Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методические рекомендации по формированию метапредметных УУД в 1 и 2 классе".

Методические рекомендации.

Автор: Крючкова Галина Николаевна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов" Асбестовского городского округа, город Асбест, Свердловская область



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа Номинация: методические рекомендации Тема работы: «Методические рекомендации по формированию метапредметных УУД в 1-2 классе» Форма: методические рекомендации Автор: Крючкова Галина Николаевна, учитель начальных классов, высшая категория (т.89530392028)
2
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………….…………….…. 3 2. Рекомендации педагогам по формированию УУД………..……….. 5 3. План деятельности учителя по организации работы с целью формированию УУД в 1-2 классе…………………………….……….. 7 4. Классификация приёмов и упражнений для развития метапредметных УУД ………………………………………..…….…. 8 5. Описание приемов, игр и упражнений для развития метапредметных УУД………………………………………….………. 10 6. Заключение…………………………………………………….……... 22 7. Приложения………………………………………………..…………. 23 8. Фотоматериалы…………………………………………….………… 31 9. Список литературы……………………………………….………….. 35
3
1. Пояснительная записка
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень компетентности учащихся. Но для этого должны быть созданы определённые условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе. Одним из таких условий является наличие системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия, в этом и заключается актуальность данной работы. Данные методические рекомендации помогут учителям создать условия для формирования универсальных учебных действий у учащихся 1-2 классов. В работе предложены рекомендации педагогам, план работы учителя по формированию УУД, классификация приёмов, направленных на формирование УУД, описание приёмов. Значимость данных материалов заключается в том, что приёмы формирования УУД не только классифицирован по направлениям, но и даны описания этих приёмов, а это значит, что учитель может осуществлять выбор при подготовке к уроку и экономить при этом время. Каждый урок, который будет содержать данные приёмы и упражнения, даст определённые возможности для формирования универсальных учебных действий у учащихся 1-2 классов. Примеров заданий «масса», но я представила лишь на некоторых из них, большинство из которых проверенные на практике. Новизна методических рекомендаций по формированию УУД в 1-2 классе в том, что в приложении предложены варианты мониторинга и анализа результатов развития УУД. Учителя не должны забывать, что процесс формирования УУД планомерный и обязательно должен включать в себя мониторинг, который и направляет учителя на выбор методов и приёмов работы по формированию УУД.
4
Цель создания дидактических материалов
: Оказание методической помощи педагогам-практикам.
Задачи:
1.Создать дидактический «банк» приёмов для осуществления поддержки молодым педагогам и педагогам, которые начинают работать с новым образовательным стандартом. 2. Предложить план работы по формированию УУД. 3. Используя содержание методической продукции, провести мастер-класс для учителей ШМО и ГПО.
Планируемый результат:
1. Данный методический продукт используется учителями при планировании уроков. 2.Овладение опытом работы по формированию УУД учителей школы. 3. Во время мастер-класса учителя на практике овладели приёмами работы по формированию УУД в 1-2 классах.
Возраст участников:
педагогам для работы с учащимися 1-2 классов
5 Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
2. Рекомендации педагогам по формированию УУД

Для

формирования

универсальных

учебных

действий

у

учащихся

педагог должен выполнять следующие действия:
1. Учитель привлекает обучающихся к открытию новых знаний. 2. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. 3. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. 4. Учитель показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями детей в открытие новых знаний. 5. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. 6. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. 7. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям обучающиеся учатся оценивать и свою работу.
6 8. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. 9. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 10. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. 11. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности. 12. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. 13. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
7 Для достижения результатов в развитии УУД у учащихся необходим планомерный и системный подход в проведении необходимых мероприятий. Поэтому я предлагаю примерный план деятельности учителя по формированию УУД.
3. План деятельности учителя по формированию

УУД в 1-2 классе
1. Стартовая диагностика. Данный мониторинг позволяет определить уровень готовности учащихся к обучению и наметить формы и приёмы работы по устранению «пробелов» (Приложение №1). 2. Знакомство родителей с результатами исследования и рекомендациями по формированию УУД у учащихся. 3. Обсуждения плана работы с педагогом-психологом и логопедом с целью осуществления сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении. 4. Индивидуальные консультации с родителями по формированию умения учиться. 5. Подбор методов и приёмов индивидуальной работы и работы на уроке по формированию УУД. 6. Планирование работы по развитию личностных УУД во внеурочное время. 7. Мониторинг УУД 2 раза в год, анализ результатов (Приложение №2). 8. Подбор коррекционных приёмов, упражнений для формирования умений. 9. Заседание годичной команды педагогов с целью обсуждению мероприятий по коррекции и развитию умений.
8 Каждому учителю необходим «банк» приёмов и упражнений, который поможет точно подобрать необходимые приёмы для развития и коррекции умений.
4. Классификация приёмов и упражнений для развития

