"Возможности внеурочной деятельности для раскрытия личностных качеств обучающихся"
статья
Автор: Петренькова Лариса Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ№6", город Камень - на - Оби Алтайский край
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Возможности внеурочной деятельности для раскрытия личностных
качеств обучающихся
(Слайд1) (Слайд 2)
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Толстой В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Ей новый Стандарт отводит особую роль. В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность
по пяти направлениям
развития личности детей: (Слайд 3) - общекультурное; -общеинтеллектуальное; -социальное; -духовно-нравственное; -спортивно-оздоровительное. Один из кружков общеинтеллектуального направления в нашей школе веду я. Занимаюсь с ребятами в кружке «Мои первые проекты» уже пятый год. (Слайд 4 ) Я понимаю, что проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет
его
проект. Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка, реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение. С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование новую информацию или ребёнок открывает уже известное. И у учёного, сделавшего шаг в неизвестное, и у ребёнка, который нашёл самостоятельно много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. ( Слайд 5). Но для учёного
главное – само новое знание, а для юного исследователя самое ценное – исследовательский опыт. Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом, важным приобретением ребёнка. Целью (Слайд 6) моей работы явилось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе. Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи: вовлечь детей в проектную деятельность; учить использовать ИКТ для поиска, обработки и представления информации. учить представлять продукты проектов; Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно - познавательную деятельность обучающихся, помогает им осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации, формировать основы информационной культуры. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. (Слайд 7) Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. (Слайд 8) В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование обучающимися отдельных лиц, анкетирование. (Слайд 9) Одним из средств повышения интереса к исследованию является компьютер, который есть дома у большинства ребят. (Слайд 10) У детей сформированы первоначальные навыки работы с компьютером, Интернетом, так как они изучают предмет «Информатика», посещают занятия кружка «Легоробот», а учебные кабинеты в начальной школе оснащены компьютером, мультимедийным проектором, принтером и сканером. Многие дети уже имеют опыт по представлению собранной дополнительной информации по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку. Работу над проектом мы начинаем с поиска информации. (Слайд 11) Вместе с ребятами отправляемся в библиотеку. Беседуем с различными людьми. (Слайд 12) Ищем материал в сети Интернет. (Слайд 13) Собранный материал изучаем, анализируем и обрабатываем. (Слайд 14 ) Важным этапом работы над проектом является исследовательская работа: проведение опытов, (Слайд 15 ) наблюдений, экспериментов. (Слайд 16 ) В этом нам помогают родители, педагоги, знакомые, родственники. (Слайд 17) Последний этап работы над проектом –
заключительный.
Дети публично защищают свой проект, подводят итоги. (Слайд 18) Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры – важнейший социальный навык. За 7-10 минут необходимо
рассказать о работе, её самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Мультимедийные презентации в этом случае помогают оптимизировать данный этап. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. (Слайд 19) Продуктами проектной деятельности с использованием ИКТ стали: презентации опытов, (Слайд 20) рисунков, поделок, газета, книжка-раскладушка, коллаж, (Слайд 21) коллекция, плакат, фотоальбом, презентации. После защиты проекта (Слайд 22) изготовленные изделия можно использовать на праздниках, уроках, подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей обучающихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Проекты, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоционального фона детей при восприятии информации. Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у ребят возникает новая проблема, которая формулируется в тему нового проекта. Конечно, не у всех детей получалось всё сразу. Мы стали постоянными участниками городского конкурса «Я – исследователь». Первое наше участие в городском конкурсе в 2011 году увенчалось успехом. Мои третьеклассники заняли 1 место с проектом о комнатных растениях «Знакомые незнакомцы». (Слайд 23) В 2012 и 2013 годах мы подготовили несколько проектов. (Слайд 24 ) В прошлом, 2014 году, ребята подготовили 3 проекта и заняли 1,2,3 места. (Слайд 25) В феврале этого, 2015 года, 2 работы из трёх стали победителями этого конкурса. (Слайд 26 ) Итак, работа над проектами: (Слайд 27 ) - это шаг к самостоятельности убучающихся, умение показать себя, свои интеллектуальные способности; - это шанс проявить свои возможности, умения, навыки, знания, развить свой творческий потенциал; - это вовлечение в активную деятельность учеников, мотивируя их на успех, расширяя компетенции; - это работа в команде, выполнение разных социальных ролей; - это тесное сотрудничество родителей со школой.
В заключение, хочется сказать, что использование метода проектов является средством формирования и развития личности младших школьников, готовит обучающихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
В раздел начальное образование