Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

Статья

Автор: Девяткина Ирина Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ с. Стародубское, с. Стародубское Долинского района Сахалинской области



В раздел начальное образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стародубское Долинского района Сахалинской области ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО Выполнила: Девяткина Ирина Васильевна, учитель начальных классов высшей категории 2015 г.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 3 Содержание Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.Понятие мотива и мотивации младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5 1.1.Особенности мотивационной сферы младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..6 1.2.Возрастные особенности мотивации учения младших школьников . . . . . . . . . . . . . ...7 1.3.Становление мотивации учебной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1.4.Формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. . ......10 1.5.Методы мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ......13 2.Изучение и формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников (из опыта работы) . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 2.1.Изучение мотивации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..13 2.2.Приёмы формирования учебной мотивации, используемые на основных этапах урока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Приложение
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 4
Введение
Проблема формирования учебно-познавательной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться. Для современной сельской школы эта проблема в настоящее время остается актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем на селе, самоустранения родителей от воспитания детей и отсутствия дошкольных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах все более остро встает вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведется в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена. Представления детей о том, для чего они учатся в школе (особенно в начальных классах), достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышленые высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдаленности не может стать серьезным стимулом к учению. Часто родителям приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности, руководствуясь методами кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учебе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение. Мало способствует формированию учебно-познавательной мотивации и предметный стиль обучения. Причиной возникновения школьной неуспеваемости может являться несформированность системного мышления, то есть способности рассматривать все изучаемые объекты в виде системы взаимосвязанных элементов. Только целостное знание предоставляет учащимся возможность осознанно дифференцировать свои интересы. В рамках образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО реализация системно - деятельностного подхода в обучении предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения им учебно-познавательной деятельностью и удовлетворенности ею.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 5
1.Понятие мотива и мотивации младших школьников
Понятие "мотивация" рассматривается многими педагогами и психологами (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.А., Асеев В.Г., Божович Л.И. и др.), но в различных аспектах. По мнению Н.Ц. Бадмаевой, мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и так далее 1 . Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта 2 . В психологии есть и другие определения понятия «мотив». Так, Л.И. Божович определила, что понятие «мотив» включает в себя намерения, представления, идеи, чувства, переживания; П.А. Рудик - желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга; В.С. Мерлин - побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий 3 .
Мотивация
объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Психологи выделяют
два типа мотивации

4
: 1) внешнюю мотивацию и, соответственно, внешне мотивированного поведения и 2) внутреннюю мотивацию и, соответственно, внутренне мотивированного поведения. Внешняя мотивация Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках. Внутренняя мотивация Между тем
,
известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся социализованным личностным смыслом, — это реальная внутренняя мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации 4. Следовательно, на формирование внутренней мотивации должна быть направлена деятельность учителя. Внешние же мотивы могут быть лишь значимым подспорьем, а не самоцелью в этом процессе. 1 Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004. - С. 90. 2 Маклаков А. Общая психология // http://www.gumer.info/bibliotek 3 Аверин В.А. Мотивы личности (понятие и классификация) http://www.readabout.info 4 Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии.1987. № 1. - С. 128.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 6 Мотивация играет важную, возможно определяющую, роль в образовательном процессе. А.С. Герасимова замечает, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесс 5 . Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными. Между тем нельзя не согласиться с Н.Ф. Талызиной в том, учителя далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся 6 . Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. 5 Возможно, такое невнимание к мотивации учащихся со стороны некоторых учителей связано с недостаточным знанием ее специфики.
1.1.

Особенности

мотивационной

сферы

младших

школьников.
Выделим положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника. В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающего мира, которые не входят в программу даже средней школы. Широта этих интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх, особенно на сюжеты любимых книг и кинофильмов. В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, мотивы и интересы младших школьников: -недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность; -неустойчивы, то есть ситуационны (учение может быстро надоесть, вызвать утомление, интерес угаснуть); -мало осознанны, что проявляется в непонимании школьника, что и почему ему нравится в данном предмете; -слабо обобщены, то есть, направлены на отдельные стороны учения, на отдельные факты или способы действий; 5 Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // http://www.ipras.ru 6 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - С. 90.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 7 -содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (ответ в задаче), а не на способы учения. Все эти особенности обусловливают снижение уровня мотивации учения младшего школьника. Если проследить общую динамику мотивов учения от 1 к 3 классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Эта тенденция к "мотивационному вакууму" на рубеже начальной и средней школы объясняется рядом факторов. Снижение интереса к учению заметно в тех классах, в которых преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, там, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. В качестве причин снижения интереса к учению В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях. Наконец, нужно отметить, что некоторое снижение мотивации учения носит закономерный характер: удовлетворена потребность дошкольника учиться, снята эмоциональная привлекательность, появляющиеся трудности и неудачи также снижают интерес к учению. Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик: готов к принятию целей, задаваемых учителем; -научается определять важность и последовательность целей, как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени; -может уже самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к цели, поставленной учителем. Слабость процессов целеобразования в этом возрасте сказывается в неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время. Отсутствуют умения сопоставить намечаемые цели со своими возможностями, что является одной из причин отрицательного отношения к учению и школе.
1.2.Возрастные особенности мотивации учения младших школьников.
Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться:
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 8 - в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); - интересом к дополнительным источникам знаний; -широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения, к более глубокому осознанию причин необходимости учится; -узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении. Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.
1.3.Становление мотивации учебной деятельности.
Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов:
мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-

