"Школьные экскурсии в формате - проект"
статья
Автор: Брюханова Валерия Игоревна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №36 им. М.П. Одинцова, г. Екатеринбург
В раздел начальное образование
Аннотация к статье « Школьные экскурсии в формате - проект».
Автор: учитель начальных классов, МБОУ СОШ №36, г.
Екатеринбург,
Брюханова В.И.
В данной статье я хочу поделиться своим опытом и взглядом на проведение
внеклассного мероприятия в формате «Экскурсия – проект», которое стало со
временем
формальным
и
зачастую
монотонным.
Этот
вид
деятельности
с
развитием
новых
технологий
в
педагогике
и
новым
взглядом
на
образование
становится
одним
из
эффективных
форматом
проведения
как
урочной,
так
и
внеурочной
деятельности.
Используя
новые
подходы
в
образовании,
можно
добиться весомых результатов, применяя в обучении проведение занятий в виде
экскурсий.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова Кировского района Г. Екатеринбурга Брюханова Валерия Игоревна Учитель начальных классов Статья «Школьные экскурсии в формате - проект». Секция «Образование вне урока: конструктор педагогических решений». Контактные телефоны: 8-912-283-46-00 Брюханова Валерия Игоревна 8-343-374-35-08 МБОУ СОШ №36 Электронная почта: lere71@yandex.ru
Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают учителей к поиску новых подходов, к созданию новых форм, мотивирующих развитие личности ребенка. Подобные позитивные изменения в системе образования подтолкнули и меня, учителя начальных классов средней школы г. Екатеринбурга, к осмыслению своего опыта и выходу на новые образовательные маршруты. На сегодняшний день такой вид культурно-просветительской и учебной работы как экскурсия является одним из наиболее эффективных форм организации проведения уроков как тематических программных, так и внеклассных мероприятий. Применяя известную методику организации и проведения экскурсий, эти уроки превращаются в лекцию или беседу и не всегда соответствует уровню достижений цели урока (мероприятия). В них отсутствует дифференцированный подход к ребенку (не учитываются разные уровни его подготовленности, психического развития и т.п.). У каждого учащегося свой темп восприятия информации, осмысления увиденного и услышанного. Любая воспринятая информация должна быть рефлекторно оценена и воспроизведена спустя какое-то время. Если информацию не обобщать и не воспроизводить, то она получена не полностью и развивающее мероприятие не достигло своей цели. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. Цели экскурсий: - интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся; - осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков; - воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно- творческого потенциала школьников; - расширение кругозора учащихся; - воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений. Формат экскурсии – проект сегодня актуален. Что же такое проектные экскурсии? Это деятельность, которая проектируется не только на подготовительном этапе мероприятия, но и на этапе рефлексии. Сегодня дети умеют и любят пользоваться фото и видеоаппаратурой, поэтому на экскурсиях я
стараюсь всегда применять эту технику и в классе есть ответственные фоторепортеры. Методика проведения экскурсии: В методике выделяют три блока: 1. Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. На этом этапе я ввела новый способ участия учеников в проведении экскурсии, который применяю в третьем классе. Т.к. в первом и во втором классе дети уже знакомы с проведением экскурсий и умеют воспринимать это мероприятие в правильной форме. Поэтому введение роли фоторепортеров среди учеников не представляет для детей сложностей. Определяем, кто будет вести фоторепортаж, кто может взять с собой фотоаппарат. Обсуждаем , как и что фотографировать, определяем правила фотографирования в процессе лекции экскурсовода. Фотографировать надо корректно, не сбивая экскурсовода. На каждый новый объект во время экскурсии делается 3-4 кадра из которых потом выбираются наиболее удачные для фотоотчета. Учащиеся заинтересованно смотрят фотоотчеты о мероприятии или презентации по теме. 2. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии,
поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики - системность знаний). Также педагог выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся увиденного материала. В дальнейшем возможно подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии. 3. Важное место во всей этой работе я уделяю рефлексии на заключительном этапе. Предполагаю оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов. Фоторепортаж, который делают четверо или пятеро учащихся, имеющих фотоаппарат, или презентацию, дети с удовольствиям смотрят и слушают. Очень интересно, когда несколько учащихся презентуют проведенную экскурсию. У каждого свой материал, который интересно смотреть и анализировать с разных точек зрения и видения. Конечно же, огромную помощь и поддержку я получаю от родителей моих учеников, которые в силу своей заинтересованности являются союзниками в моих начинаниях. В качестве рефлекии в свете ФГОС и формирования универсальных учебных действий младших школьников я предложила четвероклассникам ответить на три вопроса: 1. Что вы узнаете во время экскурсий? (Много нового, интересного, полезного) 2. Чему вы учитесь на экскурсиях? (Слушать и слышать, анализировать, применять на уроках и в жизни) 3. Что вы чувствуете после экскурсий? (Радость от ума, новых знаний, счастье от общения, гордость за город, страну) Таким образом, подводя итоги, хочу отметить, что реализация экскурсионной программы предполагает следующие результаты : Таким образом, подводя итоги, хочу отметить, что музей: Расширяя общеобразовательные знания, является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта. Служит целям обогащения когнитивной(познавательной) основы развития личности школьника, необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для последующей жизни. Является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях.
