"Внедрение новых технологий по ФГОС в начальных классах (из опыта работы)"
доклад
Автор: Харахинова Элла Семёновна, учитель начальных классов, МБОУ Хоготовская СОШ им.Бороноева А.О., с.Хогот
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Опыт внедрения современных технологий По ФГОС работаю 2 год. Курсы по ФГОС проходила в 2011г, в этом году необходимо обновить свои знания. От курсов всегда ждёшь много нового, интересного. Есть желание посетить показательные мастер – классы по ФГОС. А пока мы учимся друг у друга. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который 1. демонстрирует универсальные и предметные способы действий 2. инициирует действия учащихся 3. консультирует и корректирует их действия 4. находит способы включения в работу каждого ученика 5. создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью. Вроде бы всё ясно и понятно. Работаем согласно требованиям ФГОС. На деле получается не всё гладко. Из 15 учащихся класса только 5 учеников являлись активными деятелями на уроке в 1 классе, остальные 10 учащихся были пассивны. Во втором классе есть небольшие сдвиги. Активными деятелями на уроке являются 7 учащихся. Эти ученики умеют ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать и применять информацию. Результатом современного урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия и т.д.). Значит, задача современного учителя – формировать и развивать УУД, т.е. умения учиться всю жизнь. Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо: 1. Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; 2. Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт; 3. Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения. Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту, где учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Мне лично привычнее составлять конспект урока, но перестраиваться необходимо, это веление времени. В структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата. 1. Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Стараюсь создать условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. 2. Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Актуализация знаний. 3. Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи. 4. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. 5. На этапе РЕФЛЕКСИИ обучаю детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности 6. Домашнее задание учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Следует заметить, что на каждого ученика в классе заведены папки, где копятся выполненные детьми по желанию тесты, проверочные работы. Эти работы дети выбирают по своим возможностям и способностям. Моя задача – проверять, корректировать, направлять, т.е. вести учёт. Рефлексию использую на разных этапах урока. В начале урока стараюсь организовать учеников на работу, привлечь их внимание. В этом мне помогает рефлексивная техника «Мои ожидания». - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д) При взаимодействии с учащимися использую учебную рефлексию, отражающую интеллектуальную сферу человеческой сущности. Она осуществляется через технику «Мудрые совы»: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки: « + » - знаю « - » - не знаю « ! »- узнал новое « ? » - удивило Что можно применять? - карточки с изображением лица; - показ большого пальца вверх или вниз; - «солнышко» - мне всѐ удалось, «солнышко и тучка»
- мне не всѐ удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; - «радостный гномик» - всѐ хорошо, «грустный гномик» - плоховато; Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всѐ яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребѐнок должен иметь продвижение в своѐм развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение. Эффективен приём рефлексии «светофор». Детям нравится оценивать себя, а если я забываю, они сами напоминают.
Рефлексия содержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приѐм незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…). Даѐтся начало фразы, а ученик заканчивает еѐ. У ребѐнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент: Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребѐнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала фразы на одном листе, вложила в файл. Карта рефлексии урока находится перед глазами. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Почему мы боимся нового? Потому что это новое неизвестно для нашего разума. Но ведь у нас много учителей работающих творчески, умеющих видеть в новом не только отрицательное, но и положительное. А всѐ новое когда-то тоже шло "со скрипом". Главное, чтобы было всѐ во благо ученика Посещая уроки своих коллег вижу соответствие этих уроков требованиям ФГОС. На уроках Галины Сидоровны рефлексия проводится на разных этапах урока, ребята имеют возможность выбрать задания по уровню возможностей, формирование УД с помощью ИКТ и т.д. На уроках Светланы Алексеевны дети любят проверять свою работу, оценивать её, обсуждать ситуацию в группе, в паре. На уроках Жанны Васильевны дети радуются результатам коллективного труда, учатся работать в паре. Во 2 классе на уроках повторения и закрепления рассаживаю детей по группам. На разных этапах урока проводим самопроверку и самооценку. По мере необходимости можем организовать взаимопомощь. Работа может проводиться по группам, в паре. Также в группах ведётся обсуждение ситуации. Дети учатся аргументировать и доказывать свою версию. Спасибо за внимание.
В раздел начальное образование