"Математический калейдоскоп "Повторялки""
Урок - игра по математике во 2 классе
Автор: Акулина Тамара Яковлевна, учитель начальных классов, МБОУ Новоалтатская СОШ №4, с. Новоалтатка, Шарыповский район, Красноярский край
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Предмет:
Математика.
Класс:
2 класс
Тип урока:
повторение и закрепление изученного.
Урок – игра «Математический калейдоскоп «Повторялки»
Технологическая карта изучения темы: «Двузначные числа. Сложение и вычитание чисел».
Тема
Повторение и закрепление изученного материала.
Цели
Образовательные:
Повторить табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20, геометрические фигуры. Совершенствовать умения складывать и вычитать числа в пределах 100. Закреплять умение решать простые задачи, находить схемы, соответствующие содержанию задачи. Повторить знания, умения и навыки учащихся по нахождению неизвестного компонента действий сложения и вычитания. Продолжить работу по разложению чисел на разрядные слагаемые, разбиение на классы, по изучению современных и старинных величин. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, формированию ЗОЖ.
Развивать
кругозор учащихся.
Воспитывать:
культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе, трудолюбие, целеустремлённость, гордость за свою страну, спортсменов,
УУД
Формировать УУД:
1.
Личностные УУД:
определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 2.
Регулятивные УУД
: определять и высказывать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
2 учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 3.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя слайды, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Планируемый результат
Предметные:
Понимать алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 20 и 100. Знать способ нахождения компонента действий сложения и вычитания (на основе взаимосвязи между частью и целым). Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
3 совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им
(Коммуникативные УУД.)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя слайды, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные УУД).
Основные понятия
- Задача, часть, целое, величины, компоненты арифметических действий, - Геометрические фигуры.
Межпредметные связи
Математика, окружающий мир, литературное чтение, астрономия.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- индивидуальные карточки, карточки с заданиями, маршрутные листы; - презентация урока; - электронные физкультминутки - памятки.
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных
результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД
4
I. Мотивация к
учебной
деятельности
(3 мин)
(1 – 3 слайды)
Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. 1.Воспринимают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. 2.Читают стихотворение приветствие для гостей. Мы рады приветствовать вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше и краше, Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам вас сегодня встречать. Но начнем же Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Ну, что мои
маленькие
умники и
умницы. Сейчас
у нас будет урок
математики:
Вот
опять
прозвенел
звонок,
пригласил
нас
на
урок.
Будем
вместе
мы
считать,
складывать
и
вычитать.
Звонок
нам
дал
сигнал,
поработать
час
настал.
Так
что
время не теряем
и
учиться
начинаем!
На
уроке
присутствуют
гости.
Давайте
1. Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять. 2. Составление плана учебной деятельности. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Коммуникативн
ые УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативн
ые УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
(Познавательные
УУД).
Умение слушать и понимать речь других (
Коммуникативн
ые УУД).
5 урок, не будем зря время терять.
их
поприветствуем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
6
2. Целеполагание
и
установка
на
работу
в
группе.
Формулирование
темы
и
цели
урока.
Цели: Повторение и закрепление изученного материала
(4 – 10 слайды)
Цель работы: дать детям возможность с высокой степенью самостоятельности увидеть и понять целесообразность повторения изученного материала. Под руководством учителя формулируют тему урока. Читают вопросы и отвечают на них. Определяют тему урока по стихотворению. Повторяют правила работы в группе. Организует целеполагание. Представляет план учебных действий. План урока. Повторить: 1. Математическую грамотность. 2. Компоненты сложения и вычитания. 3. Структуру задачи. 4. Разряды чисел, классы. 5.Геометрические фигуры. 6. Устное и письменное сложение и вычитание . двузначных чисел. 7. Величины. Для чего нам нужна математика в жизни? Что она развивает? Какие цели стоят перед нами на уроках математики?
Определение темы
урока.
Повторялки,
повторялки,
повторялочки мои.
Всё, что знаем, на уроке
мы сегодня повторим.
