"Сентябрьский стресс первоклассника. Материалы для беседы с родителями первоклассников".
Методические материалы.
Автор: Панькова Лидия Николаевна, педагог-психолог, МБУ "ЦППМСП" г. Перми (муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи" города Перми, город Пермь
В раздел начальное образование
Сентябрьский стресс первоклассника.
Материалы для беседы с родителями первоклассников.
Л.Н. Панькова педагог-психолог МБУ «ЦППМСП» г. Перми Для первоклассников — сентябрь одновременно и радостный, и стрессовый месяц. Что является причиной стресса? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, что меняется в жизни первоклассника. Режим дня. Неправильно, нерационально с точки зрения продуктивности работы школьника организованный режим дня способен сильно усугубить сентябрьский стресс для малыша. Вполне возможно, что время подъёма и отхода ко сну останется прежним, но вот в дневном распорядке происходят существенные изменения. Родителям первоклассника необходимо уделить внимание формированию у ребёнка новых режимных моментов. При этом важно помнить, что многим малышам трудно ориентироваться во времени и одной родительской команды, что после школы нужно сделать домашнее задание явно недостаточно. Формирование новой привычки, помощь в привыкании к новому режиму (точнее, к новому образу жизни) проходит при помощи и контроле родителей. Значительно возрастает объём поступающей информации, становясь причиной информационного стресса. Поэтому совершенно не лишним будет уменьшить или исключить другие источники, способные создавать информационный шум — это компьютер и телевизор. Ребёнок считает, что он отдыхает, когда после школы смотрит мультики или играет в любимую компьютерную игру. На самом деле в мозг продолжает поступать информация от слуховых, зрительных анализаторов, и вместо отдыха мозг продолжает
перерабатывать информацию. Лучший отдых — сон, прогулка, неспешный разговор со взрослыми о позитивных моментах прошедшего учебного дня. Ребёнок попадает в коллектив. Хорошо, если вместе с ним в класс приходят его «одногруппники» по детскому саду или соседи по дому. Но даже в этом случае не каждый малыш легко адаптируется к условиям нового коллектива, в котором завязываются взаимоотношения, и где каждый ищет своё «место под солнцем». Зачастую это весьма болезненный процесс для тех, кто не имеет опыта общения в детском коллективе, или этот опыт был невелик или неуспешен. Трудно адаптироваться в коллективе и детям интровертированным, застенчивым, неуверенным. Один из барьеров на пути к успешному построению отношений в классе — это повышенная возбудимость ребёнка, агрессия, невоспитанность, педагогическая запущенность. Уменьшается двигательная активность ребёнка, что особенно чувствительно для организма растущего, наполненного энергией, которая не имеет при переходе в школу такого же выхода как раньше. Как помочь в такой ситуации? Самое простое — утренняя зарядка, прогулки, пробежка, плавание, спортивные секции. Помните, что младшим школьникам ежедневно рекомендуется проводить на воздухе 3,5 часа. Можно освоить несколько несложных упражнений, которые ребёнок будет делать прямо в школе, снимая излишнее мышечное напряжение, возникающее у ребёнка на уроке. Как понять, что первоклассник испытывает стресс, что процесс адаптации протекает не совсем гладко? Изменился характер и продолжительность сна ребёнка. Сон может стать беспокойным, с просыпанием по ночам или трудным засыпанием. Возможно, ребёнок не станет высыпаться за то же время, что раньше. Тогда и по утрам подниматься ему будет сложно, да и на уроке работоспособность будет не на высоте. По ночам во сне малыш может вскрикивать или разговаривать. Ребёнок, прежде не предъявляющий жалоб на головную боль или боль в животе, вдруг начинает говорить, что плохо себя чувствует. Возможна тошнота,
отказ от завтрака, подъём температуры. Такие симптомы, как правило, не проявляются в выходные дни или в каникулы. Меняются эмоции и поведение малыша. Появляются слёзы вроде бы по совершенно незначительному поводу, хотя раньше такого не наблюдалось. Может резко меняться настроение. Агрессивность, нежелание подчиняться, негативизм, отказ от ранее интересных занятий, появившиеся страхи — всё это может быть проявлением стресса. Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других. Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье. Длиться адаптация может до нескольких месяцев. Предлагаемая мною анкета (Приложение 1) позволяют систематизировать наблюдения родителей за ребёнком и оценить степень его адаптации к школе. Анкету можно использовать несколько раз: например, в конце каждого месяца. Что делать, если результаты анкетирования показали низкий уровень адаптации или дезадаптацию? Прежде всего, не паниковать. Если родители отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился «на новый лад». Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда нужно объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогут ребятам сдружиться приглашение в гости, организация совместной игры или мини-похода. В таких ситуациях детям будет предоставлена возможность и отдохнуть, и подружиться.
Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня. Если повторное тестирование, например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то родители могут обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог). Сентябрьский стресс – явление проходящее, особенно, если родители внимательны к первоклашке и готовы помочь ему.
Приложение 1.
Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребёнка к школе»
(автор Битянова М.Р.)
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? неохотно (ДА) без особой охоты (ВДА) охотно, с радостью (А) 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? пока нет (ДА) не совсем (ВДА) в основном, да (А) 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? скорее нет, чем да (ДА) не вполне (ВДА) в основном да (А) 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? иногда (ВДА) довольно часто (А) затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? в основном отрицательные впечатления (ДА) положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
в основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру). 7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий? довольно часто (ДА) иногда (ВДА) не нуждается в помощи (А) 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? перед трудностями сразу пасует (ДА) обращается за помощью (ВДА) старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) настойчив в преодолении трудностей (А) 9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? сам этого сделать не может (ДА) иногда может (ДА) может, если его побудить к этому (А) как правило, может (А) 10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? довольно часто (ДА) бывает, но редко (ВДА) такого практически не бывает (А) 11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? нет (ДА) скорее нет, чем да (ВДА) скорее да, чем нет (А) Сокращения в тексте:
А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация. При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.
В раздел начальное образование