метапредметных УУД

УУД

Недостаточны

й уровень

развития

следующих

умений

Приемы педагогической техники
Личностные Смыслообразо вание Самоопределе ние Нравственно- этическая ориентация 1. Самостоятельный выбор заданий; стр. 10 2. Дай себе помочь; стр. 10 3. Выход за пределы; стр. 10 4. Отсроченная реакция; стр. 10 5. Лови ошибку; стр. 11 6. Театрализация; 7. Идеальное задание. стр. 11 Регулятивные Планирование 1. Приёмы организации принятия цели; стр. 11 2. Составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению; Оценка 1. Работа с эталонами; стр.11 2. Резюме; стр.11 3. Вход в урок; стр.11 4. Идеальный опрос; стр.11 5. Райтинг; стр.12 6. Вопрос к тексту; стр.12 7. Отсроченная реакция; стр.12 8. Знакомьте с критериями; стр.12 Контроль 1. Вход в урок; 2. Показательный ответ; стр.13 3. Опрос-итог; стр.13 4. Прогнозирование; стр.13 5. Контрольные задания, в том числе тестового характера; 6. Преднамеренные ошибки; стр.13 7. Поиск информации в предложенных источниках; 8. Взаимоконтроль;
9 9. Самоконтроль; 10. Повторяем с контролем; стр.13 11. Заучивание материала наизусть в классе 12. Составление плана дальнейшей работы; 13. Чтение за диктором; 14. Лови ошибку; Познавательные Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно- следственные связи 1. Угадывание объектов по существенным признакам; 2. Составление загадок детьми; 3.Упражнение-наблюдение объекта, выделение существенных признаков; 4. Классификация слов (понятий, объектов и т.) по существенным признакам; 5. Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование); 6. Задания повышенной трудности; 7. Задания на смекалку; 8. Задача с необычным решением; 9. Задачи с многовариантными решениями; 10. Анаграммы (рассыпанные слова); стр.14 11. Игра «Разведчики»; стр.14 12. Игра «Найди слова без пробелов»; стр.14 13. Путаница; стр.14 14. Сравни картинки; стр.14 15. РОМАШКА вопросов; стр.14 16. Перепутанные цепочки; стр.15 17. Кляксография; стр.15 18. Схема ПАУЧОК; стр.15 19. Удивляй; стр.16 20. "Да" и "Нет" говорите; стр.16 21. Фантастические добавки; стр.16 22. Игра «Отдели в сплошном тексте слова друг от друга»; стр.14 23. Индивидуальные мини исследования; 24. Верные и неверные утверждения 25. Составление таблиц, схем-моделей; 25. Самостоятельное достраивание схем моделей, таблиц. коммуникативн ые 1. К6+оллективные проекты; 2. Игра «Мои пожелания»; стр.18 3. Игра «Волшебный магазин»; стр.19 4. Игра «Чемодан»; стр.20 5. Приём «Дружная парочка»; стр.21 6. Игра «Путешествие по странам» стр.20
10
5. Описание приёмов, игр и упражнений для развития

метапредметных УУД

Приёмы развития личностных УУД

1. Самостоятельный выбор задания
Данный приём дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться", отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности.
2. Выход за пределы
В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.
3. Дай себе помочь
Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
4. Отсроченная реакция
Учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос — быстрый ответ) иногда допустим, но педагог должен понимать, что этим он способствует «забиванию» активными и энергичными учащимися всех остальных; ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ.
11
5. Лови ошибки
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться.
6. Идеальное задание
Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.
Приёмы развития регулятивных УУД

1. Приёмы организации принятия цели:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся; – использование занимательного игрового материала; – создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; – выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели; – моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»; – постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения;
2. Работа с эталонами
Такую работу можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
3. Резюме


Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Использовать резюме можно в III-IV классах не чаще одного раза в месяц.
4. Идеальный опрос
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом
12 учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет постоянно работать защитная реакция, то не следует применять этот прием часто.
5. Райтинг
Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.
6. Вопрос к тексту
При изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке; —вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.
7. Отсроченная реакция
Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос — быстрый ответ) иногда допустим, но педагог должен понимать, что этим он способствует «забиванию» активными и энергичными учащимися всех остальных; ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ.
8. Знакомьте с критериями
Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
9. Опрос-итог
В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.
13
10. Показательный ответ
Один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться.
11. Прогнозирование
Задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше».
12. Повторяем с контролем
Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся составили такие вопросы:  Что такое имя существительное?  Что обозначает имя существительное?  Какие имена существительные относятся к одушевленным и.сущ.?  На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?  Расскажи о правописании имен собственных.  Как изменяются имена существительные?  Как определить род имени существительные?
14
Приёмы и упражнения для развития

познавательных УУД

1. Анаграммы
(рассыпанные слова) Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.
2. Игра «Разведчики»
На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Пример. Учащиеся находят строчку и зачитывают.
3. Игра «Найди слова без пробелов»
Пример. Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки. ВУКПРСАБАКАЖЮТР МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ
4. Игра «Отдели в сплошном тексте слова друг от друга»
Пример. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу. ВСЕГДАОЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ).
5. Путаница
Детям предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов. Пример. Найдите замаскированные изображения и запишите слова, разделите эти слова на слоги.
6. Сравни картинки
(можно задать их количество) Найди отличия. Составь рассказ.
7. Ромашка вопросов
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков шесть вопросов. 1. Простые вопросы назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести
15 определенную информацию: Что? Когда? Где? Как?. 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: То есть ты говоришь, что ? Если я правильно понял, то . 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слов Почему? и направлены на установление причинно-следственных связей. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу бы. 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. 6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Прием Ромашка вопросов можно использовать, начиная с 1 класса. Младшим школьникам нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие лепестки. Прием Ромашка вопросов можно использовать в начале урока или на стадии Рефлексии.
8. Перепутанные цепочки
Учитель предлагает детям ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
9. Кляксография
Суть приема состоит в том, что каждому ребенку предлагается чистый лист, на котором наносится капля туши. С помощью трубочки дети дуют на нее так, чтобы она стала кляксой. Когда клякса высохла, ребенок смотрит на лист с разных сторон и додумывает образ. Затем ребенок с помощью линий дорисовывает рисунок так, чтобы получился рисунок.
10. Схема ПАУЧОК
Эта схема подходит, если в тексте много описаний, которые необходимо самостоятельно осмыслить, сделать по ним выводы.
16
11. Фантастическая добавка
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека).
12. Удивляй
Учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю: - Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.
13. "Да" и "Нет"
Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать учеников. Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".
17 Вот иллюстрация одного из фрагментов игры. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).


Вопросы детей

Ответы

Комментарии
1 Этот предмет используется людьми давно? И да и нет Вопрос слабый. Понятие "давно" - очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить. 2 Это предмет сельского быта? И да и нет Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно четко разделить на "сельские" или "городские". 3 Это приспособление для приготовления пищи? Нет Вопросы 3-5 довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опыт нее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав еще несколько вопросов из этой серии. 4 Это инструмент для обработки чего-то? Нет 5 Прямое назначение предмета – отдых? Нет 6 Может ли человек обойтись без него? И да и нет Вопрос слабый. Что значит - "обойтись"? В какой-то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу. 7 Им пользуются взрослые и дети? Да Вопрос не сильный. Понятие "пользуются" определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет. 8 Предмет относится к Нет Вопросы 8-10 сильные, с них надо было начи-
18 мебели? нать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом. 9 Предмет относится к посуде? Нет 10 Это электрический прибор? Да 11 Это магнитофон? Нет Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к "гаданию" методом сплошного перебора. 12 Этот прибор используется для передачи звука? Нет Вопрос хороший. Отсекает широкую группу электронных приборов. Задан вовремя. 13 Это осветительный прибор? Да 14 Это лампа? Да Контрольный ответ найден.
Приёмы и игры для развития коммуникативных УУД

