Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Программа кружка "Истоки"

программа кружка

Автор: Чикачева Полина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ РУООШ, Республика Саха (Якутия), с.Русское Устье



В раздел начальное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

по приобщению детей

к истокам русскоустьинской культуры

«Истоки»
для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Составитель программы: Учитель начальных классов Чикачева П.И. Русское Устье 2014г.
2
Пояснительная записка
«Приобщайте детей к истокам русской народной культуры. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка». В.Г.Белинский.. Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению старших дошкольников с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей. Мы знаем, что основным средством воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, праздники, все то, что так близко нашим детям. Именно из них дети получают нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Чем раньше приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем больше эффекта мы можем достичь в понимании того, что наработал веками этнос. Динамика социокультурных преобразований в Республике Саха (Якутия) актуализировала гуманистическую парадигму воспитания - формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, труженика и семьянина. Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения, приобщения дошкольников к историческим местам родного края [3, c. 19]. Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.). Авторами отмечено, что важнейшим
3 элементом приобщения дошкольников к историческим местам родного края является мировоззренческий элемент, включающий в себя общие и конкретные представления ребенка, усвоенных в процессе социализации. В патриотических представлениях ребенка происходит единение природного и духовного начала, природного и духовно-нравственного мира людей [1, с. 33]. Становлению самосознания народа способствует существование в устойчивой исторически сложившейся совокупности людей, обладание ими общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада. В отечественной психологии и педагогике вопрос о приобщении дошкольников к культуре родного края рассматривается в тесной связи с проблемой социализации, которая «разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, где представлена система регуляции поведения в зависимости от степени включенности в общественные отношения» [6, c. 14]. Культура отражает процесс социализации, который тесно связан с принятием человеком общественных норм, посредством которых он приучается жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Также он связан с активным участием самого человека в освоении культуры человеческих отношений, приобретением умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. В процессе приобщения дошкольников к культуре родного края формируется патриотическое самосознание. Понятие патриотического самосознания касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения [6, c. 16]. Актуальность проблемы ознакомления детей с историей родины связана в региональных условиях с вопросами этногенеза народов Якутии, а также с тем, что в век информированных технологий, стремительно
4 преобразующих окружающую действительность, социальные институты и ценностные ориентиры, отмечается огромный всевозрастающий интерес исследователей к культурному населению коренных народов Севера и их духовным ценностям [1, c. 35]. В дошкольных образовательных учреждениях дети через фольклор, живопись, искусство знакомятся с историей родного края, культуры, обрядов, традиций. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы и т.д. Во многих дошкольных учреждениях созданы «Исторические уголки», «Комнаты старины» [6, c. 29]. В настоящее время слабоизученной является проблема этногенеза аборигенов Севера, над которой в настоящее время трудятся археологи. На Колыме, Вилюе, Индигирке и др. местах ими был собран значительный археологический, палеонтологический и антропологический материал. Прослежено генетическое единство культур позднего неолита и эпохи бронзы, выдвинута гипотеза об особом пути развития культуры северных племен, начиная с конца II тысячелетия до н.э. [4, c. 24]. Считается, что культура традиционная составляет основу народной культуры. К основным аспектам содержания культуры народа можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество. Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Приобщение ребенка к культуре родного края невозможно без осознания им значения родной культуры, родной природы - родного края и, одновременно, постепенного приобщения его к культуре народа совместного проживания. Работники дошкольных учреждений и учителя школ в последние годы ведут активные поиски содержания, форм и методов приобщения детей к патриотической культуре [5, с. 49]
5
Актуальность
проблем приобщения к культуре родного края связана с необходимостью воспитания патриотических чувств и представлений ребенка. Это отражено в специфике воспитания патриотической культуры. Соблюдение норм патриотической культуры имеет огромное значение, так как понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между субъектами облегчает установление контактов, способствует взаимопониманию между людьми, живущими в разных местностях, создает устойчивые и благоприятные взаимоотношения ребенка с окружающими людьми. Поэтому приобщение детей к культуре родного края является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и т Необходимость работы по приобщению ребенка к культуре родного края, основанной на нормах нравственности, становится все более актуальной. Работу в данном направлении целесообразнее начинать с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому. Ведь первичные патриотические представления и чувства, их развитие в дошкольном возрасте являются началом дальнейшего совершенствования личности ребенка, его общего развития и воспитанности [4, с. 56].
Цель:
развитие личности ребенка и воспитание его на народных традициях через природосообразность, творческий потенциал педагога, преемственность: детский сад - семья - школа.
Задачи:
1. Ознакомление детей с историей родного края и русскоустьинской культурой. 2. Формирование у детей интереса и уважения к культуре и возрождение национальных корней. 3. Воспитание бережного отношения к Родине, Отечеству, Матери, Природе как к великим категориям. Для эффективной организации воспитательного процесса, направленного на приобщение к культуре народа, педагогам дошкольных
6 образовательных учреждений необходимо владеть соответствующей методикой, организационными формами и методами. 1. Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной, родным краем (малой родиной). 2. Формирование знаний, интересов и отношений дошкольников к малой родине, к родной культуре осуществляется в основном в процессе организованных занятий с детьми. 3. При организации занятий следует учитывать, что не сумма разрозненных отдельных занятий определяют педагогическую ценность проводимой работы, а их целесообразная взаимосвязь, устремлённость на достижение определённых воспитательно-образовательных задач. 4. При организации работы по приобщению дошкольников к культуре родного края следует учитывать, что главное заключается не в том, что6ы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы у них возникли определённые чувства и отношения к явлениям родной действительности [6, с. 99]. 5. Важной формой работы по ознакомлению дошкольников с родным краем являются занятия, в процессе которых осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, природой, историческими местами родного края, формируются патриотические понятия и представления. 6. Для воспитания патриотических чувств дошкольников важно, чтобы дети в своей жизненной практике больше сталкивались с образцами и примерами высокой нравственности воспитателей и родителей, видели доказательства любви к родному краю, к его культуре, стремление трудом крепить могущество родины, защищать ее, крепить мир на земле [6, с. 101]. Программа знакомства ребёнка с основами русскоустьинской культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
7
Содержание работы по приобщению детей к русскоустьинской