«Повторение – мать
учения», - народная
мудрость так гласит.
«Работать нужно
активно, чётко,
грамотно»,
- нам учитель говорит.
Знание, для чего математика нужна в жизни. Умение определять и высказывать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.
(Регулятивные
УУД)
Умение беречь учебное время. (Личностные УУД)
3.
Актуализация
знаний
учащихся.
Цели: Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно- познавательной деятельности.
4.
Повторение
и
закрепление
изученного
Цели: . Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и Работают фронтально с учителем. Анализируют свою деятельность, оценивают и выставляют баллы.
Станция №1
«Мгновенный
тест».
Организует повторение математической грамотности. Организует уточнение вида работы на данном этапе урока.
Станция №1
«Мгновенный тест».
- Какой сегодня день недели? Месяц? Число? - Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? - Сколько цифр в математике? Какие? - На какие группы можно разделить все числа? - Какие числа называются чётными? А нечётными? - Назвать компоненты сложения (78+2=80). Как найти неизвестное слагаемое? - Назвать компоненты вычитания (56 – 16 = 40) Что является целым при вычитании? Как его Уметь читать математические выражения, находить неизвестное число. Уметь самостоятельно формулировать задания. Уметь составлять план действий. Уметь находить неизвестное число в выражениях, опираясь на взаимосвязь сложения и вычитания. Умение быстро отвечать на поставленные вопросы Уметь правильно оценивать результат коллективной работы ( самооценка + внешний контроль).
7 1. В корзине было 14 мячей. Положили ещё 6 мячей. Сколько мячей стало? 2. В соревнованиях по лыжам участвовало 15 детей. Из них 6 было мальчиков. Сколько девочек участвовало в соревнованиях? УУД). Поиск выражений по заданному значению. Решение задач. Анализируют свою деятельность, оценивают и выставляют баллы.
Станция №2
«Спортивная»
Организует повторение табличного и внетабличного сложения и вычитания чисел. Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.
Станция №2
«Спортивная»
Найти выражения, значения которых равны а) 15 12 9 3 10 10 – 7 = 6 + 4= 9 + 3= 4 + 5= 10 + 5= (СПОРТ) 34 40 25_____90 17+17= 20+5= 50+40= 38+2 =
(СОЧИ)
б)
Важный
вопрос
урока.
Что вы, ребята, знаете о событии в Сочи?
ЗАДАЧИ:
Уметь решать задачи, выбирать соответствующие схемы. Умение находить значение выражений в пределах 20 и 100. Уметь проговаривать последовательност ь действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь работать в группе. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное Работают в группе. Анализируют свою деятельность, оценивают и выставляют баллы.
С
С
т
т
а
а
н
н
ц
ц
и
и
я
я
№
№
3
3
«
«
О
О
т
т
в
в
е
е
ч
ч
а
а
й
й
-
-
к
к
а
а
»
»
Организует работу по сравнению чисел и составлению выражений по заданным компонентам.
С
С
т
т
а
а
н
н
ц
ц
и
и
я
я
№
№
3
3
«
«
О
О
т
т
в
в
е
е
ч
ч
а
а
й
й
-
-
к
к
а
а
»
»
С С р р а а в в н н и и т т ь ь : : 4 4 5 5 и и 6 6 7 7 1. Назовите другие пары чисел, чтобы первое число было меньше второго и наоборот. д) Как получить число 78, если есть 98? Как получить число 15, если есть число 4? е) Какое число называют при счете перед числом 79? Какое число называют при счете после числа 99? Уметь сравнивать числа, знать последовательнос ть чисел при счёте.
8
Станция
№4
«Играйкино»
Организует игровую деятельность.
Игра «Джунгли»
Игра «Джунгли»
94 + 5 = Неправильно назовёте, съест хищник. Правильно, встретите травоядного животного. Выбрать правильное: 97, 91, 99, 98, 96 36+15= 50, 53, 55, 51, 54. 80 – 6= 72, 74, 73, 75, 76. Умение находить значение выражений в пределах 20 и 100 с переходом через разряд и без перехода. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им
(Коммуникативны
е УУД.)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить Работа фронтальная и групповая по карточкам.
