"Урок письма в 1 классе. Система Л.В.Занкова"
конспект урока
Автор: Зюзюкина Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ "Томаровская СОШ №1", п.Томаровка,Яковлевский район, Белгородская область
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Зюзюкина Ирина
Урок письма в 1 классе по
системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши
Тип урока: урок первичного усвоения знаний Цели: предметные: содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывного письма; способствовать развитию навыков правописания сочетаний жи-ши, оформления предложений; личностные: создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи; регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию; коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества; познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение. Оборудование: тетрадь по русскому языку №4, компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал. Ход урока: I. Организационный момент. (Дети вместе с учителем стоят в круге) - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. - Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы. Вы согласны? - В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга. И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё. Жили – были в одном далёком селении счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они
Зюзюкина Ирина протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните его. - Какое у вас стало настроение? - Я очень рада! - Потрите ладошки друг о друга, почувствуйте тепло, и удобной вам рукой закройте глаза и произнесите вслух: «Мои глаза внимательно смотрят» - Дотроньтесь до ушка и скажите: «Мои уши внимательно слушают» - А теперь коснитесь головы и произнесите: «Моя голова очень хорошо думает» - Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием! II. Минутка чистописания. - Ребята, а какие вы знаете сказки? - А как начинается большинство сказок? (жили-были) - С какого звука начинается это слово? - Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? Парный или непарный? - Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару. -А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? - Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Ж и Ш. - А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы. Праворукие дети - Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная Жж. А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом
Зюзюкина Ирина пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете приступить к написанию. Леворукие дети. - Внимательно следите за движениями моей руки и слушайте мои пояснения. Теперь давайте вместе со мной. Молодцы! Приступайте к самостоятельному написанию. (Аналогично буква Шш) - А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её. III. Целеполагание - Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку? - Как вы думаете, мы бы справились? - Давайте попробуем. - Сказку начнём со слов жили – были. - Давайте немного поработаем со словом жили. - Сколько в нём слогов? - Назовите первый, второй. - А что вы можете сказать о звуке и? - А какой звук обозначает ж? - Тогда почему же надо писать и? - Какая перед нами стоит проблема? -Когда я училась в школе, нам рассказывали сказку о сочетаниях жи-ши и я до сих пор её помню. - Хотите послушать эту сказку?
Сказка о том, как поссорились буквы
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками
Зюзюкина Ирина и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ. - Интересная сказка? - А что вы неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала? - Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно рассказала вам о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу. IV. Актуализация знаний. 1.- Давайте вместе хором прочитаем это правило. А теперь по группам. 2. Работа в группах. - Ребята, сейчас я предлагаю поработать в группах. Кто хочет сегодня быть моим помощником? (Назначить самой) Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 3. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Проверка. Пальчиковая гимнастика.
Зюзюкина Ирина Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою и тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пусть бегут как зайчики. - Молодцы! Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать. 3. Работа с рисунками. - Ребята, посмотрите вокруг. В классе размещены рисунки. Найдите и прикрепите на доску только те, которые помогут нам запомнить новое правило. - Давайте ещё раз повторим это правило. (лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи) - Хорошо, молодцы! - На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите в два столбика. Проверка. Гимнастика для глаз - Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране. V. Закрепление изученного. - Вы такие молодцы, все задания выполнили верно. В начале урока мы с вами договорились написать сказку. И теперь, когда вы познакомились ещё с одним правилом русского языка, вы смело можете приступать к работе. Проверка. - На предметном столе лежат слова, из которых каждая группа составит предложение. После того, как группа составит предложение, выходите к доске и размещаете своё предложение. (Обязательно группа хором должна прочесть предложение)
Зюзюкина Ирина - Ребята, а я тоже придумала несколько предложений. Посмотрите, что у нас получилось. Жила-была ёлочка. Она росла в лесной глуши. Ёлочке очень хотелось дружить. Однажды пошёл пушистый снег. На ёлочку упала красивая снежинка. Ёлочка предложила ей дружбу. Так лесная красавица нашла подругу. - Молодцы! Мы справились с заданием? Решили проблему, которую мы обозначили в начале урока? С каким сочетанием мы сегодня познакомились? - Ребята, а кто считает, что он справился со всеми заданиями сегодняшнего урока отлично, поднимите ручки, а кто считает, что ещё необходимо немного поработать над этим правилом? - А теперь давайте снова станем в круг. Если у вас сохранилось хорошее настроение, то протяните ко мне ладошки и улыбнитесь, если ваше настроение испортилось, сомкните руки в замок. - Я очень рада, что у вас хорошее настроение и вы уходите с урока довольные собой и своей работой!
Зюзюкина Ирина Группа 1 Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 1 Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 1 Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 1 Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить.
Зюзюкина Ирина Группа 2 Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 2 Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 2 Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 2 Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить.
