"Великая Отечественная война и Великая Победа"
конспект урока
Автор: Буланенко Светлана Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4, город Нижний Тагил, Свердловская область
В раздел начальное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Великая Отечественная война и Великая Победа
Цели:
сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.
Формируемые УУД:
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру.
Оборудование:
электронное приложение к учебнику, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организация класса (1 слайд)
2. Актуализация опорных знаний
1. Тест ( на презентации) -В каком году образовался СССР? (1922) (
2 слайд
) - Сколько республик входило в состав? (15) (
3 слайд
) - Название города на Неве в 1924 году? (Ленинград)(
Слайд
) -Какой вид транспорта начал работать в 1935 году? (метро) (
Слайд)
2. Работа в парах. (карточки с событиями и датами) Определить год события и расставить события в хронологическом порядке Октябрьская революция - 1918 год Начало Первой Мировой войны- 1922 год Начало Гражданской войны- 1914 год Год образования СССР - 1917 год 300 лет избрания Романовых на царство 1913 год
3. Самоопределение к деятельности
Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории человечества – это мировые войны. - Почему война называется мировой? (Втянуты все крупнейшие государства мира) Обе эти войны пришли из Германии. Посмотрите
на слайд
. Вы узнали это место? Где оно находится? - Это мемориал «Могила Неизвестного Солдата», находится в Москве, на Красной Площади, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню. На надгробии – боевое Красное
знамя, солдатская каска и лавровая ветвь – символы скорби и почести, отлитые из меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Вов. - Что вы знаете о Вов? - Сколько лет миновало со дня окончания Вов? - Какие памятные места, связанные с этим событием есть в нашем районе? - Думаю, вы догадались о теме урока. Попробуйте сформулировать её и учебные задачи, которые мы поставим перед собой. (Тема: «Великая Отечественная война» Задачи: расширить и углубить наши знания об этой войне
) (Слайд
)
4. Открытие нового знания
1. Рассказ учителя 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
( слайд 8)
— Какую цель преследовал фашизм? (Мировое господство)
Фашизм — слово итальянского происхождения, в буквальном переводе – пучок, связка.
Это идеология превосходства одной нации над другими. Фашизм оправдывает войну, как
средство решения межгосударственных проблем. (Слайд)
На слайде вы видите шествие фашистов. Что они держат в руках? (знамёна со свастикой) — Кто войну развязал? (Адольф Гитлер) — Обратите внимание на портрет фюрера.
(слайд)
Фюрер в переводе с немецкого – вождь. Гитлер — глава государства Германии, с 1934
года, верховный главнокомандующий. Военный преступник.
- Какой правитель также мечтал о мировом господстве? Какая это была война? В каком году? ( Наполеон, Отечественная война 1812 года 12 июня) — Я напомню вам слова Наполеона:
«Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но
я раздавлю её».
— Как вы считаете, почему Гитлер развязал войну против Советского Союза? В мае 1941 года заявил Гитлер военным: Россия должна быть ликвидирована. На операцию планировалось 5 месяцев. Цель: уничтожение жизненной силы России. Памятка солдатам
(слайд).
Эти слова не расходились с делом. Более половины всех погибших в годы Великой Отечественной были мирные граждане. Жертвы фашизма исчислялись миллионами. - Как вы думаете, почему так быстро фашисты планировали захватить страну и сначала войны они захватывали территории. (Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на Севере до Чёрного моря на юге. Нашей стране
пришлось воевать с сильным и жестоким противником. Производство военной техники отставало. В первые годы войны враг был силён. К моменту начала войны между СССР и Германией действовал Пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 года. Но в конце декабря 1940 года А.Гитлер подписал “План Барбаросса” – план нападения на СССР. — Ночь с 21 на 22 июня – самая короткая в году – это «большое солнцестояние». Но эта ночь для всех граждан, живущих на территории бывшего СССР, стала ночью боли и скорби. Потому, что в эту ночь вошла беда сразу во все семьи огромной страны. (Стихотворение)
Слайд: мирное утро
1 ученик:
Июнь. Россия. Воскресенье. Рассвет в объятьях тишины. Осталось хрупкое мгновенье До первых выстрелов войны. Через секунду мир взорвётся, Смерть поведёт парад-алле, И навсегда погаснет солнце Для миллионов на земле.