культуре.
Содержание программы предусматривает поэтапно-перспективное планирование, в котором по месяцам указаны темы занятий, игровых ситуаций, трудовых умений, совместная работа с родителями. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно- прикладному искусству России. Село Русское Устье - уникальное поселение Аллайховского района, расположенное на пересечении 71 параллели и 149 меридиана. Оно имеет свою историю, свое прошлое и настоящее. Согласно историческим источникам, более 400 лет назад здесь оказались русские переселенцы, вынужденные бежать из Новгорода от опричнины времен Ивана Грозного. Первым крупным собирателем и переводчиком якутского фольклора и исследователем быта якутов был русский революционер и ученый Иван Александрович Худяков (1842—1876). По своему происхождению он сибиряк, сын тобольского педагога. В 1914 году в Москве вышла книга «Старинные люди у холодного океана. Русское Устье Якутской области, Верхоянского округа». Автор ее Владимир Зензинов тогда еще находился в ссылке в Якутии. Книга была встречена передовой русской общественностью с удивлением и большим интересом. Из многочисленных отзывов приводим лишь два: «Зензинову удалось дать портреты и описать жизненный уклад людей, которые пережили старину и донесли нам тот уклад жизни и мыслей, о которых мы знаем лишь по книгам». Владимир Михайлович, один из лидеров партии эсеров. Из купеческой семьи. В 1904 окончил университет в Германии. С 1905 член Московского комитета эсеров. В 1906 вступил в боевую организацию партии эсеров, с 1909 член её ЦК. Вовремя 1-й мировой войны 1914—18 оборонец. В 1917
8 член исполкома Петроградского совета, редактор органа эсеров — газеты «Дело народа». Враг Октябрьской революции и Советской власти. С января по май 1910года снова занимался партийной работой в Москве. В мае 1910 года арестован в Петербурге, и в третий раз сослан на 5 лет в Сибирь. На этот раз он был отправлен в Русское Устье Якутской области, на побережье Ледовитого океана, откуда никакой побег не был возможен. Живя в ссылке, занимался этнографией и орнитологией. Чикачев А.Г., писатель-краевед писал: «В этих работах В. Зензинов проявил себя как незаурядный историк, этнограф, экономист и журналист. Тем не менее, его имя в наши дни известно лишь узкому кругу исследователей». Исследователи, побывавшие в Русском устье в 1930 году, пришли к единодушному мнению, что жители Русского Устья - это потомки землепроходцев XVII века, в течение трех столетий сохраняющие казачий уклад жизни, язык, религию и культуру XVII века. Ученые записали говоры, составили словарь, обследовали обычаи русскоустьинцев (русьустьинцев), весьма схожие с русскими обычаями XVII века. Село основано в 1638 году, некоторые историки склонны относить дату основания села к XVI веку. В 1942-1988 село именовалось Полярным. Несмотря на тесное соседство с коренным местным населением, беженцы сохранили русский язык и традиции. Русское Устье — своеобразный заповедник старинной северо-русской культуры. Здесь вдали от торговых путей законсервировался северно-великорусский язык 16 века. Одним из актуальных направлений работы дошкольных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим историческим ценностям на основе воспитания любви к родному краю. В этом направлении нами использовались основные положения современной концепции патриотического воспитания – программа «Я - человек» С.А. Козловой. В этой программе обосновывается воспитание любви к родному краю в контексте всестороннего личностного развития, где патриотизм понимается как «сочетание любви к Родине и Земле» .
9 Принципами приобщения старших дошкольников к культуре родного края были следующие:  рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей,  обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов,  создание развивающей предметной среды,  признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов общения,  внимание к просьбам ребенка о помощи или оказанию помощи кому-то другому,  признание права ребенка на уединение, на индивидуальные занятия. педагогический процесс по воспитанию любви к родному краю был организован по двум основным направлениям.
I