Станция №5
«Серьёзная»
Организует работу учащихся по повторению разрядов, классов, по представлению числа в виде разрядных слагаемых, по чтению многозначных чисел.
Станция №5
«Серьёзная»
Из каких разрядов состоит двузначное число? А трёхзначное число ? Если в числе есть разряды единицы, десятки, сотни, что они образуют? Какие классы вы знаете?
Догадайтесь, что
означают схемы?
57 257
(сумма разрядных слагаемых) Нарисуйте 11 точек и разбейте на классы, прочитайте число. Знают разряды, умеют читать многозначные числа, разбив их на классы.
9 Работа фронтальная и групповая.
Станция № 6
«Геометрия»
Организует работу по названию геометрических фигур и их свойствах.
Станция № 6
«Геометрия»
В порядке убывания: 72, 19, 74, 50, 56, 35, 47 69, 38 расположить и узнаете название станции Знать название и свойства геометрических фигур. ответы на вопросы, используя слайды, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные
УУД).
Назовите геометрические фигуры. На какие группы их можно поделить?
Что такое угол?
острый
прямой
тупой
развернутый
Какие бывают виды углов?
Какие бывают виды углов?
Какие фигуры можно неограниченно продолжить?
Какие фигуры нельзя продолжить? Выполняют физминутку: - для глаз; - подвижная вместе со сказочными героями.
Станция
№
7
«Отдохни-ка»
физминутку: - для глаз; - подвижная вместе со сказочными героями.
Станция № 7 «Отдохни-
ка»
10 Индивидуальная работа по карточкам.
Станция №8
«Смекалкино»
Станция №8
«Смекалкино»
Кто догадался, что это такое? Как записываем? Решите и определите, какое выражение отличается от других? 53 +17, 71 + 27= 46+12= 55+ 35=
Алгоритм сложения
1.Записываем числа в столбик. Единицы под единицами, десятки под десятками. 2.Складываем единицы, пишем под единицами 0, а 1 десяток запоминаем (надписываем над десятками). 3.Складываем десятки, прибавляем 1 десяток, который получился в сложении единиц. 4.Пишем под десятками. 5.Читаем число
5
5
3
5
Знать алгоритм письменного сложения и вычитания чисел. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
11 По проблемному вопросу определяют тему станции. Называют современные единицы измерения, старинные, просмотр отрывка из мультфильма, фотографий.
Станция №9
«Познавательная
»
Организует проблемную ситуацию по определению темы станции, повторению современных единиц измерения, старинных, просмотр отрывка из мультфильма, фотографий. С какими величинами встречаемся в повседневной жизни? Какие величины знаете? Прав ли удав? Назвать современные приборы измерения и единицы длины. Знать величины. Умение решать проблемные ситуации.
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Самостоятельно читают, анализируют, находят
Станция
№10-
«Задачкино»
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Что знаете о задачах? Что значит – решить задачу? Рассматривают схемы и составляют задачи. Знать структуру задачи. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей. Читать информацию, представленную на схеме. Сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). (Организационные умения)уметь
12 решение учебной задачи. Самостоятельно делают анализ схемы задачи, составляют задачу. Выполняют задание в группе. Объяснение учебной задачи. Анализирует задание с уч-ся. Обеспечивает понимание уч-ся предстоящей самостоятельной работы.
1
1
?
?
2
3
Решать логические задачи. самостоятельно формулировать цели; составлять план решения учебной задачи вместе с учителем; работать по плану, сверять свои действия с планом и целью; делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученный результат путем возвращения к плану и вторичного движения по пунктам плана; оценивать результат на основе анализа работы по плану. (интеллектуальные умения) представлять информацию в виде схемы; находить информацию в схемах.
13 (коммуникативные умения) делать выводы на основе обобщения знаний(формулиро вать логично обоснованные высказывания)4 (интеллектуальные умения) Представлять информацию в виде текста, схемы; находить информацию в схемах, в текстах.
