Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Парная работа на уроках в начальной школе."

статья

Автор: Мальшакова Наталья Прокопьевна, учитель начальных классов, МАОУ " Средняя школа № 24", Город Петропавловск- Камчатский, Камчатский край



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. При фронтальной реализуется отношение "деятельность учителя - деятельность ученика - деятельность класса", при коллективной форме реализуется отношение "деятельность учителя - деятельность класса - деятельность ученика", при групповой форме деятельности - "деятельность учителя - деятельность группы - деятельность ученика", и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение "деятельность учителя - деятельность ученика". Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности. Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их “сильными” учениками). Практика показала, что “сильные” ученики при любой системе обучения – развивающей или традиционной – быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, “сильные” ученики самые активные, они первые помощники на уроке. “Слабые” же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же – вообще ничего не делают. В школу приходят учиться разные дети: “способные” и “менее способные”, “сильные и слабые” и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но... Возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок – и “сильного”, и “слабого”. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий. Коллективные учебные занятия – это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником. Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена. Одна из таких технологий - «Коллективный способ обучения» (КСО). К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим. В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Работу в парах можно вводить уже с 1_го класса.
Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с
основными правилами общения
:1. При разговоре смотри на собеседника 2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам 3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней. Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д .Следующий этап – научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идёт обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чём я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.).Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них. При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут. Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников. При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре бы ли равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый Существуют разные формы организации учебного процесса: Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника – это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было. Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах- это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие
общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником. "Я тебя понял так... Ты это имел в виду?". Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...". "Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?"; "У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?"; "Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?" Приложение 1
Тренинги для учащихся начальной школы на отработку навыков работы в парах