направление
– знакомство детей с природой, бытом и жизнью населения родного села. В рамках этого направления проводились комплексные занятия, включающие в себя не только расширение знаний о родном селе, но и использование произведений декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества сельчан. Также такие занятия включают в себя просмотр видеозаписей, сюрпризные моменты и элементы драматизации, ознакомления детей с народными праздниками. Село Русское Устье находится всего восьмидесяти километрах от Ледовитого океана на семьдесят первом градусе северной широты. По климатическим условиям Русское Устье - самый экстремальный населенный пункт. Чаще всего здесь господствует ветреная погода. На 1 января 2015 года население села составляет 195 человек. Национальный состав населения: русские, якуты, эвены, юкагиры,
10 табасаранцы. Основные занятия сельчан — рыболовство, пушной промысел, отстрел дикого оленя. Раньше основную часть производственной деятельности занимал пушной промысел, в последнее десятилетие из-за низкого спроса на шкурки белого песца большую часть производства составляет рыбодобыча. В селе трудятся мастера своего дела Чикачев И. А., Рожин М.В., Черемкин П.А., Солдатов И.И., Черемкин К.А., Чикачев В. И., Киселев Е.В., Киселев А.К., Чикачев Р. П., Моржов А.К., Черемкин П.В., Ефимов П.С. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Она притягательна для него, прежде всего, благодаря своему красочному миру, дающему малышу массу ярких впечатлений, вызывающему радостные переживания. Природа открывается своей ценностной стороной только тем, кто способен ее воспринимать с эстетической точки зрения. На занятиях в детском саду детям рассказывается о суровом климате в Аллайховском улусе. Воспитанники узнают о растениях и животных тундры, занесенных в Красную Книгу. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и село в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и село, где он родился и живёт. Для этого проводим экскурсии по селу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, предметами одежды, народными умельцами. Жили раньше русскоустьинцы небольшими заимками, но всегда держали связь семьями и друг с другом, приходя на помощь в любое время, в
11 горести и радости. Жители села считались заядлыми охотниками, меткими стрелками — «ружейниками», не прихотливыми, выносливыми и очень сдержанными в проявлении своих чувств с людьми. Делились пойманной рыбой, добытой дичью. Мальчишки помогали отцам, начиналось кормление собак, встреча отца с охоты, выпряжении собачьей упряжки. Мужчины часто бывали в отъезде и мальчикам приходилось колоть дрова, носить воду, собирать плавники (приносимой водой дрова), тянуть тяжёлую лямку бережника и при неводьбе. С семи лет мальчика сажали в лодку привязывали, чтобы не вывалился ненароком. С каждым годом взросления на плечи ребят ложился всё больше круг забот и ответственности. Девочки помогали матери с раннего детства, их учили вязать сети, нянчить младших. Когда подрастали, помогали родителям ловить рыбу. Одним из моральных ценностей являлся справедливость и честность. Воспитание детей в русскоустьинской семье исходит из добрых традиций, так как семья для каждого ребёнка является главным звеном. Положительную роль в нравственном воспитании ребёнка играет личное поведение родителей их отношение к окружающей среде. Учили детей беречь природу. От строения к строению вели тропки, а кругом не тронутые цветы и травы. Дети любили ходить в поход, уходили от дома в тундру смотреть, как насиживают птицы в тундре свои гнёзда, как подрастают птенчики, как они становятся большими птицами, а осенью улетают в тёплые края. Весной любили собирать птичьи яйца, но все не забирали, брали из гнезда по одному или два, смотря сколько яиц. Несмотря на суровость климата, трудности жизни, сохранили ласковость в обращении, избегали брани, сквернословия, почитали старину. На базе МОУ «Русско-Устьинская основная общеобразовательная школа» существует школьный краеведческий музей, который обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Музей дает возможность эффективного использования этого потенциала для воспитания
12 дошкольников в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности. Центральной идеей использования музея является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края.
II