1. Игра «Мои желания»
Эта игра направлена на формулирование учащимися своих ожиданий, ценностей, мыслей. Она помогает учащимся осознать собственные ценности, построить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. Главный, но не всегда достижимый результат - понимание того, что, выбирая свою систему ценностей и следуя ей, человек реализует свою свободу. Продолжительность игры 40 минут. Для работы понадобятся листы писчей бумаги, для изготовления «цветка желаний» цветная бумага, ножницы, клей. Ход: Детям предлагается на листе бумаги написать 3 - 7 своих желаний. Следующим этапом работы является определение того, от кого зависит
19 исполнение желаний. Если исполнение зависит от самого человека, то напротив желания пишется - “Я”, если исполнение зависит от других, то пишется «Д», если человек не знает, от кого зависит исполнение его желания, то он пишет – «Н». Затем дети изготавливают «цветок желаний». Серединку оставляют свободной. А на лепестках пишутся желания. Из работ ребят оформляется поляна желаний.
2. Игра «Волшебный магазин»
Эта игра позволяет ребятам задуматься над жизненными ценностями, сравнить сои ценности с ценностями других. Кроме того, ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учебным процессом, связанные со школой. Учащиеся учатся понимать, что разные люди могут иметь разные ценности в жизни, разные человеческие качества, учатся понимать, что те или иные качества оказывают определенное влияние на формирование характера, личности. Продолжительность игры вместе с обсуждением: 40 минут. Ход: Ведущий предлагает младшим подросткам подумать, какими личными качествами они обладают. Затем предлагается представить волшебный магазин, где каждый является продавцом. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как он считает, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. Таким образом, все желающие могут побывать в любой из ролей. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно. В процессе обсуждения ребята учатся не только анализировать свои качества, но также учатся выражать свои мысли, доказывать свое мнение. Учатся слушать и слышать друг друга, учатся быть терпимее друг к другу. Важная роль в этой игре отводится ведущему, так как его главная задача - направляющая и анализирующая. Ребята, открывая у
20 себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникает новое отношение к себе и окружающим.
3. Игра «Чемодан»
В этой игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, учатся сравнивать, доказывать, убеждать, учатся быть терпимее друг к другу. Для работы потребуются конверты. Обязательно желание каждого участника. Продолжительность игры: 40 минут. Ход: Один из участников игры выходит из класса, а другие начинают ему собирать «чемодан», то есть те качества, которые помогают этому человеку в общении с другими; но обязательно указываются и отрицательные качества, над которыми надо работать. Затем каждое качество обсуждается, голосуется большинством. Должно быть 5-7 характеристик. Затем все зачитывается тому, кто выходил. Он имеет право спросить только один вопрос, если что-то непонятно. Так продолжается, пока есть желающие. В конце игры тот, кто узнал информацию о себе, отвечает на вопросы: - Что нового о себя я узнал во время занятий группы? -Что нового я узнал о других людях? - Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? - Каким образом я собираюсь это сделать? Ответы на эти вопросы записываются и помещаются в конверт, который подписывается и отправляется адресату через месяц.
4. Игра «Путешествия по странам»
Эта игра показывает различное понимание духовных ценностей. В ней ребята демонстрируют свое умение критически мыслить, принимать решения и решать проблемы. Ребята научаются влиять на образ мышления других людей, оценивают важность многообразия идей и подходов. Школьники демонстрируют навыки эффективного общения, обобщаю, делают выводы. Продолжительность игры: 40 минут.
21 Ход: Весь класс делится на несколько команд, где каждая команда представляет выбранную страну. Идет работа в группе, где ребята получают отличную возможность дискутировать и высказывать различные мнения. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны, того народа, который она представляет, отражает неповторимость и своеобразие выбранной страны. Все другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни, особенности данной национальности и т. д. Каждая страна рассматривается с нескольких позиций. Эти позиции ребята определяют в самом начале игры, еще до деления на группы - страны. Затем эти особенности вносятся в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены, и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти точки соприкосновения - те ценности, которые неизменны, не зависят от страны, от национальности; и пытаются это анализировать. Следующий этап игры - дискуссия. Свобода самовыражения создает атмосферу, необходимую для успешных занятий
5. Приём «Дружная парочка»
«Дружная парочка» так назвали дети один из приёмов парной работы. Дружная парочка отрабатывает вычислительные умения, находит соотношение между величинами, определяет падежи, склонения, спряжения и т.д. Правила заключаются в том, что решив одно выражение или доказав равенство, неравенство или другую практическую задачу, ученик должен сверить результат своего решения с партнёром, а сигналом для начала проверки является соединённые руки в солнышко. Так дети сигнализируют о том, что выражение решено. Если проверка показала несоответствие ответов, то партнёры должны друг другу, используя алгоритм, объяснить или доказать решение, а если результаты сошлись, то оба ученика решают дальше. Такие приёмы замечательны тем, что учащиеся повторяют, проговаривают, рассуждают неоднократно, а, значит, у них развиваются речевые и коммуникативные умения и навыки. Результат предметного
22 диалога между детьми иногда был эффективнее многократного моего объяснения. В качестве доказательства приведу слова М. Мантессори «Единственный, кто понимает ребёнка, это другой ребёнок».
6. Заключение
Результатом моей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных УУД, которая включает у моих учеников действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.
23
24 Приложение № 1
Педагогическая диагностика стартовой готовности учащихся 1 «а» класса
ФИО Инструментальная готовность Личная готовность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 E-1 16 17 E-2 1. Андрющенко Арина Юрьевна 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 27 2 2 4 2. Астафьева Алёна Александровна 2 2 2 2 1 2 0 2 2 1 1 1 2 2 0 22 1 0 1 3. Баитова Татьяна Михайловна 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 28 2 1 3 4. Билалова Елизавета Евгеньевна 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 0 2 27 2 0 2 5. Брылякова Виктория Денисовна 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 29 2 2 4 6. Гобов Алексей Николаевич 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 0 0 2 24 2 0 2 7. Каюмова Дарья Руслановна 2 2 2 2 1 2 2 2 0 2 1 1 2 0 1 22 1 2 3 8. Квашнин Александр Анатольевич 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 0 1 2 0 23 2 1 3 9. Кирьянова Ангелина Петровна 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 0 2 26 2 2 4 10. Колмогорцев Александр Сергеевич 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 29 2 1 3 11. Кочкина Елена Андреевна 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 28 2 1 3 12. Мамедкеримова Жанна Эльмановна 0 2 1 0 2 2 2 2 2 1 0 2 2 0 2 20 2 1 3 13. Набиев Руслан Вадим Оглы 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 0 2 24 2 1 3
25
Качественный анализ Стартовой диагностики
Личностная готовность Инструментальная готовность Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Андрющенко Арина Баитова Полина Брылякова Виктория Каюмова Дарья Квашнин Александр Кирьянова Ангелина Колмогорцев Александр Кочкина Елена Набиев Руслан Некрасова Анна Нохрина Ксения Софронов Максим Федосеев Василий Хохлов Андрей Цепелева Анастасия Шрамков Иван Шепелева Ника Мамедкеримова Жанна Средний уровень Симонова Александра Чеблуков Данил Билалова Елизавета Гобов Алексей Пономарёв Константин Петухов Данил Низкий уровень Астафьева Алёна Путилов Никита
26
Использование данных диагностики в работе педагога

