Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Методика "Рисунки на буквах", основанная на этимологической справке и ассоциативном образе.

статья

Автор: Лысаковская Мария Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ НОШ №1, п.Эльбан



В раздел начальное образование




Методика «Рисунки на буквах», основанная на

этимологической справке и ассоциативном образе.
Лысаковская Мария Викторовна
Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью иннова-

ционной образовательной технологии.
В настоящее время одной из важнейших задач курса русского языка является обучение школьников связной речи, поскольку свободное владение речью спо- собствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта че- ловека в обществе, чего так не достаёт детям с ЗПР. Условием успешного раз- вития речи является тесная связь работы над словом с разными видами лингви- стического анализа, одним из которых является этимологический анализ. Эти- мологический анализ способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию творческих возможностей, повышает общую языковую культуру школьников, проясняет историческую природу слова. Проблема пра- вописания «трудных » слов является одной из ключевых у детей с ЗПР. Учащимся приходится механически запоминать большое количество слов с непроверяемым написанием, а раз запоминание механическое, значит нет осо- знанности, понимания. Так как мышление детей с ЗПР носит наглядно-образный характер, т. е. опи- рается на конкретные представления и образы, у большинства из них, соответ- ственно, преобладает и образный тип памяти. Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опо- рой. Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий: 1.Установка на запоминание. Ученик должен захотеть запомнить то, что ему надо запомнить. 2.Заинтересованность. Легче запоминается яркое, необычное, то, что вызы- вает определённые эмоции.
3.Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Обоснование выбора инновационной образовательной технологии.
Учитывая всё вышесказанное, мне удалось разработать методику запомина- ния слов на основе этимологического анализа и ассоциативного образа. Все пе- речисленные условия соблюдаются при запоминании словарных слов, предла- гаемым способом. Суть его состоит в том, что ребёнок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет ри- сунки на буквах, опираясь на этимологическую справку. После орфогра- фического и орфоэпического чтения слова, выяснения лексического значения, звуко - буквенного анализа, обращаю внимание, что написание буквы в без- ударной позиции расходится со слышимым нами звуком. Указываю на то, что это слово произошло от существовавшего давным-давно слова, где этот звук является ударным, слышится ясно, т. е. даётся этимологи- ческая справка, адаптированная для детей данного возраста. Исходя из поло- жения о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса, я счи- таю необходимым включение различных упражнений на развитие и совершен- ствование тонкой моторики кисти пальцев рук. Большое значение для развития тонкой моторики рук имеют графические работы (обводка контуров, лекал), дорисовывание недостающих деталей, воспроизведение изображения с помо- щью опорных точек, раскрашивание контурных изображений. Предлагаю задания, способствующие развитию тонкой моторики, запомина- нию написания слова с «трудной» буквой, обогащению словарного запаса, по- вышению познавательной активности. Все задания основаны на этимологии слова. Приложение №1. С введением в урок упражнений и заданий значительно повысился интерес к урокам русского языка, дети охотно выполняли упражнения из представленно- го комплекса, активно использовали «трудные» слова при ответах на вопросы.
Этимологический анализ слов способствует обогащению словаря учащихся, развитию связанной речи, повышению уровня познавательных процессов, по- знавательной активности.
Анализ результативности работы с использованием инновационной