направление
- педагогическое общение на основе знакомства с произведениями устного народного творчества. Ознакомление дошкольников с произведениями русскоустьинского устного народного творчества включало в себя разные формы воспитания и обучения: чтение и рассказывание художественных текстов, разучивание наизусть, драматизация. Вся эта работа проводились на основе доверительного общения взрослого с ребенком. Фольклор Русского Устья изучался и изучается до сих пор участниками разных экспедиций и отдельными собирателями разных уголков России. «Фольклор средневековой Руси отражен ими в большей степени, чем материалами из других мест. Есть немало произведений, нигде более не записанных. Часть текстов отражает своеобразный быт русских охотников и рыболовов Крайнего Севера. Записи передают выразительный и красочный народный язык, сохранивший исконные черты северно-русских говоров, впоследствии утраченные населением первоначальной родины переселенцев. Богато, разнообразно и познавательно устное народное творчество. Особый интерес вызывают пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Пословицы и поговорки сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. История русскоустьинского фольклора уходит в глубокое прошлое и связана с мифологическими представлениями людей о мире. Русскоустьинский фольклор отличается следующими чертами: устная форма, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя (творца) и слушателя,
13 коллективность, народность, вариативность, сочетание слова с элементами других видов искусства. Впоследствии фольклор и литература, испытывая взаимовлияние, обогащали друг друга. Население района гордится талантливыми мелодистами и исполнителями: Д.З.Слепцовым, Д.Е.Едукиным, А.П.Трайзе, Л.В.Дуткиным, И.В.Павловым, Е.Н.Боковой, местными авторами-поэтами В.С. Омельченко, Р.К. Киселевым, Т.Г. Черемкиной, Шкулевой (Русскоустьинской), исполнителями народных песен — Т.А. Омукчановой, А.И. Солдатовой и Е.Х. Силиной. Известен в республике народный ансамбль «Русскоустьинцы» улусного Дома культуры. Одной из старейших участниц ансамбля Аграфена Петровна Чикачевой присвоено звание «Заслуженный работник культуры». Вот уже 25 лет в улусе выступает этот вокальный ансамбль. Детей знакомим с его творчеством, приобщаем их через это знакомство к фольклорным песенным традициям Русского Устья. Через атмосферу праздников передается детям вся мудрость русскоустьинского народа, сохраненная в веках. Умело продуманный и организованный праздник дает много дополнительной информации для ума и чувств детей (когнитивный и эмоциональный компоненты): о народных костюмах, традициях и обычаях народа, его истории. Участвуя в праздничном действии, эмоционально заражаясь, воодушевляясь образами народного фольклора, дошкольники усваивают общечеловеческие ценности и своеобразие национальных характеров: традиции гостеприимства и хлебосольства, обряды дарения и благодарения, чувства уважения и любви к старшим, доброжелательности к людям. Воспитанники второй младшей группы и средней группы привлекаются при подготовке и проведении мероприятий.
Связь с другими образовательными областями:
«Социально- Формирование эмоционально окрашенного чувства
14 коммуникативное развитие» причастности детей к наследию прошлого Развитие свободного общения со сверстниками в части формирования первичных ценностных представлений об обществе, стране, государстве Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе Физическое развитие Развитие у детей физических качеств: координации, гибкости, быстроты реакции, скорости одиночных движений через приобщение к русским народным играм. Формирование первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни «Художественно- эстетическое развитие» Использование художественных произведений для обогащения содержания, закрепление результатов освоения области Развитие музыкально-ритмической деятельности, на основе физических качеств и основных движений детей Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения областей «Речевое развитие» Погружение ребенка в мир традиционной культуры при помощи малых форм фольклора Понимание смысла фольклорных текстов, соответствующего словаря Познавательное развитие Формирование представлений :  О том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
15  Что каждый народ имеет свою культуру на примере произведений устного народного творчества, музыкального и декоративно-прикладного искусства.  о некоторых особенностях, традициях, обычаях жизни русского народа.
16
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