сменного состава

Тренинг на ориентирование в пространстве
В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: "Сколько свободных мест в классе?" Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его. Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников. Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания. Учитель говорит: "Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише". После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление. Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.
Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит
Ребята любят играть в "Испорченный телефон". Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т. д. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Процесс можно усложнить – вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.
Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих "гостей", тогда помимо основного навыка – работы в шуме – будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.
Тренинг на умение находить нужную информацию
Этот тренинг можно проводить двумя способами:  разрешить всем ходить по классу;  разрешить ходить по классу только половине ребят. Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке "тише едешь", на другой – "дальше будешь". Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят – найти нужного партнера и образовать пару. Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму – с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму – ответы.
Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета
Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено – номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания – номер зачеркивается. 1 2 3 4 5
Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно
Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки. У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок.
Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он. Приёмы, применяемые на коллективных занятиях в начальной школе с использованием работы в парах сменного состава. 1. ВЗАИМНЫЕ ДИКТАНТЫ Взаимные диктанты можно начинать уже в I классе. Ученики могут записывать текст диктанта себе в тетради. Первоначально это может быть одно-два слова: рука, мама, Миша, Оля. Затем ученики друг другу диктуют простые предложения: человек идет, ученик сидит, птица летит. Количество слов во взаимных диктантах постепенно должно нарастать, но диктант не должен быть большим. В I классе диктант дается на 5—6 мин, а это для первоклассника не более 10—12 слов. Примеры диктантов: 1. Папа купил часы. 2. Часы висели на стене. 3. Весна пришла рано. Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно текстов. Все такие тексты нужно оформить в виде карточек. Получится большое количество карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику дается текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа идет в следующем порядке: 1. Один ученик из пары читает свой текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом). 2. Другой ученик (т. е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет. 3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант. 4. Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, потом — второй. 5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор
своих
ошибок. 6. Каждый в своей тетради записывает разбор
своих
ошибок. 7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверял Петров», «Проверяла Стрельцова». Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят себе новых партнеров для продолжения работы и расходятся. Перед уходом к новому товарищу производится обмен карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает затем под контролем товарища разбор допущенных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок, а иногда даже ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнером, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнером, и т. д. При каждой новой встрече — новый текст диктанта. Для того чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, выполнять работу над ошибками, оценивать, учитель вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру взаимных диктантов. Но и этого бывает недостаточно. Очень важно, чтобы учитель включился в непосредственную работу в
парах сменного состава
, выполняя все то, что требуется от каждого «рядового» ученика. Работая с отдельными учениками, учитель предупреждает: «Все делайте, как я. От других тоже этого требуйте».
Тексты диктантов периодически обновляются в связи с изучением новых тем. Такого же вида работу можно проводить со словарными словами. Когда ученики освоят методику взаимных диктантов, тогда можно вводить карточки с деформированным текстом. Но тексты не должны быть громоздкими. Работа в парах должна проходить живо, по-деловому. Примеры деформированных текстов: 1. На опушке леса ст . ит дом л . сника. 2. В . сной д . твора сажает цв . ты. 3. В школьном с.ду созр . вает урожай яблок. Тексты должны быть насыщены орфограммами, не быть большими по объему. В III классе — не более 20—30 слов, в IV — не более 35 слов. От класса к классу уровень сложности повышается. К текстам диктантов можно присоединять вопросы тео- ретического характера. 2. РАБОТА ПО ВОПРОСНИКАМ Возьмем изучение русского языка. Если проанализировать содержание начальной школы, то можно составить примерно такой вопросник. Его можно размножить и дать уже в виде готового опросного листа. Содержание вопросов можно изменить соответственно классу и программе, по которой работает учитель. 1. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает? Как называются остальные части речи? 2. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Какие слова называются однокоренным? 3. Какая часть слова называется окончанием? 4. Что такое приставка? Для чего она служит? 5. Что такое суффикс? Для чего он служит? 6. Как проверить безударные гласные? 7. Как проверить парные звонкие и глухие согласные? 8. Чем отличается приставка от предлога? Как пишутся гласные и согласные в предлогах и приставках ? 9. Когда пишется разделительный твердый знак? Работу с вопросниками можно начинать по-разному. Например: 1. Учитель отвечает перед классом на все вопросы и каждый ответ иллюстрирует двумя-тремя примерами. 2. После этого он предлагает ученикам прочитать про себя все вопросы, подготовить ответы и найти в учебнике или придумать свои примеры к каждому вопросу. 3. Затем ученики в парах отвечают друг другу, на каждый вопрос и все определения и правила конкретизируют примерами.
Типичные ответы:
«Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставки мы образуем новые слова: бить — no-бить, ход — в-ход, стекло — застеклить. Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, ю,я: объявление, объём, подъезд, объяснение, съезд.» 4.Если кто-то из учеников, работающий в паре, испытывает затруднения, то его товарищ (партнер) требует доработки и, если необходимо, тут же оказывает помощь. Пос- ле доработки он может либо снова проверить, либо предлагает провериться у другого партнера. Провериться у 2—3 учеников — дело обычное и нужное. 5. Если ученик отвечает на все вопросы правильно и свободно, без затруднений, приводит достаточно примеров, то можно переходить к другим видам работы: к выполнению упражнений, взаимным диктантам и т. д.
Если такое полное воспроизведение правил и определений повторяется несколько дней, эти правила закрепляются через упражнения и взаимные диктанты, то можно переходить к изучению нового материала. Работа такого вида будет мотивирована в конце изучения темы или в конце четверти.
3.
УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА Как выполняются упражнения при
традиционном обучении?
В классе, на уроке, например, изучают однородные члены предложения: какими союзами они соединяются и перед какими союзами ставится запятая, а перед какими не ставится. Все это учитель разбирает со всеми учениками во время общеклассной работы. Ученики дают свои примеры, анализируют их. Потом даются самостоятельная работа в классе и домашнее задание. В классе и дома ученики выполняют упражнения. Упражнения выполняются каждым самостоятельно, т. е. индивидуально, а проверяются опять же во время общеклассной работы.Взаимопроверка, даже если и практикуется, то она существенного значения не имеет. Упор делается на письменную работу, которая каждым должна выполняться порознь (самостоятельно). Вот как примерно формулируется задание сразу же после знакомства с правилом об однородных членах предложения:
Упражнение
№ . Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными сказуемыми, потом — с однородными второстепенными членами предложения. И дальше даются предложения: 1. Зимой солнце светит, но не греет. 2. Весело и дружно работают ребята. И т. д. Разве это задание нельзя выполнять
совместно, работая в паре?
Вместе с напарником его выполнить гораздо легче. Чтобы сделать это упражнение, его вовсе не обязательно записывать. Достаточно сначала выделить устно все предложения с однородными сказуемыми, а затем также устно указать предложения с однородными второстепенными членами. К такой работе оба ученика могут, приступать одновременно. В этом случае, например, первый ученик (№ 1) читает первое предложение и говорит: «В этом предложении есть два однородных сказуемых: светит и греет».Далее включается второй ученик. И так, обсуждая вместе, они выполняют всё упражнение. Переписывать это задание или не переписывать в тетрадь может уточнить учитель. Посмотрим ещё одно задание из учебника.
Упражнение №
. Составьте три предложения из данных слов:
1. Охраняет, пионерский, пожаров, патруль, от, насекомых, вредных, лес, от, и. 2. Школьники, корм, расчищают, животным, лес, заготавливают, и. 3. Желуди, собирают, для, ребята, посадок, будущих, и, молодыми, за, дубками, ухаживают. Первое предложение резберите по членам предложения и по частям речи. Составить из перечня слов предложение, разобрать его по членам предложения и по частям речи
гораздо лучше вдвоем,
чем одному. Конечно, потом можно выполнить уп- ражнение и письменно. Или в паре выполнить работу только с первым предложением, а остальные — порознь, но с последующей проверкой. Анализ заданий и упражнений по авторским учебникам «Русский язык» подтверждает, что упражнения могут выполняться в парной работе почти все. Однако многие упражнения, в целях здоровьесбережения могут быть выполнены устно или в основном устно и только частично — письменно. Почему акцент делается больше на устном выполнении упражнения? Да потому, что работа в паре — это в
основном устное общение
. Письмо требует уединения: кому нужно много писать, тот делает это обособленно, индивидуально. Почти все упражнения можно выполнять в парах сменного состава, а в большинстве слу- чаев это и целесообразнее.
Разумеется, при этом существенно меняется
методика