По итогам анкетирования делаю диаграмму и показываю это в презентации о внеклассных мероприятиях как учащимся. Так и родителям на родительском собрании. Список используемой литературы: 1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова Кировского района Г. Екатеринбурга Брюханова Валерия Игоревна Учитель начальных классов Статья «Школьные экскурсии в формате - проект». Секция «Образование вне урока: конструктор педагогических решений». Контактные телефоны: 8-912-283-46-00 Брюханова Валерия Игоревна 8-343-374-35-08 МБОУ СОШ №36 Электронная почта: lere71@yandex.ru
Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают учителей к поиску новых подходов, к созданию новых форм, мотивирующих развитие личности ребенка. Подобные позитивные изменения в системе образования подтолкнули и меня, учителя начальных классов средней школы г. Екатеринбурга, к осмыслению своего опыта и выходу на новые образовательные маршруты. На сегодняшний день такой вид культурно-просветительской и учебной работы как экскурсия является одним из наиболее эффективных форм организации проведения уроков как тематических программных, так и внеклассных мероприятий. Применяя известную методику организации и проведения экскурсий, эти уроки превращаются в лекцию или беседу и не всегда соответствует уровню достижений цели урока (мероприятия). В них отсутствует дифференцированный подход к ребенку (не учитываются разные уровни его подготовленности, психического развития и т.п.). У каждого учащегося свой темп восприятия информации, осмысления увиденного и услышанного. Любая воспринятая информация должна быть рефлекторно оценена и воспроизведена спустя какое-то время. Если информацию не обобщать и не воспроизводить, то она получена не полностью и развивающее мероприятие не достигло своей цели. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. Цели экскурсий: - интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся; - осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков; - воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно- творческого потенциала школьников; - расширение кругозора учащихся; - воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений. Формат экскурсии – проект сегодня актуален. Что же такое проектные экскурсии? Это деятельность, которая проектируется не только на подготовительном этапе мероприятия, но и на этапе рефлексии. Сегодня дети умеют и любят пользоваться фото и видеоаппаратурой, поэтому на экскурсиях я
стараюсь всегда применять эту технику и в классе есть ответственные фоторепортеры. Методика проведения экскурсии: В методике выделяют три блока: 1. Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. На этом этапе я ввела новый способ участия учеников в проведении экскурсии, который применяю в третьем классе. Т.к. в первом и во втором классе дети уже знакомы с проведением экскурсий и умеют воспринимать это мероприятие в правильной форме. Поэтому введение роли фоторепортеров среди учеников не представляет для детей сложностей. Определяем, кто будет вести фоторепортаж, кто может взять с собой фотоаппарат. Обсуждаем , как и что фотографировать, определяем правила фотографирования в процессе лекции экскурсовода. Фотографировать надо корректно, не сбивая экскурсовода. На каждый новый объект во время экскурсии делается 3-4 кадра из которых потом выбираются наиболее удачные для фотоотчета. Учащиеся заинтересованно смотрят фотоотчеты о мероприятии или презентации по теме. 2. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии,
поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики - системность знаний). Также педагог выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся увиденного материала. В дальнейшем возможно подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии. 3. Важное место во всей этой работе я уделяю рефлексии на заключительном этапе. Предполагаю оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов. Фоторепортаж, который делают четверо или пятеро учащихся, имеющих фотоаппарат, или презентацию, дети с удовольствиям смотрят и слушают. Очень интересно, когда несколько учащихся презентуют проведенную экскурсию. У каждого свой материал, который интересно смотреть и анализировать с разных точек зрения и видения. Конечно же, огромную помощь и поддержку я получаю от родителей моих учеников, которые в силу своей заинтересованности являются союзниками в моих начинаниях. В качестве рефлекии в свете ФГОС и формирования универсальных учебных действий младших школьников я предложила четвероклассникам ответить на три вопроса: 1. Что вы узнаете во время экскурсий? (Много нового, интересного, полезного) 2. Чему вы учитесь на экскурсиях? (Слушать и слышать, анализировать, применять на уроках и в жизни) 3. Что вы чувствуете после экскурсий? (Радость от ума, новых знаний, счастье от общения, гордость за город, страну) Таким образом, подводя итоги, хочу отметить, что реализация экскурсионной программы предполагает следующие результаты : Таким образом, подводя итоги, хочу отметить, что музей: Расширяя общеобразовательные знания, является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта. Служит целям обогащения когнитивной(познавательной) основы развития личности школьника, необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для последующей жизни. Является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях.
По итогам анкетирования делаю диаграмму и показываю это в презентации о внеклассных мероприятиях как учащимся. Так и родителям на родительском собрании. Список используемой литературы: 1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001
В раздел начальное образование