5-7 лет.

Старший

дошкольный

возраст
(5-6 лет). Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры
17 можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство. Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать
18 по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние
19 героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
20
Ребенок на пороге школы (6-7 лет)
обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально- нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что
21 у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
22 В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во
23 многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми).Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
24 В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
25
Календарно-тематический план занятий кружка «Истоки»

для старшей группы детского сада



Работа с детьми

Содержание работы

Кол-во

занятий

Месяц

Тема
1 «Мое село» Посещение школьного музея истории села Русское Устье. (досель, жило,сендуха) 1 Сентябрь 2 «Мы – потомки землепроходцев» Встреча со старожилами села (няня, чача,чухмарочка) 1 Сентябрь 3 «Они рассказали миру о Русском Устье» Презентация о путешественниках, писателях, краеведах, поведавших миру о селе Русское Устье 1 Октябрь 4 Природа родного края Животные и растения тундры (песец, куропатка, северный олень,полярная сова лемминг, и др.) (курпашка,губенник, ушкан) 1 Октябрь 5 Природа родного края Животные и растения, занесенные в Красную книгу РС(Я) (стерх, белый лебедь, белый медведь, розовая чайка и др.) 1 Ноябрь 6 Жилища русскоустьинцев Презентация о жилищах русскоустьинцев (балаган, изба, ураса) 1 Ноябрь 7 Предметы Познакомить детей с 1 Декабрь
26 обихода внутренним убранством русскоустьинской избы (алгуй, латка, огнище,чувал) 8 Одежда русскоустьинцев Игра «Одень куклу в русскоустьинский костюм» ( лопатина, акляны, шаткары,шаровары, дундук, плеки, малахай, ермолка, камлейка и др.) 1 Январь 9 Традиционные промыслы (рыбалка) Презентация о разновидностях традиционного промысла(зимняя рыбалка и летняя рыбалка)(бережник, веречья, ветка,карбас, коч,лоск, наплав,сендуха, тоня, тычка, улово, ярус, прогон) 1 Январь 10 Традиционные промыслы (охота) Презентация о промысле на песца (пасть, хубур, хивус,симка, гусевание). 1 Февраль 11 Традиционные русскоустьинские блюда Совместно с родителями организация выставки русскоустьинских блюд (тельно, варка, рыбный пирог, юкола, пережар, икряные оладьи, рыба соленая и др.) 1 Февраль 12 Обычаи Вежливые слова (здорова чи, 1 Март
27 русскоустьинцев кабудь). Рассказ о гостеприимстве русскоустьинцев. 13 Настольные игры русскоустьинцев Русские старинные настольные игры (бирюльки, камушки) 1 Март 14 Настольные игры русскоустьинцев Русские старинные настольные игры (коньки и др.) 1 Апрель 15 Подвижные игры Русские подвижные игры: городки и лапта. 1 Апрель 16 Фильмы о Русском Устье «Сказание о Русском Устье» 1988 г., «К юбилею Русского Устья» 2014 г., «Подробности» 2013 г. 1 Май 17 Заключительное занятие «Что?Где?Когда?» Обобщение и закрепление знаний воспитанников о малой Родине. 1 Май
Традиционные праздники и развлечения