образовательной технологии
Описание экспериментальной работы. Опытно- экспериментальная работа проходила на базе МБОУ НОШ№1 п. Эль- бан в 4 классе е по программе СКК, численностью 12 человек. В ходе работы мною была поставлена цель: проверка эффективности исполь- зования упражнений, основанных на этимологическом анализе, при развитии памяти и повышении уровня познавательной активности. Задачи экспериментальной работы: 1. Провести анкетирование учащихся, выявляющее уровень интереса к урокам русского языка. 2. Провести наблюдение за уровнем познавательной активности на уроках рус- ского языка до и после введения в урок этимологического анализа. 3. Апробировать комплекс упражнений с применением этимологического ана- лиза при работе со словарными словами. Она состояла из трёх этапов. На 1 этапе я провела констатирующую диагностику памяти учащихся 4 класса (методика А.Р. Лурия «10 слов», запоминание 10 картинок) - у 12 человек и за- фиксировала исходный уровень (сентябрь ), разделила учащихся по уровням познавательной активности, продолжала подбирать и изучать литературу по данному вопросу. На 2 этапе работала над развитием памяти, повышением познавательной актив- ности. На 3 этапе провела контрольную диагностику и отметила повышение уровня развития памяти учеников, а также повышение уровня их познавательной ак- тивности (апрель).
В соответствии с целью и задачами мною была составлена и проведена анкета для учащихся, позволяющая выявить уровень интереса детей к урокам русско- го языка. Ребятам были предложены вопросы, на которые они отвечали до введения в урок этимологического анализа (октябрь) и после (апрель). 1. Интересны ли тебе уроки русского языка: А)да Б)затрудняюсь ответить В)нет. 2. Какой вид работы на уроке тебе нравится: А)работа со словом Б)работа с предложением В)работа с текстом. 3. Какому виду анализа языкового материала отдашь предпочтение: А)звукобуквенный анализ (фонематический анализ) Б)разбор слова по составу (морфемный анализ) В)грамматический разбор предложения Г)разбор слова как части речи (морфологический анализ) Д)этимологический анализ 4.Как оцениваешь свою работу на уроке: А)работаю активно Б)мог бы лучше В)работаю неактивно, без интереса. Про- анализировав анкетные данные, я увидела, что ответ А) на 1 вопрос до введения этимологического анализа выбрали 4 человека, а после его введения 6 человек.
Вопрос 1. Большее число детей стали оценивать своё отношение к урокам русского языка как положительное. Работе со словом ( вопрос 2) отдавали предпочтение 4 человека до введения этимологического анализа, а после – работа со словом стала интересна 6 учащимся. Вопрос2. Из ответов на вопрос 3 можно сделать вывод, что об этимологическом анализе слова дети не знали, но он заинтересовал 3 учеников. Вопрос 3. 4 5 3 6 4 2 А) Б) В) до после 4 4 4 6 3 3 А) Б) В) до после 2 3 6 1 0 2 2 4 1 3 А) Б) В) Г) Д) до после
Свою работу как активную оценили 4 человека (что видим из вопроса 4), а 3оценили свою деятельность как неактивную, с отсутствием интереса. После использования мною в работе элементов этимологии, оценивали свою работу как активную 5 человек, а без интереса работал 1 человек. Вопрос4. Таким образом введение в урок этимологического анализа повышант интерес к слову, к предмету, дети запоминают значение слов, начинают активно употреблять слова в речи, повышается активность детей. Мною также был составлен и проведён констатирующий срез, выявляющий правописный уровень слов с «трудным» написанием. Срез проводился в форме словарного диктанта: учащимся предлагалось записать 10 слов с непроверяемым написанием: тарелка, тетрадь, библиотека, медведь, капуста, около, хороший, урожай, петух, помидор. В результате анализа работ было выявлено , что из 12 человек выполнили работу на «5» - 5 человек, на «4»- 3 человека , на «3» - 3 человека. Наибольшее число учащихся безошибочно написали слова медведь, капуста, тарелка. Чаще всего допускали ошибки в словах около, помидор, урожай, библиотека. После введения в уроки упражнений, основанных на этимологическом анализе слов, повысился правописный уровень словарных слов, подобная работа сохраняла в классе доброжелательную, непринуждённую атмосферу, рос интерес учащихся к историческому прошлому слова, расширялся крузор, обогащался словарь. А также развивалась речь учащихся, росла познавательная активность. 4 5 3 5 6 1 А) Б) В) до после
сентябрь декабрь апрель творческий 8 16 33 исполнительно-активный 25 42 42 относительно-активный 59 42 25 нулевой 8 0 0 0 20 40 60 80 100 120
проценты

Уровни познавательной активности
Далее был проведён контрольный срез с тем же содержанием с целью выявления продвижения в процессе обучения правописанию словарных слов с использованием этимологического анализа. В результате контрольного среза отметим, что из 12 человек справились на «5» - 6 человек, на «4» - 5 человек, на «3»-1человек. Из диаграммы видно, что качественный показатель выполнения задания к моменту проведения контрольного среза выше, дети запомнили написание словарных слов. Значит, предположение, что использование упражнений, осно- ванных на этимологическом анализе, эффективно при развитии памяти и по- вышении уровня познавательной активности. Апробация упражнений с применением этимологического анализа в процессе экспериментальной работы подтвердила возможность и эффективность их применения на уроках русского языка. 0 2 4 6 8 10 12 октябрь констатирующий срез апрель контрольный срез "3" 3 1 "4" 4 5 "5" 5 6 5 6 4 5 3 1 Уровень правописания словарных слов
Приложение № 1. Комплекс упражнений, основанный на этимологическом анализе.



Методика «Рисунки на буквах», основанная на этимологической справке и ассоциативном образе.






Материал для проведения картинного диктанта.




В раздел начальное образование