2 ученик:
Безумный шквал огня и стали Не повернётся сам назад. Два «супербога»: Гитлер – Сталин, А между ними страшный ад. Июнь. Россия. Воскресенье. Страна на грани: быть не быть… И это жуткое мгновенье Нам никогда не позабыть… (Д. Попов)
(Слайд )
В 4 часа утра войска фашистской Германии (5,5 млн. человек) перешли границы Советского Союза,
( Слайд)
немецкие самолёты (5 тыс.) начали бомбить советские города. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание, на это рассчитывали фашисты. - Почему не удалось врагу осуществить свои планы? С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте и тем, кто трудился в тылу. Весь советский народ встал на защиту Родины. Страна стала одним боевым лагерем.
Слайд Песня
«Вставай, страна огромная» 2. Работа с иллюстрацией Посмотрите на фотографию на стр. 141
( слайд)
- Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали о начале войны? Давайте прослушаем это сообщение Ю.Левитана о вероломном нападении Германии.
(Слайд)
Тысячи людей записывались добровольцами в армию. Все люди, все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности.
Слайд
Рассматривание плаката Ираклия Таидзе «Родина-мать зовет! - Почему художник так назвал плакат? Встревоженное лицо женщины, которое воплощает переживания за судьбу детей всех матерей страны, в руках она держит присягу, напоминая о долге.
3. Сражения Великой Отечественной войны.
Сообщения по группам. Выступающая группа задаёт вопрос другим группам.
1)- Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости (Слайд)
Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Она стояла на границе. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали ее защитников. Пограничники оказали яростное сопротивление. Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашистские войска обошли ее и двинулись дальше. Крепость и ее доблестные защитники оказались в глубоком тылу фашистских армий. Целый месяц сражались наши пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли ее осыпали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних ее защитников. Так не покорились фашистам пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Долго еще фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу. К осени 1941 года, под г. Смоленском , у города Ельни , советским войскам впервые удалось на 2 месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но не считаясь с потерями немецкие оккупанты продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию.
2) - Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона
Ленинграда. (слайд) (Слайд Дорога жизни)
-В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград. Началась блокада города, которая длилась 900 дней и унесла сотни тысяч жизней. Жители города испытывали крайний голод. Хлеба не хватало на всех. Вот он блокадный кусочек хлеба 125граммов на весь день! Вглядитесь в эти фотографии – и вы поймете, как жили ленинградцы первой блокадной зимы. - Почему фашистам не удалось захватить город? 3) -Стояла осень 1941 года кода фашисты подошли к Москве. Гитлер говорил: Москва – взята – война выиграна. Почему врагам так важно было захватить Москву? (
Слайд)+ Слайд
Клочков
Битва за Москву.
Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Гитлер рассчитывал захватить Москву впервые недели войны. Немцами была разработана операция под кодовым названием «Тайфун». Она началась 30 сентября 1941 г. С 13 октября разгорелись ожесточенные бои на всех главных направлениях, ведущих к Москве. Но план гитлеровского командования, рассчитывавшего
взять Москву в середине октября, до начала холодов, был сорван. 7 ноября 1941 г на Красной площади состоялся военный парад. С парада войска шли прямо на фронт. Защитники столицы стояли насмерть. Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100-250 км от столицы. Таким образом, была ликвидирована угроза захвата врагом Москвы и сорваны его планы овладения Ленинградом. Был развеян миф о «непобедимости» германской армии и похоронен фашистский план молниеносной войны против СССР. Советские войска в ходе Московской операции потеряли около 500 тысяч человек. - После первого поражения фашистов война не закончилась. Впереди был Сталинград. Гитлеровцы рвались к Волге. Основная цель – захватить Сталинград. А Красной армии был отдан приказ отстоять город любой ценой.