Тема

Месяц

Семенов день (праздник рыбалки)
Сентябрь-октябрь
Преображение
Январь
Машкараты
Январь
Евдокея (праздник охоты)
Март
Масленица
Апрель
Пасха
Май
28
Календарно-тематический план занятий кружка «Истоки»

для подготовительной группы детского сада



Работа с детьми

Содержание работы

Кол-во

занятий

Месяц

Тема
1 Русскоустьинские загадки Изучение русскоустьинских загадок. 1 Сентябрь 2 Русскоустьинские загадки Иллюстрирование альбома с русскоустьинским загадками. 1 Сентябрь 3 Русскоустьинские пословицы Презентация о русскоустьинских пословицах, посвященных труду и гостеприимству. 1 Октябрь 4 Русскоустьинские пословицы Пословицы и поговорки, посвященные семье. 1 Октябрь 5 Частушки Разучивание частушек 1 Ноябрь 6 Песни Знакомство со старинными русскими песнями. 1 Ноябрь 7 Сказки Знакомство с местными сказочниками. Подготовка к инсценированию сказки. 1 Декабрь 8 Инсценирование сказки «Кот да петушок» Кукольный спектакль. 1 Январь 9 Досельный танец «Омуканово» Разучивание движений досельного танца «Омуканово» 1 Январь 10 Инсценирование досельного танца Разучивание движений и слов досельного танца «Россоха» 1 Февраль
29 «Россоха» 11 Произведения местных авторов Знакомство детей с произведениями В.С.Омельченко, Т.Г.Черемкиной, Ю.Русскоустьинской. 1 Февраль 12 «Сказки бабушки Вари» Чтение сказок В.С.Омельченко. 1 Март 13 Краевед А.Г.Чикачев Посещение сельской библиотеки, знакомство с экспозицией книг А.Г.Чикачева. 1 Март 14 Народные праздники Изготовление куклы Масленицы. 1 Апрель 15 Памятные места села Русское Устье Экскурсия по памятным местам села Русское Устье. 1 Апрель 16 Турнир по русскоустьинским настольным играм. Соревнования по настольным играм (бирюльки, камушки) среди воспитанников детского сада и учеников начальной школы. 1 Май 17 Игра «Звездный час» Обобщение и закрепление знаний детей о русскоустьинской культуре. 1 Май
30
Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения Программы

Планируемые результаты:
Наши дети должны
уметь
: • Использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни пословицы и поговорки. • Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой • Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности • Осознавать ценность собственной личности, других людей, исторические закономерности духовного развития человека • Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Контрольные вопросы для проверки знаний по темам.

Место проживания наших предков.
1. В каких домах раньше жили люди? 2. Какой самый главный предмет обихода в русскоустьинской избе? 3. Какие предметы быта русскоустьинцев ты знаешь?
1 балл
– ребёнок не имеет никакого представления о понятии «предметы
русского быта», не понимает о чём речь.
2 балла
– ребёнок имеет некоторые элементарные представления о
предметах русского быта, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла
– ребёнок имеет полное представление о разнообразных предметах
русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить назначения предметов русского быта.
Труд на селе.
1. Какие хозяйственные работы выполняли женщины, а какие мужчины?
31 2. Как дети помогали родителям? 3. Как рыбачат летом? 4. Как рыбачат зимой?
1 балл
– ребёнок не имеет представления о труде русскоустьинцев.

