Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Как избавить детей от компьютерной зависимости"

статья

Автор: Горячева Галина Владимировна, педагог-психолог, МОУ СОШ № 3, город Тверь



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Как избавить детей от компьютерной зависимости.
Компьютерная зависимость: болезнь или социальная проблема? Для наших детей компьютер столь же естественная часть среды обитания , как и автомобиль, телефон, телевизор. В 2014 году в России было продано7,2 миллиона планшетов, около 20 миллионов смартфонов. Вначале родители сами знакомят ребёнка с компьютером с целью чем-то занять его, а позже быстро освоившееся чадо уже не представляет свой день без того, чтобы не включить компьютер. Для многих родителей интернет и компьютерные игры становятся источником вселенского зла. Все чаще раздаются встревоженные голоса педагогов: год от года у детей падает уровень речевого мышления, неумолимо растет процент детей, страдающих дисграфией и дислексией, расстройствами, связанными с нарушениями письменной речи. Дети, увлекающие компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. Длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, да и вообще неизвестно, какое влияние оказывает на не окрепший детский организм компьютерное излучение. В такой момент стоит задуматься о том, что же такое компьютерная зависимость у детей, как её не допустить и преодолеть, если она появилась. Следует уметь отличать компьютерную зависимость от увлечения. Принципиальное отличие заключается в том, что увлечение быстро угасает и как правило, длится не больше недели, после чего проходит, и ребенок возвращается к обычному образу жизни. Понятие «компьютерная зависимость» означает пагубное, болезненное пристрастие к компьютеру, по большей части к компьютерным играм. Учёные никак не могут определиться, является ли компьютерная зависимость болезнью или же всё-таки социальной проблемой. Сначала компьютерная зависимость обнаруживалась исключительно у взрослых. Однако с учётом интенсивного развития информационных технологий мы стали наблюдать факты компьютерной зависимости у детей. В основном компьютерная зависимость может проявиться у детей 9-10-летнего возраста, хотя бывают случаи и в более раннем возрасте. «Важно знать, что ребёнок не способен справиться с такого рода зависимостью самостоятельно, так как это серьёзное эмоциональное отклонение». Основные причины компьютерной зависимости:  Отсутствие или недостаточное внимание родителей;  Нежелание или трудность в общении;  Неуверенность в себе и своих возможностях;  Неразвитые коммуникативные способности  Отсутствие любимых занятий, увлечений.  Особенности воспитания, вседозволенность;  Стремление подражать старшим детям и подросткам, игроманам. Специалисты выделяют следующие основные параметры, согласно которым может формироваться компьютерная зависимость у детей: Семья: Неустойчивые психические состояния родителей или их психические патологии (депрессии, невротическая тревожность ), отсутствие адекватной воспитательной системы в семье, регулярные конфликты между членами семьи, стрессы, возникающие на их почве несоответствие ценностей родителей с ценностями ребёнка. Школа: неуспеваемость, конфликты с учителями и одноклассниками, частая смена школы по причине возникновения конфликтных ситуаций, индивидуальная форма обучения (дистанционное, экстернат). Межличностные отношения: непринятие сверстниками влияние определённых субкультур (в частности, субкультуры поклонников компьютерных игр и субкультуры онлайн общения) ,чрезмерное увлечение какой-либо виртуальной группой с принятием её ценностей, символов, знаков. Психологические симптомы интернет-зависимости:  Хорошее самочувствие или эйфория от занятий за компьютером;
 Потеря интереса к другим занятиям;  Увеличение количества времени, проводимого за компьютером  Пренебрежение семьей и друзьями, прежними увлечениями  Ощущение пустоты, депрессии, раздражения из-за невозможности находиться за компьютером  Неадекватная реакция на замечания, связанные с долгим пребыванием у компьютера;  Проблемы с учебой: снижение успеваемости, прогулы занятий.  