(слайд + слайд)
4)Сталинградская битва.
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. Хорошо подготовленная, вооруженная, численно превосходившая нашу, гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград, а советские воины ценой неимоверных усилий должны были сдержать натиск противника. Победа войск Красной Армии под Сталинградом – исторический подвиг всего народа. Она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной и всей второй мировой войны. В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 31 января сдался в плен командующий 6-й немецкой армией генерал- фельдмаршал Ф. Паулюс. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали. В период Сталинградской битвы фашистский блок потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона солдат и офицеров. Потери Красной Армии в Сталинградской битве составили свыше миллиона человек. - Сталинградская битва переломила ход войны
.
После победы под Сталинградом, в феврале 1943 года началось освобождение территорий, захваченных фашистами. Но гитлеровская армия была ещё очень сильна. 5 июля 1943 года произошло грандиозное сражение на Курской дуге.
( Слайд +Слайд Танки)
5) Курская битва.
Битва на Курской дуге стала одним из важнейших этапов на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. По размаху, напряженности и результатам она стоит в ряду крупнейших битв второй мировой войны. Битва продолжалась менее двух месяцев. За это время на сравнительно небольшой территории произошло ожесточенное столкновение громадных масс войск с привлечением самой современной по тому времени боевой техники. В сражения с обеих сторон было вовлечено более 4 млн. человек. «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко- фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой». Советские войска в ходе этой битвы разгромили 30 дивизий, вермахт потерял около 500 тыс. солдат и офицеров. В этой битве окончательно потерпела крах наступательная стратегия вермахта.
-
Однако враг по-прежнему был силён и без боя не оставлял ни одной позиции.
Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году освободили Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали армии освобождать родную землю. Освободив Родину, советские войска пришли на помощь странам Европы захваченным оккупантами. В начале 1945 года советские войска с востока выступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников США, Англии, Франции. —
В апреле 1945 года началось наступление на Берлин, которым руководил Георгий
Константинович Жуков (Слайд)
6)
Битва за Берлин.
Наступление на Берлин было назначено на 16 апреля. В пять утра три красные ракеты дали сигнал к атаке, и через секунду тысячи орудий и «катюш» открыли ураганный огонь такой силы, что восьмикилометровое пространство оказалось в одночасье перепаханным. Фашисты оказывали отчаянное сопротивление. 30 апреля в 22 ч 50 мин два сержанта Егоров и Кантария, рискуя своей жизнью, добрались до крыши Рейхстага и вставили древко с красным знаменем в дырку от снаряда у самых конских копыт. В последнем сражении Великой Отечественной Красная Армия сокрушила 95 вражеских дивизий. Погибли до 150 тысяч немецких солдат и офицеров. Победа далась тяжелой ценой — за две недели наступления три советских фронта потеряли от 100 тысяч до 200 тысяч человек убитыми. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
(слайд)
9 мая наша страна празднует День Победы. (
Слайд)
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведён Парад Победы.
(Слайд)
Торжественным маршем прошли по площади солдаты - победители, к подножию Мавзолея были брошены знамёна разгромленных фашистских войск
.( слайд)
Командовал парадом Константин Константинович Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. (
слайд)
Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей
. (Слайд)
Каждую минуту погибало 13 человек. Забывать об этом нельзя. (
Слайд
) Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, А.М.Василевского, И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина и других. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза, 7 городов получили звание «город-герой». Откройте стр. 141 прочитайте и назовите их.
4. 1)Закрепление
Когда враг перешел границу нашего государства? Кто первый принял удар врага? Кто руководил захватом нашей Родины? Почему наши войска не смогли сразу дать отпор врагу?
Почему фашисты хотели захватить нашу столицу? Какая битва стала первым поражением врага?
