"Упражнения в написании слов с удвоенными согласными в корне"
урок
Автор: Галимзянова Наиля Шагитовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ249, г.Казань
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Ход урока
I.
Орг. момент
Великий, могучий, свободный Надежды и силы родник. Тебе посвящаем урок мы сегодня, Родной наш, правдивый и гордый язык!
II.
Чистописание
Наш урок начнем с минутки чистописания. Отгадайте загадки и запишите из отгадок только буквы, которые надо запомнить. Где доска и парта есть, Чтобы детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный … (класс) -Какие буквы надо запомнить в этом слове? (сс) Запишите их с верхним соединением 1 раз (ставлю карточку
СС
на наборное полотно) Многим нам она знакома, В ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна) -Какие буквы надо запомнить? (нн) Запишите их с верхним соединением (ставлю нн) Простудился я вчера, Голова болит с утра. Я закашлялся, охрип, У меня, наверно, …(грипп) -Какие буквы надо было запомнить? (пп) Запишите их с верхним соединением (ставлю пп) Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея) - Какие буквы надо запомнить? (лл) Запишите их с нижним соединением (ставлю лл) Их используют для приготовления сдобного теста (дрожжи) - Какие буквы надо запомнить? (жж) Запишите их с верхним соединением (ставлю жж) Несколько нот, сыгранных вместе (аккорд) -Какие буквы вы запомнили? (кк) Запишите их с верхним соединением (ставлю кК) Музыкальное упражнение для пальцев, исполняемое в быстром темпе (гаммы) - какие буквы надо запомнить? (мм) Запишите их с нижним соединением (ставлю мм)
III.Тема Внимательно посмотрите на полученный ряд букв. -Кто сможет сказать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (будем говорить о словах с удвоенной согласной) IV. Повторение 1. Перед вами – слова-отгадки Класс ванна Грипп аллея Дрожжи аккорд Гаммы -Как вы думаете, в какой части слова находятся удвоенные согласные? (в корне) -Как доказать, что в корне? (подобрать однокоренные слова и выделить корень) -Как называются такие слова? (однокоренные) 2. Запишите слово ванна и подберите к нему однокоренные слова (ванночка, ванная) - В какой части слова находится удвоенная согласная? (в корне) Выделите корни и подчеркните удвоенные согласные 3 –Как надо переносить слова с удвоенной согласной в корне? (ответы) (вешаю после ответа? Ван-на Ал-лея Дрож-жи Ак-корд Гам-мы 4. Я вам приготовила игру «Плюс-минус» Слово ты перенеси, «+» поставить поспеши, А не сможешь , так и знай. «-» ставь и не зевай. Я читаю вам слова. Если они переносятся, то вы показываете знак «+», если нет – знак «-» (теннис, гаммы, килограмм, тонна, хоккей, бассейн, орфограмма, грамматика, кросс, кроссовки, масса, русский) -Что означает слово кросс? (бег на большие расстояния)
5. По вашим ответам я поняла, что слова кросс и грамм не переносятся. Почему? ( в них 1 слог) Запишите с переносом только те слова, которые чаще слышите на уроке русского языка? -какие еще правила переноса вы знаете? 6.-Любите ли вы ребусы? Отгадайте Первая буква есть в слове сурок, Но нет этой буквы в слове урок. -О какой букве говорится? (с) А дальше подумай и краткое слово Средь умных ребят ты найдешь у любого. -Что это за слово? (ум) Две буквы у мамы возьми без смущения И в целом получится итог от сложения. -Какое слово получилось? (сумма) 7. Запишите это слово и сделайте его звуко-буквенный анализ. - Почему в этом слове звуков меньше, чем букв? (удвоенная согласная имеет 1 звук) Физминутка Я читаю по 1 строчке. Если вы услышите слово с удвоенной согласной, то хлопаете, если слов нет – стоим тихо Спросите, не повысив тона, что больше центнер или тонна? Необходимы соль и крупы, чтоб кашу наварить для группы Кто получит низкий балл, не придет на школьный бал Радиоволна идет сквозь стену, мы ее поймаем на антенну. Если пьете в школе квас, не забрызгивайте класс Если в доме много сора, может в доме вспыхнуть ссора Приятнее под елкой найти гриб, чем получить ангину или грипп. -Какие слова с удвоенной согласной вы услышали?
8. В русском языке много слов с удвоенными согласными в корне. -Можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными? (нет, их надо запомнить) Есть слова, которые отличаются одной буквой: бал-баллы Коса-касса На с.51 в упр.67 тоже есть такие слова. Прочитайте их правильно. Ниже вы видите диалог Афанасия с Дедом. Прочитайте его. -Прав ли Афанасий? (нет, слова являются однокоренными, если имеют общий смысл, и общую часть) Запишите предложение и подчеркните удвоенную согласную. -Какие еще орфограммы вы видите? 9. Пусть руки немного отдохнут, а головы продолжат работу. Отгадайте загадки. Многим долго неизвестный стал он каждому дружок, Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком. Очень быстро и недлинно он зовется … (Чипполино) Он весел и незлобен этот милый чудачок, С ним приятель Пятачок. Для него прогулка – праздник И на мед особый нюх. Этот плюшевый проказник медвежонок… (Винни-Пух) - Кто сможет записать на доске этих сказочных героев? - Каких еще литературных героев вы знаете, в именах которых пишется удвоенная согласная? (Гулливер, Гарри Поттер, Пеппи - Длинный чулок, Рикки-Тикки-Тави, хоббит Беггинс) Запишите любые два имени и подчеркните удвоенную согласную -Какие вы знаете женские имена с удвоенными согласными? (Анна, Инна, Алла, и т.д.)
Запишите их тоже -Какие мужские имена знаете с удвоенными согласными? (Кирилл, Филипп) Запишите и их. Помимо имен с удвоенными согласными пишутся еще и географические названия. Например, название нашей страны (Россия) или есть такое море (коралловое) Запишите их V. Итог -О каких словах мы сегодня говорили? -В какой части слова они встречаются? -Как мы доказали, что удвоенная согласная пишется в корне? - Можно ли проверить написание слов с удвоенной согласной в корне? -Как надо переносить слова с удвоенной согласной в корне? VI Домашнее задание Запомнить написание слов с удвоенной согласной в корне
В раздел начальное образование