Зюзюкина Ирина Группа 3 Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Группа 3 Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Группа 3 Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Группа 3 Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.
Зюзюкина Ирина
Урок письма в 1 классе по
системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши
Тип урока: урок первичного усвоения знаний Цели: предметные: содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывного письма; способствовать развитию навыков правописания сочетаний жи-ши, оформления предложений; личностные: создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи; регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию; коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества; познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение. Оборудование: тетрадь по русскому языку №4, компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал. Ход урока: I. Организационный момент. (Дети вместе с учителем стоят в круге) - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. - Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы. Вы согласны? - В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга. И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё. Жили – были в одном далёком селении счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они
Зюзюкина Ирина протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните его. - Какое у вас стало настроение? - Я очень рада! - Потрите ладошки друг о друга, почувствуйте тепло, и удобной вам рукой закройте глаза и произнесите вслух: «Мои глаза внимательно смотрят» - Дотроньтесь до ушка и скажите: «Мои уши внимательно слушают» - А теперь коснитесь головы и произнесите: «Моя голова очень хорошо думает» - Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием! II. Минутка чистописания. - Ребята, а какие вы знаете сказки? - А как начинается большинство сказок? (жили-были) - С какого звука начинается это слово? - Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? Парный или непарный? - Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару. -А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? - Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Ж и Ш. - А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы. Праворукие дети - Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная Жж. А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом
Зюзюкина Ирина пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете приступить к написанию. Леворукие дети. - Внимательно следите за движениями моей руки и слушайте мои пояснения. Теперь давайте вместе со мной. Молодцы! Приступайте к самостоятельному написанию. (Аналогично буква Шш) - А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её. III. Целеполагание - Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку? - Как вы думаете, мы бы справились? - Давайте попробуем. - Сказку начнём со слов жили – были. - Давайте немного поработаем со словом жили. - Сколько в нём слогов? - Назовите первый, второй. - А что вы можете сказать о звуке и? - А какой звук обозначает ж? - Тогда почему же надо писать и? - Какая перед нами стоит проблема? -Когда я училась в школе, нам рассказывали сказку о сочетаниях жи-ши и я до сих пор её помню. - Хотите послушать эту сказку?
Сказка о том, как поссорились буквы
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками
Зюзюкина Ирина и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ. - Интересная сказка? - А что вы неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала? - Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно рассказала вам о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу. IV. Актуализация знаний. 1.- Давайте вместе хором прочитаем это правило. А теперь по группам. 2. Работа в группах. - Ребята, сейчас я предлагаю поработать в группах. Кто хочет сегодня быть моим помощником? (Назначить самой) Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 3. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Проверка. Пальчиковая гимнастика.
Зюзюкина Ирина Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою и тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пусть бегут как зайчики. - Молодцы! Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать. 3. Работа с рисунками. - Ребята, посмотрите вокруг. В классе размещены рисунки. Найдите и прикрепите на доску только те, которые помогут нам запомнить новое правило. - Давайте ещё раз повторим это правило. (лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи) - Хорошо, молодцы! - На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите в два столбика. Проверка. Гимнастика для глаз - Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране. V. Закрепление изученного. - Вы такие молодцы, все задания выполнили верно. В начале урока мы с вами договорились написать сказку. И теперь, когда вы познакомились ещё с одним правилом русского языка, вы смело можете приступать к работе. Проверка. - На предметном столе лежат слова, из которых каждая группа составит предложение. После того, как группа составит предложение, выходите к доске и размещаете своё предложение. (Обязательно группа хором должна прочесть предложение)
Зюзюкина Ирина - Ребята, а я тоже придумала несколько предложений. Посмотрите, что у нас получилось. Жила-была ёлочка. Она росла в лесной глуши. Ёлочке очень хотелось дружить. Однажды пошёл пушистый снег. На ёлочку упала красивая снежинка. Ёлочка предложила ей дружбу. Так лесная красавица нашла подругу. - Молодцы! Мы справились с заданием? Решили проблему, которую мы обозначили в начале урока? С каким сочетанием мы сегодня познакомились? - Ребята, а кто считает, что он справился со всеми заданиями сегодняшнего урока отлично, поднимите ручки, а кто считает, что ещё необходимо немного поработать над этим правилом? - А теперь давайте снова станем в круг. Если у вас сохранилось хорошее настроение, то протяните ко мне ладошки и улыбнитесь, если ваше настроение испортилось, сомкните руки в замок. - Я очень рада, что у вас хорошее настроение и вы уходите с урока довольные собой и своей работой!
Зюзюкина Ирина Группа 1 Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 1 Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 1 Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 1 Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить.
Зюзюкина Ирина Группа 2 Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 2 Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 2 Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Группа 2 Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить.
Зюзюкина Ирина Группа 3 Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Группа 3 Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Группа 3 Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Группа 3 Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.
Зюзюкина Ирина
В раздел начальное образование