Учащиеся со средним уровнем инструментальной готовности (Мамедкеримова Ж, Петухов Д, Путилов Н)
1.Определила задания, которые базируются на слабо сформированных умениях у данных учащихся Умения ребёнка Примерные задания для развития данного умения Мамедкеримова Жанна 1.«Дорисуй предмет», «Дорисуй букву», «Дорисуй цифру»… Видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта 3.«Кто? Или Что? Изображено на рисунке», «Сложи сову из бумаги», «Сделай волка из коробки»… Придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения 4. «Рассмотри рисунок и скажи…», «Что можно узнать, «читая» эти рисунки?» Оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий 10. «Прочитай «рассказ в картинках», «Расшифруй», «Нарисуй пример в виде схемы» Видеть закономерность в изучаемой информации 11. «Продолжи узор», «Продолжи ряд», «Найди закономерность» Следовать инструкции при выполнении учебных действий 14. «Выполни в заданном порядке», «Следуй инструкции», «Соедини буквы так же , как на образце» Петухов Данил Выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи 2. «Найди и напиши буквы», «Сколько на рисунке пешеходов?» Придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения 4. «Рассмотри рисунок и скажи…», «Что можно узнать, «читая» эти рисунки?» Устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями 6. «Посмотри на рисунок и вспомни…»
27 Устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями 7. «Что было сначала?», «Понаблюдай и сделай вывод» Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями 8. «Определи чего больше», «Сравни» Выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей. 9.» На какие группы можно разделить предметы?», «Раздели на разные группы» Оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий 10. «Прочитай «рассказ в картинках», «Расшифруй», «Нарисуй пример в виде схемы» Видеть закономерность в изучаемой информации 11. «Продолжи узор», «Продолжи ряд», «Найди закономерность» Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий 12. «Соедини слово (понятие) и рисунки, к которым эти слова относятся», «Определи, о чём идёт речь», «Отгадай загадку» Соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия 13. «Сравни с образцом и найди ошибки», « Подчеркни такие же буквы, но маленькие», «Исправь опечатки» Следовать инструкции при выполнении учебных действий 14. «Выполни в заданном порядке», «Следуй инструкции», «Соедини буквы так же , как на образце» Использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий 15.»Послушай рассказ и сделай вывод» Путилов Никита Выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи 2. «Найди и напиши буквы», «Сколько на рисунке пешеходов?»
28 Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации 5. «Посмотри на рисунок и вспомни…» Устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями 7. «Что было сначала?», «Понаблюдай и сделай вывод» Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями 8. «Определи чего больше», «Сравни» Видеть закономерность в изучаемой информации 11. «Продолжи узор», «Продолжи ряд», «Найди закономерность» Следовать инструкции при выполнении учебных действий 14. «Выполни в заданном порядке», «Следуй инструкции», «Соедини буквы так же , как на образце» Использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий 15. «Послушай рассказ и сделай вывод» 2. Используя данные таблицы, подготовлю памятки для учителей – предметников. 3.Познакомлю психолога школы с результатами диагностики для осуществления сопровождения данной категории учащихся. 4.Определю уроки, на которых могу развивать слабо сформированные умения. 5. Подготовлю памятки для родителей, в которых обязательно предложу конкретные задания для развития необходимых умений.
Для учащихся со средним и низким уровнем личной готовности (Симонова А, Чеблуков Д, Билалова Л,