1.
Рефлексия.
(3 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников. Анализ деятельности на уроке. -Удалось ли нам выполнить план работы.
Повторить:
1. Математическую грамотность. 2. Компоненты сложения и вычитания. 3. Структуру задачи. 4. Разряды чисел, классы. 5.Геометрические фигуры. 6. Устное и письменное сложение и вычитание . двузначных чисел. Учиться совместно с учителем и другими детьми определять степень успешности выполнения своей и чужой работы. Уметь проговаривать последовательност ь действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
14 7. Величины. Понравился ли вам математический марафон «Повторялки»? Какое задание больше всего понравилось? Подсчитайте баллы и запишите в маршрутных листах. Оцените работу группы. ДИПЛОМЫ оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
2.
Домашнее
задание.
Цели: - Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Определяются с объемом домашнего задания. Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домашнего задания. Выполнить из тетради №2 любые 2 задания. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
15
Самоанализ урока Автор: Акулина Т.Я.
Предмет:
Математика
Класс: 2 класс
Цель урока:
Образовательные:
Повторить табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20, геометрические фигуры. Совершенствовать умения складывать и вычитать числа в пределах 100. Закреплять умение решать простые задачи, находить схемы, соответствующие содержанию задачи. Повторить знания, умения и навыки учащихся по нахождению неизвестного компонента действий сложения и вычитания. Продолжить работу по разложению чисел на разрядные слагаемые, разбиение на классы, по изучению современных и старинных величин. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления, формированию ЗОЖ.
Развивать
кругозор учащихся.
Воспитывать:
культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе, трудолюбие, целеустремлённость, гордость за свою страну, спортсменов, Оборудование урока: - индивидуальные карточки, карточки с заданиями, маршрутные листы; - презентация урока; - электронные физкультминутки - памятки. Содержание урока: соответствовал содержанию программы, целям урока, дидактическая обработка проведена через презентацию. Урок способствовал формированию умения решать простые задачи, нахождению неизвестного числа, выполняя действие обратному данному, умению вычислять в пределах 20 и 100. На уроке закреплялись ранее полученные знания: компоненты действий, разряды и классы чисел, современные и старинные величины, рассматривалась учебная задача на развитие логического мышления. Материал урока
16 способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся через нестандартные задания. На уроке решались такие общеучебные и специальные умения, как: Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД
: определять и высказывать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 4.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя слайды, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Содержание урока способствовало развитию интереса к обучению и расширению кругозора. Тип и структура урока: повторение и закрепление изученного. Форма:
Урок – игра «Математический
калейдоскоп «Повторялки»»
17 Данный урок в теме «Двузначные числа. Сложение и вычитание». Все этапы урока соответствовали структуре данного типа урока, были взаимосвязаны между собой. Использовался дополнительный материал с целью расширения кругозора. Реализация принципов обучения: На данном уроке главный принцип направленности обучения на повторение ранее изученного материала. Принцип доступности обучения реализовывался через индивидуальные задания, организацию работы по совместно составленному с уч-ся плану решения учебных задач, наглядность на уроке была направлена на качественное усвоение материала урока, характер познавательной деятельности на уроке преобладал репродуктивный, индивидуализация и дифференциация обучения достигалась через индивидуальные задания и дифференциацию домашнего заданию. Методы обучения:обяъяснительно- иллюстративный, словесный, наглядный, практический ( слайды, беседа, составление плана, анализ схем задач); эмоциональный метод ( поощрение, создание ситуации успеха); социальные (создание ситуации взаимопомощи); самоконтроль; Организация учебной работы на уроке: на уроке осуществлялось чередование разных видов деятельности уч-ся: использовались приемы – демонстрация уч-ся натуральных объектов (схем), игровые приемы, прием обратной связи. Общие результаты урока: план урока выполнен, усвоение учащимися учебного материала на уровне восприятия, понимания, запоминания; поставленные цели были достигнуты.
В раздел начальное образование