2 балла
– ребёнок имеет элементарные представления о труде
русскоустьинцев , даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла
– ребёнок имеет полное представление о труде русскоустьинцев,
самостоятельно умеет объяснить, , активен, самостоятелен в своих суждениях, высказываниях.
Русскоустьинская одежда
.
1.Расскажи об одежде русскоустьинца. 2. Расскажи об одежде девочки, девушки, женщины. 3. Какую женскую и мужскую обувь носили в Русском Устье? 4. Какие головные уборы носили русскоустьинцы ?
1 балл
– ребёнок не знает предметов народной одежды

2 балла
– ребёнок имеет элементарные представления о русской
национальной одежде, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла
– ребёнок имеет полное представление о русской национальной
одежде, может самостоятельно объяснить назначение разных видов одежды.
Обычаи.
1. Какие народные приметы ты знаешь? 2.Какие народные праздники ты знаешь? Назови пословицы о труде.
1 балл
– ребёнок не знает ни одного обрядового праздника.

2 балла
– ребёнок имеет элементарные представления о русских обрядовых
праздниках, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
32
3 балла
– ребёнок имеет полное представление о русских традиционных
обрядовых праздниках, может самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников.
Народные игры.
1. Знаешь ли ты русские народные игры? 2. Назови игры, в которые ты играешь с детьми в детском саду, на даче, площадке. 3.Играешь ли ты в народные игры с родителями, бабушкой и дедушкой?
1 балл
– ребёнок не знает ни одного русской народной игры

2 балла
– ребёнок имеет элементарные представления о русских народных
играх, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла
– ребёнок имеет полное представление о русских народных играх,
может самостоятельно организовать игру.
3 балла
– ребёнок имеет полное представление о народных игрушках,
предметах декоративно-прикладного искусства, может самостоятельно объяснить назначение игрушек и способы создания предметов декоративно- прикладного искусства.
33
Достижения ребенка («Что нас

радует»)

Вызывает озабоченность и требует

совместных усилий педагогов и

родителей
Знает историю родного села. Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные. Знает название и назначение предметов русскоустинского быта. Знает русскоустьинскую одежду и обувь. Знает русскоустьинские песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки, изучаемые в рамках программы. Имеет представление о промыслах; называет их. Познавательный интерес к социальному миру, родному селу, стране снижен. Не может рассказать о жизни и быте русскоустьинцев. Представления о традициях и труде русскоустьинцев поверхностные, недостаточно отчетливые. Не проявляет интереса к народным праздникам, не хочет выполнять правила игр. Ребенок пассивен при обсуждении сказок, в драматизациях и других видах художественной деятельности; интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен.
34
Список литературы
1. 20Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. - М.: Просвещение, 1995. – 112 с. 2. 21Князева, Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. /Л.П. Князева.– СПб.: Питер, 2001. – 217 с. 3. 25Концепция обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия). – Якутск, 1996. – 164 с. 4. 29Курочкина, И.Н. Дошкольники и этикет // Дошкольное воспитание. - 2000.-№3. - С. 54 - 56. 5. 37Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с. 6. 51Система патриотического воспитания в ДОУ /Сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с. 7. Чикачев А.Г. Краеведческие очерки. — Якутск: НИПК «Саха- полиграфиздат», 1994. — 84 с. 8. Чикачев А. Г. Мои односельчане // Литературная газета. — 1996. — 7 авг. 9. Чикачев А.Г. Русские старожилы арктического побережья Якутии // Знание — на службу народам Севера: Тез. докл. — Якутск, 1996. — С. 171. 10. Чикачев А. Г. Русское Устье — заповедник старинной русской культуры на Крайнем Севере // Традиционная культура малочисленных народов Севера и современность: Тез. науч.-практ. конф. — Якутск. — Якутск, 1996. — С. 35-37 11. Чикачёв А. Г. Русские на Индигирке: Историко-этнографический очерк / Отв. ред. д-р филол. наук А. И. Фёдоров. Сибирское отделение АН СССР.. — Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1990. — 192 с.
35


В раздел начальное образование