работы
каждого ученика. Например, я выучил правило и выполнил к нему упражнение. Если после этого я начинаю работу с кем-то из моих учеников, то, естественно, я проверю, как он усвоил правило (теорию), и затем предложу ему выполнить вслух то упражнение, в котором
я
уже
силен
. Если мой партнер выполнил то же самое упражнение, то мы ограничимся только взаимопроверкой. Если же упражнения разные, то он выполняет новое для него под моим контролем, а затем другое упражнение выполняю, я под его контролем.
Таково общее

правило,
но по каждому учебному предмету, по каждой теме оно конкретизируется до бесконечности разнообразно.
4
. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРИМЕРОВ В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА ПО УЧЕБНИКУ В принципе любой пример и любая задача могут быть предметом
совместной работы в

паре
. Но нужно, чтобы такая работа была эффективной. Невозможно рекомендовать идеальную методику решения задач в парах сменного состава. В каждом классе учитель, готовя своих учеников к совместной работе в парах, обучает их ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу. Ученик, который уже знает, как решить задачу, ведет себя как учитель: «Прочитай условие задачи. Скажи, что известно в задаче. Что нужно найти? (Что в задаче спра- шивается?) Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь "первым? Что ты узнаешь?» Если задача оказалась непосильной, то в данной паре этот ученик не будет выступать в роли учителя. Зато в следующей паре он становится «учителем» и знакомит партнера с решением этой задачи. Если он двум-трем ученикам объяснит как решается трудная задача, то обогащается новыми приемами решения и задача перестает быть для него непонятной. 5. МЕТОДИКА ВЗАИМООБМЕНА ЗАДАНИЯМИ Эту методику разработал старший преподаватель кафедры высшей математики Красноярского университета кандидат физико-математических наук Манук Ашотович Мкртчян; сначала он работал со студентами университете, а потом и с учащимися школ Красноярска. Она приминима при изучении различных учебных предметов. Описание приема работы. В классе выдаются карточки с заданиями двух видов. Каждый выбирает себе ту карточку, которая ему более понятна. Пары составляются из учащихся с разными заданиями. Тогда, работая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Иванов
обучает
Петрова, а Петров
обучает
Иванова. После объяснения каждый самостоятельно выполняет здание. Проверив друг у друга правильность решения задач, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, и пара распадается. Каждый из них ищет себе нового напарника.
6. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
Знание наизусть стихотворений, песен, художественной прозы представляет огромную духовную ценность. Но как организовать разучивание стихотворений в классе, на уроке? Обычно учат стихи каждый сам по себе. Некоторые любят произносить фразы вслух, тогда они лучше и быстрее их запоминают. Другие читают вполголоса, закрывают глаза, стремятся все воспроизвести. Но в классе 30—40 учеников, и чтение стихов вслух мешает работе. Не все в такой обстановке могут выучить наизусть стихотворение или какой- нибудь художественный текст. Однако, в опыте многих учителей с выработалась определенная методика изучения стихотворений и художественной прозы
в парах