оценочного
. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности.
Мотивационный этап.
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий: 1)
Создание учебно-проблемной ситуации
, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а)
постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б)
беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы. Например, перед изучением темы "Предложение" учитель говорит: "Представьте, что вам надо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа". 2)
Формулировка основной учебной задачи
обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Это может происходить, например, в такой форме: "Таким образом, мы должны изучить правила построения грамотной речи". Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. "Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление", - писал Л.С. Выготский. Важное условие организации учебной
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 9 деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач. 3)
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по

изучению темы.
После того, как основная учебная задача понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам. Некоторым учащимся учитель заранее предлагает задания для восполнения имеющихся у них пробелов, указывая, что выполнение этих заданий создаст возможность плодотворно изучить новую тему.
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит, главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи.
Рефлексивно-оценочный этап
.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. Для того чтобы воспитать у школьников умение оценивать свою работу, уместно давать им такое домашнее задание: "Напишите перечень основных вопросов, пройденных нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот вопрос усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или вовсе не усвоили. На другом листочке перечислите те умения, которые вы должны были приобрести при изучении темы, и укажите, как вы усвоили эти умения: хорошо, слабо или вовсе не усвоили". Это полезно для выработки адекватной самооценки учебной деятельности, для выяснения причин имеющихся пробелов и для побуждения школьников к ликвидации этих пробелов.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 10 Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали фактическое положение знаний и умений каждого ученика, но и использовались для побуждения его к дальнейшей работе, для создания дальнейших перспектив этой работы. Особо следует подчеркнуть роль
методов проблемно-развивающего обучения
в формировании мотивов учения. Дело в том, что формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учится, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы хорошо не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе ее выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности. На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является
создание

учебно-проблемных

ситуаций
.
Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно- проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.
1.4.Формирование

положительной

устойчивой

мотивации

к

учебной

деятельности.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются: 1. Содержание учебного материала. 2. Организация учебной деятельности. 3. Коллективные формы учебной деятельности. 4. Оценка учебной деятельности. 5. Стиль педагогической деятельности учителя.
1. Содержание учебного материала:
Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали известные ученые педагоги (Беспалько В. П. , Днепров Э. Д.), но содержание общего школьного
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 11 образования всё ещё можно оценить словом «разбухает». Именно для остановки этого процесса, переосмысления учителями их задач и создан ФГОС второго поколения. У этой проблемы есть и другая сторона. Школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока, - главная задача учителя, реализующего ФГОС. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач, интернета и т.п. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности
.
Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций
,
в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать
у
школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.
2. Организация учебной деятельности.
Из ФГОС: «… умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность… определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия…» (раздел II, пункт 11.9) В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Например! Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Именно учебная деятельность способствует этому процессу в наибольшей мере. Так учащимися 2 - 3 класса проводилась исследовательская деятельность по темам: "Имена прилагательные в загадках", "Мы в ответе за тех, кого приручили", "Особенности характера животных в русских народных сказках"," Природные явления в стихотворениях А.А.Фета"," Геометрия в посуде","Тайна имени"и т.д. В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное —
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 12 заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Мотивация учебной деятельности требует и формирования определенной атмосферы в классе, поскольку детям очень свойственно постоянно отвлекаться, отказываться от обучения и всячески препятствовать этому процессу. Учитель в таком случае должен не только заинтересовать школьника, но и объяснить ему, насколько важна тема, которая изучается на данном уроке. Учебная деятельность детей может быть простимулирована, к примеру, постановкой проблемной ситуации или распределением заданий для самостоятельной работы. Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Учителю следует обратить внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке. Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, необходимо предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приемы обучения, которые используют творчески работающие учителя для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними: научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, экскурсии, поездки, экспедиции. Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков, который так не любят школьники.
3. Коллективная (групповая) форма деятельности.
Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись осуждению со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
4. Оценка результатов учебной деятельности.
Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако стишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности уч-ся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки. Поэтому немаловажную роль играет стиль деятельности учителя.
5.Стиль деятельности учителя.
Различные стили формируют различные мотивы.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 13 Авторитарный стиль формирует "внешнюю" (экстринсивную) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".
1.5. Методы мотивации.

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации:
- поощрение, - порицание, - учебно-познавательная игра, - создание ярких наглядно-образных представлений, - создание ситуации успеха, - стимулирующее оценивание, - свободный выбор задания, -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации:
- опора на жизненный опыт, -познавательный интерес, - создание проблемной ситуации, - побуждение к поиску альтернативных решений, - выполнение творческих заданий, - “мозговая атака”.
Волевые методы мотивации:
- предъявление учебных требований, -информирование об обязательных результатах обучения, - формирование ответственного отношения к учению - познавательные затруднения, - самооценка деятельности и коррекция, - рефлексия поведения, - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
- развитие желания быть полезным, - побуждение подражать сильной личности, - создание ситуации взаимопомощи, -поиск контактов и сотрудничества, - заинтересованность в результатах коллективной работы, - взаимопроверка, - рецензирование.
2.Изучение и формирование учебно-познавательной мотивации младших

школьников (из опыта работы).

