Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование ИКТ компетентности учителя"

Презентация

Автор: Колоскова Надежда Львовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ с.Таремское, село Таремское, Павловский район, Нижегородская область

Смотреть презентацию



В раздел начальное образование




Формирование ИКТ компетентности учителя начальной школы в

условиях ФГОС.

«Если бы компьютер не был бы до сих пор создан,

то его пришлось бы сейчас изобрести,

специально для целей образования»

Никола Тесла

Введение.

(СЛАЙД 2)
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у учителя нет иного выбора, как адаптироваться к информационному веку. В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях Интернете). Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Как же мы, учителя начальной школы, используем информационно – коммуникационные технологии в своей работе? Учителям начальной школы приходится с особой тщательностью продумывать: как подготовить урок, как улыбнуться, какое первое слово сказать на уроке, чтобы первоклашка раскрыл глаза и восхитился своим учителем.

Обобщение опыта.

(Слайд 3)
В своей педагогической деятельности могу выделить следующие направления использования современных информационно- коммуникационных технологий. 1 Электронная обработка документов 2 Использование готовых мультимедийных продуктов 3 Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования 4 Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами 5 Использование компьютерных технологий во внеурочное время 6 Использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО 7 Использование собственных мультимедийных продуктов 9 Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня 10 Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)
(Слайд

4)
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Работаю в единой образовательной сети «Дневник.ру», веду электронный журнал. Лишь с появлением в школьной жизни информационных технологий, когда учителя, ученики и родители получили возможность общения через Интернет, образовательный процесс стал по-настоящему открытым. «Дневник.Ру» - уникальный проект, который позволяет объединять учителей, родителей и учеников, который позволяет каждому участнику образовательного процесса найти интересующую его информацию и заявить о себе как о творческой личности. Думаю, о преимуществах выставления оценок он-лайн рассказывать не стоит – это очевидно. У интернет-ресурса Дневник.ру огромные возможности для формирования информационной культуры и организации учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и детьми. Также использую «Дневник» для
работы с одарёнными детьми и детьми, которым требуются дополнительные занятия. Для этой цели выкладываю тесты, задания для подготовки к олимпиадам. В «Дневнике» есть возможность составлять разнообразные отчеты. Можно распечатать оценки и посещаемость каждого ученика и вклеить этот отчет в бумажный дневник. А можно составить отчет по посещаемости всего класса за четверть, распечатать и просто переписать данные в бумажный журнал – подсчеты пропущенных уроков уже не требуются. Но мне в «Дневнике» понравилось не только это. Разнообразные материалы «Медиатеки», словари помогают проводить уроки на современном уровне. Также на этом сайте регулярно проводятся разнообразные конкурсы для учителей (но и не только для них) и виртуальные конференции. Участие в них, во-первых, позволяет проанализировать свою работу и поделиться опытом, во-вторых, это возможность пообщаться с коллегами из разных регионов, увидеть результаты их работы, и наконец, это возможность получить сертификат об участии, что немаловажно для аттестации. И всегда есть шанс победить! Для улучшения качества образования и результативности обучения использую цифровые образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе. Применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, делаю его необычно интересным и разнообразным. Во- первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность - это основной «конек» учителей начальной школы. В своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия». Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ЦОР: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. Следующее направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного
материала с высокой степенью наглядности. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Слайды сопровождаются музыкой. В своей работе использую готовые презентации, но дополнительно переработанные, а также собственные, созданные в программе PowerPoint. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз. На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую различные тренажёры, которые создаю в различных офисных программах. В 2013 году принимала участие в районном конкурсе «Школа цифрового века». 4) Четвёртое направление использования современных информационно- коммуникационных технологий – участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся и учителей начальных классов. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения. В 2013 году мы приняли участие в Межрегиональном Интернет-проекте "НАМ ЖИТЬ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ", который проводился в рамках Года охраны окружающей среды. Наш результат – 3 место. 5) Я являюсь активным пользователем сети Интернет. Знакомство со всемирной паутиной началось с поиска дидактических материалов к урокам, т.к. первоначально создание собственные материалов к урокам отнимало очень много времени. В определённый период накопилось достаточно много собственных разработок, которые хотелось презентовать коллегам. Поэтому я решила создать мини- сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru, а затем создать персональный сайт – это желание поделиться с коллегами, учениками, родителями тем, что уже успела накопить и получить независимую оценку. Уже 4 года я работаю со своим сайтом. На сайте выставлены: мои наработки (конспекты уроков, внеурочных мероприятий, выступления, презентации и д.р.), фотогалерея, воспитательная работа и другие материалы. Публикую свои материалы в социальной сети работников образования, что подтверждают свидетельства. На своём сайте я могу размещать творческие работы учеников. Социальная сеть работников образования nsportal.ru предоставляет возможность учителю и его воспитаннику участвовать в проекте для одарённых детей «Алые паруса». На творческую работу учащегося есть возможность получить свидетельство
о публикации. Также на сайте можно найти удачные, найденные в сети Интернет, материалы коллег. Весь материал систематизирован. Детям, родителям и коллегам легко найти нужную рубрику. Ведение персонального сайта даёт учителю возможность в любое время иметь доступ к своим разработкам. В 2013 году принимала участие в районном конкурсе «Сайт учителя», где заняла 1 место. На заседании РМО поделилась опытом создания и работы моего сайта. 6) Имея в кабинете интерактивную доску Smart Notebook, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Первоклассники научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Smart Notebook позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить записи. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Дети с интересом осваивают большинство инструментов доски. На уроке мы работаем с интерактивной доской не более 5-10 минут. 7) Как известно, первоклассники не получают отметок, но они учатся оценивать свой труд по совместно принятым критериям. Оценив свою работу в тетради, ученики имеют возможность с помощью документ-камеры продемонстрировать её всему классу и получить оценку всего детского коллектива. Такая возможность демонстрации поддерживает интерес и внимание учащихся к школьному предмету. Считаю, что основным преимуществом этого инструмента является работа в режиме реального времени. Сотрудничая в парах, группах, учащиеся находят различные пути решения возникающих задач, а затем презентуют свой вариант всему классу. 8) В своей практике на уроках и во внеурочной деятельности, я применяю проектную и исследовательскую деятельность, где ИКТ нашли самое широкое применение. Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе, это вызывает у них большую заинтересованность. Проекты готовим по темам уже с 1 класса, начиная с недолговременных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и общеклассным. Темы проектов обсуждаются и выбираются ребятами: «Такая разная азбука», «Дорогой доброты», «Помоги птицам зимой» и т.д. Защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.
Вывод

Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является формирование универсальных учебных действий(УУД), которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьников ориентироваться на элементарном уровне в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред в учебном процессе является одним из результативных способов формирования УУД как путей решения ключевых задач нового образовательного стандарта. Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. В своей работе я активно применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию кабинета. Учитель живет до тех пор, пока он учится Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д.Ушинский


В раздел начальное образование