сменного состава
. Как это происходит?
Ученики могут разучивать стихотворения в парах сменного состава по-разному. Можно сразу дать 10—15 стихотворений, и класс все эти стихотворения учит наизусть одновременно. Для того, кто достаточно знаком с коллективной формой учебных занятий, в этом нет ничего особенного. Но мы начинаем с более простого случая, когда весь класс, все учащиеся учат только одно стихотворение. Для коллективных учебных занятий такой случай не является нормальным. Ученики должны
иметь разные темы,
разные задания, и только при этом условии возможна настоящая нормальная,
коллективная работа
. То, что все учащиеся класса учат одновременно одно и то же стихотворение, это дань традиционному обучению, пережиток группового способа обучения. Но в начальной школе, пока период переходный, с этим приходится считаться.
7. Работа с текстом.

(метод поабзацной проработки текстов (статей))
Методика, которую предложил А. Г. Ривин, является одновременно простейшей и сложнейшей. Простейшей, потому что каждый ученик, прорабатывая свою статью (текст, задание) составляет
простой
план. Сложность заключается, в том, что ученик прорабатывает статью (текст) не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Если первый абзац (примерно 5—12 строчек) он прорабатывает с одним учеником, то второй абзац (примерно такого же объема) он уже штудирует с другим, третий — с третьим и т. д. В чем заключается работа с первым партнером? Кто-то из учеников пары (любой) читает первый абзац текста и, затем, оба приступают к его
анализу:
- о чем говорится в этом абзаце? - какое заглавие ты предлагаешь? - почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца? - нельзя ли дать более точное заглавие? Ученики при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку заглавия. То и дело возникает напряженная умственная потасовка, бой. При первой встрече прорабатывается только один первый абзац, записывается друг другу согласованное, во время обсуждения заглавие, и затем пара распадается, каждый находит себе нового партнера; Как происходит работа с другим партнером? Сначала обмениваются тетрадями, спрашивают: «Слушать или рассказывать?» Если партнер отвечает: «Слушать», то, напри- мер, я как участник занятий должен положить с татью (книгу) посредине и рассказать то, что проработал с первым партнером; Если что-то забыто, можно воспроизвести необходимое тут же по книге. Затем я спрашиваю: «Вопросов нет?» Если нет, то кто-то из нас читает вслух второй (следующий) абзац. Обсуждаем, подбираем наиболее адекватное заглавие и если я соглашаюсь, то мой сосед записывает это заглавие в мою тетрадь; После этого переходим к такой же, работе по тексту партнера. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходимся и вступаем в работу с третьим партнером. Обмениваемся тетрадями, выясняем, кто рассказывает, а кто слушает изложение содержания уже проработанных абзацев (частей), по своей статье, дальше опять — подыскивание и обсуждение заглавия (пункта плана), запись в тетрадь-владельца темы. Затем — работа по тексту напарника, сигнал об окончании работы в данной паре, переход и работа с новым партнёром.
8. Составление «Живых задач»
Чтобы составлять живые задачи в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить два варианта заданий. Например (1 класс):
1 вариант:
Составьте «живую задачу» на сложение, используя числа 8 и 3.

2 вариант:
Составьте «живую задачу» на вычитание, используя числа 8 и 11.Учитель раздаёт детям задания. Все ученики рассаживаются по парам с разными вариантами заданий. Работа идет в следующем порядке:
каждый
- составляет и решает свою задачу в тетради; - готовится объяснить её решение своему партнёру; - объясняет соседу решение своей задачи; - слушает объяснение партнёра и оценивает его; По сигналу об окончании работы в данной паре дети меняются заданиями и переходят работать с новым партнёром.
9.Игра «Ручеёк»
В ручейке идёт общение внутри одного ряда, дети, выполняя задания, свободно двигаются по маршруту освоенному заранее (сначала теоретически, а потом практически) См. Приложение №1.
10.