Отказ от прогулок на улице в пользу компьютера Существуют следующие виды компьютерной зависимости: Игровая зависимость — это зависимость от компьютерных игр. Ребёнок слишком увлечённо играет в индивидуальные компьютерные игры и групповые (сетевые). Игра выходит на первый план в жизни: игрок бросает учёбу, не следит за питанием и распорядком дня, не обращает внимания на родителей и близких. Вся жизнь его перемещается в виртуальный мир. Зависимость от социальных сетей — это эмоциональная зависимость от общения в социальных сетях. Ребёнок не может обойтись без активности в соцсетях, форумах, чатах. Такой зависимости подвержены робкие и неуверенные в себе люди, которые пытаются поднять свою репутацию путём виртуального общения. Интернет-зависимость — это вид информационной зависимости, которая проявляется в бесконечном бесцельном брожении с сайта на сайт (интернет-сёрфинг). Есть мнение, что это один из самых опасных видов зависимости. Да, ребёнок не играет и не «торчит» всё время «В контакте», но зато он тратит уйму времени на то, чтобы, переходя со страницы на страницу, просматривать огромные пласты информации, которая ему не пригодится в жизни. Что делать родителям, если ребенок не может без компьютера? Первый шаг к успеху начинается с контроля над действиями ребенка. Не думайте ,что рано или поздно ребенок сам откажется от компьютерных игр. Во избежание конфликтных ситуаций, время игр должно быть заранее согласовано с ребенком. В возрасте до 7-ми лет за компьютером можно проводить время не более 20 минут, два раза в день. До 10 лет время увеличивается до получаса, до 15 лет – один час. Выбирая игры, надо учитывать соответствие с возрастом. Чтобы дети отлипали от компьютера, у них должно быть другое занятие, более важное и интересное. Нельзя использовать интернет, игры и гаджеты в качестве поощрения или наказания, иначе они будут восприниматься как что-то ценное, а не как средство для выполнения своих задач. Такое отношение может привести к развитию игровой или интернет-зависимости, а она по статистике Минздрава есть у каждого четвертого школьника. Компьютерные игры подразделяются на жанры, каждый жанр по- своему влияет на психику ребенка. Самыми зависимыми и опасными считаются «стрелялки», второе место занимают ролевые игры, третье- онлайн ММОРПГ. Менее опасные игры- стратегические, аркады, головоломки. Все игры с элементами насилия должны быть исключены, а вот в игры на мышление и логику можно играть чуть больше положенного. Запрещать интернет и гаджеты бессмысленно. Со стороны родителей это обычный страх перед новым. Но дети не живут в теплице, они видят, что их сверстникам все это разрешают. И дети либо попытаются научить новому своих родителей, либо, что более вероятно, будут скрываться и сидеть в интернете с телефона одноклассника .Самое лучшее, это когда один из родителей попробует разделить с ним увлечение. А когда ребенок поймет, что рядом с ним единомышленник, то он начнет прислушиваться к советам и рекомендациям. Формируйте правильное отношение ребенка к компьютеру, подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» – рабочий инструмент, покажите, что вы используете компьютер только для дела, например, строите с его помощью графики или пишите
статью. При разумном обращении компьютер может стать одним из средств общения и взаимодействия с ребенком, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения. При помощи компьютера можно легко и просто научить ребенка читать и писать. Даже для самых маленьких пользователей можно найти в Интернете подходящие сайты о природе, искусстве, других удивительных вещах. При помощи компьютера можно рисовать и делать настоящие мультфильмы. Только следует помнить, что рисование на компьютере не должны заменять рисования красками и карандашами на бумаге. Самая большая нагрузка при работе с компьютером приходиться на органы зрения, поэтому обратите внимание на качество монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть 85 Гц. Чтобы глаза отдыхали, нужно делать с ребенком специальные упражнения. Воспитывайте у ребёнка понимание, что компьютер — только часть нашей жизни, а вовсе не альтернативный мир. Предлагайте альтернативные способы проведения досуга: вокруг много всего интересного. Если ребёнок всерьёз увлекается компьютерами, можно направить его энергию на созидание, отдав на компьютерные курсы в сфере информационных технологий. Если ребёнок уже «втянулся» в компьютерный мир, то лучше не запрещать всё сразу резко, а делать это последовательно. Компьютерная зависимость может подстерегать любого ребёнка. Однако шансы негативного влияния компьютера будут значительно меньше, если в семье царит дружелюбная доверительная атмосфера, ребёнок имеет разносторонние увлечения, он дружелюбен и оптимистичен. У ребенка не должно оставаться много свободного времени. От компьютера можно отвыкнуть, если периодически посещать музеи, выставочные залы, театры, кинотеатры. Можно на компьютер установить специально разработанную программу, контролирующую и даже лимитирующую присутствие ребенка за компьютером. Компьютерная зависимость временная, но ждать, когда она закончиться не стоит. Многие родители должны понимать, что то удобство, которое им создают дети, играя часами в компьютерные игры, не отвлекая их от домашних дел, приводит к настоящей зависимости. У зависимых от компьютера родителей вырастают такие же дети. Педагог-психолог МОУ СОШ №3 Горячева Галина Владимировна


В раздел начальное образование