2) Викторина
1. Когда началась Вторая Мировая война? (1939 году.) 2. Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1945 года.) 3. Сколько городов получили звание “город-герой”? (7 городов.) 4. Почему война называется Великой Отечественной? (Весь народ встал на защиту страны и борьбу с врагом.) 5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей.) 6. В каком году Советская армия перешла в наступление? (В 1942 году.) 7. Когда разгорелось сражение под Курском? (Летом в 1943 году.) 8. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов? (В 1944 году.) 9. Кто руководил штурмом Берлина? (Маршал Жуков Г.К.) 10. Какой день стал Днём Победы? (9 Мая 1945 года.) 2)
Работа в тетрадях (
работа по группам). Коллективная проверка - Как вы подписали фотографии? (битва под Москвой, бои за Сталинград, блокада Ленинграда, День Победы)
6. Итог урока
- Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке? - К какому периоду они относятся? - Почему войну с гитлеровскими захватчиками называют Отечественной?
7. Рефлексия
Составим синквейн к слову «война» (
Слайд)
Война Страшная, кровавая. Убивает, разрушает, сражается. Война – грязное дело на Земле. Смерть. - Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (“Когда же на Земле закончатся войны?”)
- Назовите антоним слову “война”. - Какой вывод вы сделали для себя после этого урока? - Какие прилагательные соответствуют нашему уроку ?
8. Домашнее задание: сочинение « Как сделать так, чтобы не было войны»
Октябрьская революция - 1918 год Начало Первой Мировой войны- 1922 год Начало Гражданской войны- 1914 год Год образования СССР - 1917 год 300 лет избрание Романовых на царство- 1913 год Октябрьская революция - 1918 год Начало Первой Мировой войны- 1922 год Начало Гражданской войны- 1914 год Год образования СССР - 1917 год 300 лет избрание Романовых на царство- 1913 год Октябрьская революция - 1918 год Начало Первой Мировой войны- 1922 год Начало Гражданской войны- 1914 год Год образования СССР - 1917 год 300 лет избрание Романовых на царство- 1913 год Октябрьская революция - 1918 год Начало Первой Мировой войны- 1922 год Начало Гражданской войны- 1914 год Год образования СССР - 1917 год 300 лет избрание Романовых на царство- 1913 год Октябрьская революция - 1918 год Начало Первой Мировой войны- 1922 год Начало Гражданской войны- 1914 год Год образования СССР - 1917 год 300 лет избрание Романовых на царство- 1913 год Октябрьская революция - 1918 год Начало Первой Мировой войны- 1922 год Начало Гражданской войны- 1914 год Год образования СССР - 1917 год 300 лет избрание Романовых на царство- 1913 год
Викторина
1. Когда началась Вторая Мировая война? _____________________________________ 2. Когда Германия напала на Советский Союз? _________________________________ 3. Сколько городов получили звание “город-герой”? _____________________________ 4. Почему война называется Великой Отечественной? ____________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? ___________________________________ 6. В каком году Советская армия перешла в наступление? __________________________ 7. Когда разгорелось сражение под Курском? _____________________________________ 8. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов? _________________________________________________ 9. Кто руководил штурмом Берлина? ____________________________________________ 10. Какой день стал Днём Победы? ______________________________________________ ________________________________________________________________________________
Викторина
1. Когда началась Вторая Мировая война? _____________________________________ 2. Когда Германия напала на Советский Союз? _________________________________ 3. Сколько городов получили звание “город-герой”? _____________________________ 4. Почему война называется Великой Отечественной? ____________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? ___________________________________ 6. В каком году Советская армия перешла в наступление? __________________________ 7. Когда разгорелось сражение под Курском? _____________________________________ 8. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов? _________________________________________________ 9. Кто руководил штурмом Берлина? ____________________________________________ 10. Какой день стал Днём Победы? ______________________________________________
В раздел начальное образование