«Четвёрки»
Четвёрки можно использовать на уроках Естественного цикла. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые» нужно разделить класс на «четвёрки» и каждой дать задание: Расскажите о полезном ископаемом по плану:
А.
Цвет
Б.
Свойства.
В.
Где добывают.
Г.
Как используют. Четвёркам предлагаются для рассмотрения разные полезные ископаемые: гранит, нефть, каменный уголь, железная руда и т.д. ( число четвёрок зависит от количества детей в классе) Каждому ученику достаётся по 1 вопросу. Работа идет в следующем порядке: Четвёрки переформируются в группы с одинаковым буквенным литером (А, Б, В, Г)
каждый
- готовит ответ на свой вопрос ( может использоваться информация как из учебника так и из дополнительной литературы) ; - первично проговаривает свой ответ в группе, в которую собираются все дети с такой же буквой вопроса (Например
: А-Цвет
) - прослушивает ответы всех детей с этим вопросом (Например: вопрос
А-Цвет.
В группе «
А
» идёт обсуждение
цвета
разных полезных ископаемых: гранита, нефти, каменного угля, железной руды и т. д.)
По сигналу об окончании работы в группе с одинаковым буквенным литером дети меняются заданиями и переходят работать в свою
«четвёрку»,
где каждый ученик представляет свои знания на всеобщее прослушивание и обсуждение. Этот приём можно использовать на уроках:
1. Литературного чтения
. Например, при изучении произведений Л.Н.Толстого, дети получают задания: А. Найти и прочитать
рассказы о детях;
Б. Найти и прочитать
рассказы о животных
; В. Найти и прочитать
сказки
писателя; Г. Найти и прочитать
басни Л.Н.Толстого.

2. Математики.
Например, при решении задач: А. Рассказать условие; Б. Проанализировать задачу; В. Определить, можно ли сразу ответить на вопрос задачи; Г. Выполнить решение задачи.
3. Русского языка.
Например, при изучении темы «Твёрдые и мягкие шипящие согласные» дети получают задания: Выписать из текста слова: А. С твёрдым звуком Ж. Б. С твёрдым звуком Ш В. С мягким звуком Щ. Г.С мягким звуком Ч. Проверять задания можно в своей «четвёрке». Приложение № 3.
Дети работают в парах, в группах, в четвёрках; объясняют, рассуждают, спорят. При всём желании учителю трудно проверить работу каждой группы, пары. Используя опыт Ш.А. Амонашвили, можно дать детям образец (эталон) ответа. Способные учащиеся быстро овладевают умением проверять по эталону, именно они становятся помощниками учителя в группах. Использование коллективных занятий даёт возможность продвинуться каждому ученику в своём темпе, снимает у детей состояние тревожности, дискомфорта и утомляемости, способствует развитию способностей каждого ученика.
Алгоритм работы в парах
: Р1 – выполняет первую операцию в способе действия – он ИСПОЛНИТЕЛЬ, Р2 – его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задаёт вопросы – он КОНТРОЛЁР. Затем они меняются местами, Р2 – исполнитель, Р1 – контролёр. Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролёра) по очереди. Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции. (Второй вариант: каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка.
Рядышком садятся более умелый и

менее. Причем обучают друг друга.

Обучение грамоте
Предположим, они писать не умеют. Хорошо. Учитель заранее пишет карточки - на каждой карточке имя ученика, - Маша, Саша и так далее. То есть я ошибся! Мария, Александр и так далее. Понятно, что имена написаны "печатными" буквами. Учитель раздаёт карточки, - каждому его имя, - и говорит "кто умеет прочитать?". Море рук. Просим двоих к доске. Читает один своё имя, потом читает другой.
Меняются карточками
и опять по очереди читают вслух. Теперь один берёт мел, а
другой ему диктует его имя, - то есть имя того, у кого в руках мел. И первый пишет под диктовку второго своё имя на доске, - конечно! он не "пишет", а
просто рисует

