? (3+4=7) -Как по-другому это можно прочесть? (сумма трех и четырех равна семи) Работа в парах Работа в парах способствует формированию коммуникативн -Ребята, а теперь вы с соседом по парте сделайте следующее. Решите пусть кто-то из вас положит на парту 3 карандаша, а кто-то 2. Парная По степени помощи Умение работать в паре Моделир ование условий для
ых навыков, а также создается ситуация успеха для слабых и средне-слабых учащихся, которые тоже ощущают свою значимость. Ребята получают возможность доказать друг другу правильность решения. -Сколько карандашей стало на вашей парте? (5) -Как вы получили число 5? (3 и 2) Подумайте и выложите при помощи ваших карточек с цифрами равенство, которое вы составили из карандашей (3+2=5) -Поднимите руки, кто сделал. Прочитайте, что у вас получилось Педагог вслед за детьми на доске записывает равенство, преднамеренно делая ошибку (3+3=5). Верно я записала? Дети замечают и исправляют ошибку. (3+2=5) -А теперь поднимите руки кто выложил точно такое равенство? (дети, работавшие в паре поднимают обе руки, сцепленные вместе) составлен ия равенств Работа с интеракти вной доской Закрепление знания состава числа. -Ребята, вам Карлсон приготовил задания. Дети по желанию выходят и делают выбор в пользу одного из предложенных чисел. Если задание выполнено неверно, то обращаемся за помощью к классу, и дети поднимают карточки со своим вариантом необходимой цифры. Затем выбираем ее и получив сигнал правильного ответа, переходим к следующему заданию. Всего 4-5 заданий на состав чисел от 2 до 9. Самостоя тельная и индивиду альная Работа с интеракт ивной доской, ответы детей Системат изируют знания по теме «состав числа», применят навыки работы с интеракт ивной доской
5.Этап рефлексии Ученики положительно оценивают свою работу, делают выводы о реализации поставленных изначально целей. -Ребята, посмотрите, мы сегодня с вами убедились, что числа тоже состоят из других чисел. Причем из разных, а чтобы нам не запутаться и знать из каких чисел может состоять каждое число, я вам принесла вот такие необычные домики. Необычны они тем, что в них будут жить числа. А вот какие я вам не скажу, потому что жильцов этих домиков вы выберете сами. И сами сможете их заселить. А если домик заселен правильно, то можно справлять новоселье. Фронталь ная Способно сть к рефлекси и Осознают , что состав числа может быть различны м
В раздел начальное образование