"Обоснование моих ведущих педагогических идей"
Эссе
Автор: Шамагина Любовь Петровна, учитель начальных классов, МОАУ СОШ №1, село Возжаевка, Белогорский район Амурская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Эссе «Обоснование моих ведущих педагогических идей»
Почему я выбрала эту профессию? Всё потому, что мне нравиться быть с детьми. Каждый новый день вызывает у меня радость, надежду и веру в успех моих учеников. Я чувствую себя способной к познанию собственного внутреннего мира, к очередному открытию. Я – учитель! Я – волшебник, ведь для малыша- первоклассника простой математический закон – уже чудо! А для меня общение с маленькими мудрецами – чудо ещё большее, нужно только научиться смотреть на мир их глазами, быть не только наставником, но главное – другом, которому доверяют тайны и открывают секреты. Наверное, поэтому даже после выпуска мои малыши приходят ко мне за помощью и советом, а то и просто поделиться своими мыслями и чувствами. Я им нужна, это здорово. Во время обучения ребенка в начальной школе важно не упустить время и максимально использовать природные данные каждого ребенка. И на учителя начальных классов в этом плане ложится большая ответственность. Поэтому, целью моей педагогической работы является формирование у младших школьников знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене. Своей задачей я считаю научить каждого ребенка добывать знания самостоятельно. Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; информационно-коммуникационных технологий обучения. Третий год работаю по образовательной системе «Школа 2100». Работа по данному УМК – это «мостик» к переходу на новый стандарт. Считаю, что для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны не просто высоко квалифицированные кадры, а кадры, прошедшие специальную подготовку, готовые обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования. Использую все возможности для повышения профессионального уровня. В 2011 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС». Знания, полученные на курсах, дали творческий импульс для внедрения ФГОС. Понимая, что новые стандарты это новый подход к обучению и начинать его надо ещё до школы большое внимание уделяю подготовительной работе с будущими первоклассниками: на родительском собрании будущих первоклассников родители были ознакомлены с целями и задачами ФГОС второго поколения; совместно с родителями будущих первоклассников была определена образовательная система для реализации НОО (Школа 2100). Проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время.
Считаю, что основная идея УМК решает важную задачу современной системы образования. Основная идея УМК «Школа 2100» - это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Основное содержание системы «Школа 2100» - формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале. Работая с УМК, я пришла к выводу, что в этой системе осуществилось решение задач начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач. Вот почему, набрав первый класс, я смело взяла УМК «Школа 2100», который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и решает основные его задачи. В современной школе вопрос о мотивации учения является одним из центральных вопросов. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. учёные считают, что результаты деятельности во многом зависят от мотивов. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это основа деятельностного подхода к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!» Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Я хочу, чтобы мои ученики привыкли иметь собственные суждения о жизни, развивали в себе наблюдательность и, замечая красоту вокруг, могли поделиться своими ощущениями с близкими, друзьями, учителем; чтобы, научившись анализировать и выражать собственные чувства, они могли раскрывать себя людям и понимать других людей. А это возможно только благодаря развитию собственного творчества учащихся. Свою работу строю с использованием учебно- игровых ситуаций. На уроках русского языка и литературного чтения, кроме формирования навыков грамотного письма, чтения и развития речи, воспитываю личностные качества: самоконтроль, самооценку, взаимопомощь. Дети учатся объективно оценивать свой труд и труд своих друзей. Учу сначала отмечать достоинства работы товарища и только потом тактично указывать на недочёты; поощряю детей за умелый выбор слов при написании сочинений, стихотворений, за
оригинальное заключение творческого диктанта, за находчивость и точность описаний. На уроках математики развиваю не только наглядно-образное, но и логическое мышление, и воображение, предлагая для решения задачи нестандартного типа. Считаю также, что практическая деятельность на уроках технологии в развитии личности – один из важнейших факторов. Ребёнок наглядно видит зависимость результатов деятельности от своих практических усилий. Современный мир пронизан потоками информации. Настоящее и будущее наших детей – это информационное общество. Важная задача моей деятельности: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности. Она позволит эффективно использовать в обучении информационные технологии, добиваясь экономии времени в обучении и реальной разгрузки обучающихся. Информационные технологии делают процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя необходимую информацию в нужное время. Доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. С использованием ИКТ, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить запросы каждого ученика. В начальной школе, работая по новым стандартам, невозможно провести урок без привлечения наглядности, часто возникают проблемы. На помощь учителю приходит компьютер, который позволяет мне значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, развивает воображение и фантазию. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя задания различной сложности;
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; развивать коммуникативную компетентность; качественно изменить контроль над деятельностью учащихся; создавать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Я использую ИКТ при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных мероприятий, родительских собраний. Использую компьютер при проверки усвоения знаний в форме тестирования, изготовления карточек для индивидуальной работы, выноса на экран текстов, наглядного материала. Составляю презентации, созданные в программе Power Point, к урокам и внеклассным мероприятиям. Так как я работаю по новым стандартам, то использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно - иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. При таком подходе новые понятия не даются в готовом виде, дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность. Я считаю, что использование информационных технологий на уроках необходимо, так как играет ключевую роль в формировании учебных навыков через мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления. Они позволяют не только повысить эффективность учебного процесса и мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, расширяют творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Информатизация позволяет мне работать над своим самообразованием и саморазвитием, гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. На своих уроках применяю игровые технологии. Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Как учитель и классный руководитель большое внимание уделяю сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию здорового образа жизни. Использую здоровьесберегающие технологии. Соблюдаем санитарно- гигиенические правила и нормы при организации образовательного процесса в классе. Создаю благоприятную атмосферу на уроке и во внеурочное время по средствам создания ситуации успеха для каждого ученика, уважительного отношения друг к другу. Для релаксации и снятия утомляемости у обучающихся
использую физкультурно-оздоровительные минутки и зарядки для глаз на каждом уроке. Провожу динамическую паузу между урочной и внеурочной деятельностью. Вся организация учебно-воспитательной работы построена с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка: проводится облегчённое начало каждой учебной недели и учебного триместра (не задаются домашние задания (в 1 классе); в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня; рационально чередуется учёба и отдых детей. В уроки и во внеурочные занятия включаются вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. В качестве приёма здоровьесбережения на уроках применяю дифференцированный подход к обучению. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт и испытывает интерес к учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаются детям разноуровневые домашние задания. Таким образом, правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Огромное значение уделяю и воспитанию, которое сопровождает каждый урок, каждую перемену, любую совместную деятельность. Одним из партнёров моей деятельности в роли учителя и классного руководителя являются родители учащихся. Родители проявляют свою активность, участвуя в родительских собраниях, в проведении праздников, экскурсий и походов. Подводя итог, можно предложить в качестве показателей результативности моей педагогической деятельности следующее: достаточный уровень развития учебно-познавательного интереса у обучающихся; сформированность положительной мотивации учащихся к школьному обучению; положительные результаты участия детей в интеллектуально-творческих мероприятиях, исследовательской деятельности; удовлетворённость родителей результатами образовательного процесса; установление взаимно-конструктивных отношений между учителем и обучающимися. Выводы по реализации ФГОС НОО за два года работы: опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, а с другой - создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью; много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов; наблюдения за обучающимися позволяют сделать вывод: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке. Разумеется, эффективность внедрения ФГОС будет оценена в результате итогового мониторинга реализации намного позже.Сегодня только предварительно можно говорить о некоторых показателях внедрения ФГОС. Много и проблем обеспечения введения ФГОС начального общего образования. Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Для меня актуально высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».
В раздел начальное образование