те буквы
, которые входят в его имя и которые он только что видел. Если какую-то букву он затрудняется нарисовать, то либо партнёр по паре, либо учитель помогает. Потом меняются. Можно проделать то же самое у доски ещё один-два раза с другими учениками, чтобы ученики хорошенько въехали, что и как нужно делать в парах. Теперь учитель говорит "делаем это же самое в парах, - первым читает "первый вариант"". Затем - "второй". Учитель командует, все делают по команде, вместе. Теперь меняемся карточками. Открыли тетради! Диктует Р1, Р2 пишет. Записали? Теперь диктует Р2, а Р1 пишет. Все написали? Замечательно! Понятное дело, что пока ученики работают, учитель не дремлет, - ходит, смотрит, подсказывает, поправляет.
Русский язык
1.Пример: Возьмём к примеру повторение словарных слов. Даю детям домашнее задание: написать 15 самых сложных словарных слов с пропущенными безударными гласными на листочке. Очень лёгкое домашнее задание. На уроке каждый меняется со своим соседом для проверки изученной темы. После того, как гласные вставили, подписали листочки и вернули друг другу на проверку. Оценили работу друг друга. Взаимо проверка используется на разных уроках. Подобные задания даю на уроке математики при изучении таблицы умножения. Дети заготавливают самые сложные примеры для работы в паре. Ребята с удовольствием готовят вопросы по окружающему миру и литературному чтению. При работе с интерактивной доской, используя тренажеры могут работать тоже в паре. Вариации разнообразные. всё зависит от нашего творчества. Можно писать очень много, но мои ребята привыкли работать как в парах, так и в группах. 2. Пример: Каждый урок русского языка начинается с "орфографической минутки" , ребята работают в парах по карточкам, потом взаимопроверка, а в конце вывешиваю наиболее сложные слова, где могут допустить ошибки, чтоб свериться.
Математика
Алгоритм решения задачи: Р1 Р2 Моя оценкаР1 /Оценка товарища Р2 Моя оценка Р2/ Оценка товарища Р1 1 ПРОЧИТАТЬ выполняет контролирует +/ +
ЗАДАЧУ 2 АНАЛИЗ ТЕКСТА ЗАДАЧИ контролирует выполняет +/ +- 3 КРАТКАЯ ЗАПИСЬ ЗАДАЧИ выполняет контролирует +/ + 4 МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ (ЧЕРТЁЖ, СХЕМА) контролирует выполняет +/ + 5 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ выполняет контролирует +-/ + 6 АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ (ПРОВЕРКА). контролирует выполняет +/ + 7 ОТВЕТ выполняет контролирует -/ +- (Оценка работы: “+” – всё правильно, “+-“ – есть небольшие недочёты, “-“ – неверно). Мои трудности: Р1 ________________________________________________ Р2 ______________________________________________ Такой способ работы удобен в первом классе, в начале года, например, пока ученики полностью не овладеют этой формой взаимодействия. Работа в парах сменного состава. Огромные возможности для отработки навыков предоставляет работа в парах сменного состава (блоках). Цели этого вида работ: - формирование умений решать задачи (учебные); - обучение умению говорить, используя материал изучаемого предмета; - обучение умениям общаться ( объяснять, задавать вопросы, возражать, используя учебный материал). Система работы. 1. Учитель заготавливает карточки с заданиями (в 1- ом классе), а со 2-ого класса дети охотно заготавливают карточки для работы в парах сами (это может быть предварительным домашним заданием, карточки могут быть разных уровней
сложности ). Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Количество заданий в одной карточке от 1 до 3. Так, например, один блок карточек состоит из задач повышенной сложности, другой – из задач средней сложности, третий блок включает простые задачи
.
Все ученики разбиваются внутри блока парами. Один ученик объясняет решение первой задачи своему партнёру. Второй слушает, осмысливает, задаёт вопросы, то есть контролирует и проверяет работу своего партнёра, затем они меняются ролями. 2. Каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно. 3. Учащиеся берут друг у друга тетради и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идёт повторное объяснение. 4. После работы над первой задачей из карточки соседа каждый ученик самостоятельно решает вторую задачу. 5. После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идёт объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики оценивают работу друг друга, подводятся итоги, обмениваются карточками, благодарят и пересаживаются к другим ученикам . Пример: Детям нравятся также «оперативные» способы регистрации успехов. Например, определяем скорость вычислений. Доску делю на 3 части (1 часть – меньше минуты, 2 часть – минута, 3 часть – больше минуты.) В паре: один - называет ответы у примеров на карточке, другой - отмечает ошибки. После завершения работы сразу поднимают руки. Засекаю минуту. По ходу вписываю имена детей в столбцы таблицы на доске. По окончании минуты контролёры в парах сообщают о количестве ошибок и нерешённых примеров. Затем дети в парах меняются ролями. В конце работы данные комментируются, учитываются при выставлении отметок, дети видят картину по классу. Можно сделать такое табло на отдельной магнитной доске, повесить её повыше и отмечать позицию каждого ученика с помощью индивидуального фигурного магнитика. Спасибо за стимул к самосовершенствованию.
Литература:
1.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы.- М.: Просвещение, 1991г. 2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие.- М.: Просвещение, 1993г. 3.Лиймктс Х.И. Групповая работа на уроке. – Знание ,1975.
4. Мамигонова Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения./ Под редакцией Т.И. Шамовой . – 1993. 5.Брейтерман М. Оргдиалог Александра Ривина // Частная школа. – 1995. - № 6. 6. Коллективная научно-познавательная деятельность школьников./ Под редакцией И.В.Первина- М.: Педагогика, 1985.


В раздел начальное образование