Гобов А, Пономарёв К, Астафьева А, Путилов Н) использую следующие приёмы, методы и формы работы:
1. Использование во время фронтальной, парной и индивидуальной работы различных дидактических игр; 2. Создавать ситуации успеха; 3. Адекватная похвала. Важно прокомментировать словесную оценку
29 Приложение № 2
Мониторинг УУД во 2 классе







ФИО

Планиро

вание

Оценка

Анализ

Синтез

Сравне

ние

Класси

фикация

Обоб

щение

Причинно-

следственные

связи

Преобладающая у

ребенка группа
1 Андрющенко Ариша 3 2 1 4 1 2 1 3
1
2 Астафьева Алёна 4 4 2 4 4 4 2 4
4
3 Баитова Татьяна 1 1 1 3 1 1 1 3
1
4 Билалова Елизавета 1 2 4 4 1 1 1 3
1
5 Брылякова Виктория 1 4 1 3 1 1 3 3
1
6 Гобов Алексей 1 4 1 4 2 3 3 3
3
7 Каюмова Дарья 3 4 2 3 4 2 3 4
3
8 Квашнин Александр 2 4 3 4 4 1 3 2
4
9 Кирьянова Ангелина 1 4 3 3 1 1 1 1
1
10 Колмогорцев Александр 1 4 4 4 2 4 1 4
4
11 Кочкина Елена 1 4 2 3 2 3 2 3
2
12 Мамедкеримова жанна 3 2 2 4 2 4 4 4
4
13 Набиев Руслан 4 3 2 4 2 4 4 4
4
14 Некрасова Анна 4 3 2 4 4 2 3 4
4
15 Неустроев Константин 1 1 2 3 3 1 1 1
1

Преобладающая в классе группа

1

4

2

4

2

2

1

3

Условные обозначения
Группа 1 справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" Группа 2 справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию" Группа 3 не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию" Группа 4 не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"
30
Приложение №2

31 Приложение №3
Фотоматериалы

Приём «Дружная парочка»



32
Приём «Схема паучок»

Классификация

33
Анаграммы

34
Ромашка вопросов

35
Список литературы
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2012. 2. Карпова Е.А. Педагогические технологии в образовательном процессе.- «СОПК».2007 3. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" 4. А.Г.Асмолова, Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли»» Система заданий; пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова,. М.; Просвещение, 2010 5. Шакина Г.В. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков. - «Учитель»,2010. 6. Яковлева Н. П. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников. – «Начальная школа», 2011, №2.


В раздел начальное образование