2.1.Изучение мотивации.
Изучением данного вопроса я занимаюсь долгое время. Результат моей работы можно отследить по динамике роста качества знаний учащихся:
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 14 в
2012-2013
г. качество знаний по предметам составляло -
57%,

2013-2014

г.-

62%,2014-2015

г.-68%
, т.к оно напрямую зависит от сформированности учебно- познавательной мотивации. Вашему вниманию представлю результаты работы за последние три года. Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются: -наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников; -анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал об отношении школьников к учению. Для изучения мотивации учения младших школьников мною было проведено исследование.
Цель исследования
: провести анализ мотивации учения у учащихся, поступивших в 1 класс.
Задачи:
1. Выявить мотивацию учения первоклассников. 2.Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте. Исследования проводились среди учащихся младших классов со следующим распределением по возрастам: класс 1 - возраст 7 лет (14 чел.) класс 2 - возраст 8 лет (14 чел.) класс 3 - возраст 9-10 лет (16 чел.) Анкетирование учащихся проводилось по методике Н.Г. Лускановой в 1 "А" классе. (см. Приложение 1) Школьникам было предложено ответить на 10 вопросов, наилучшим образом отражающих их отношение к школе, учебному процессу. К вопросам предлагаются варианты ответов, школьники должны записать номер ответа, соответствующий их отношению. Для возможности дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: - за каждый ответ а) – 3 балла, б) – 1 балл, в) – 0 баллов.
Анализ результатов исследования
В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1% против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2). Во 2 и 3 классах в результате проведенной работы по формированию познавательной мотивации при использовании интересных и увлекательных заданий, организации групповой и индивидуальной деятельности опираясь на опыт и потребности учащихся, у учащихся возрос интерес к учебным предметам: математике, чтению, природоведению, русскому языку. Для изучения мотивации учения младших школьников 2-3 классов мною было проведено исследование.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 15
Цель:
выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования. Учащимся была предложена анкета (см. Приложение 2) Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7. Учащимся класса предлагается из перечня мотивов выбрать те пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям.
Анализ результатов исследования.
Выявилась положительная динамика мотивации учения. Во втором и третьем классе растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. На долю внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных мотивов снижается до 10,7%. В заключение можно сказать , что при систематической и целенаправленной работе можно добиться высоких результатов по развитию мотивов учения у младших школьников. За время работы, у меня сложилась определённая система, направленная на формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников. На своих уроках я использую различные приемы для формирования учебно – познавательной мотивации.
2.2.Приёмы

формирования

учебно-познавательной

мотивации,

используемые

на

основных этапах урока.
Из ФГОС: «…формировать умения создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» (Раздел II, пункт 11. 7). Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикую: 1.Уроки - деловые игры 2.Уроки - соревнования 3.Уроки типа КВН 4.Компьютерные уроки 5.Уроки с групповыми формами работы 6.Уроки взаимообучения учащихся 7.Уроки - аукционы 8.Уроки-зачеты 9.Уроки - формулы 10.Уроки - конкурсы 11.Уроки – обобщения 12.Уроки - игры 13.Уроки семинары 14.Уроки – «круговая тренировка» 15.Уроки – игры «Поле чудес».
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 16 Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.
Приём «Фантастическая добавка»:
учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приём «Удивляй»
: в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8м в длину и 6м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет
приём «Отсроченная отгадка».
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую
приём «Прогнозирование»
. «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах»».
Для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку»
. «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет». Формированию учебно-познавательной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является
дидактическая

игра.
При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру
«Иду в

гости».
Её можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием. № Ф.И. «гостя» Вставь пропущенные буквы и напиши проверочное слово Оценка, которую ставит «хозяин» Ф.И. «хозяина» 1. по…зда - 2. сн…жинка- 3. л…сной- Детям эта игра нравится, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 17 Школьники младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую
приём

«Привлекательная цель».
На уроке математики во 2 классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке: отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель - помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. В этом же случае можно дать возможность ученикам соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Развивать и сохранять учебно–познавательную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала. Попробуй отгадать загадки о деревьях. Если ты их правильно разгадаешь, то сверху вниз по выделенным клеткам прочитаешь название дерева, изображенного на рисунке.
По горизонтали
1. Посреди поля висит полотенце с кистями. 2. Лесная черемуха растет на приземистой елочке. 3. Расцвету – побелю, аромат издаю. 4. И зимой и летом – в одежде одной. 5. Кора – для кузовка, остальное – на дрова. 6. Дерево и без ветра шумит.
Ответы:
1. Рябина. 2. Можжевельник. 3. Черемуха. 4. Елка. 5. Вяз. 6. Осина.
Если ты правильно отгадал все загадки, то в выделенных клетках по вертикали

сможешь прочесть слово "Береза".

Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 18 За время работы заметила что, больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Тема «Термометр»
Проблемные вопросы Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? В каком случае водный термометр покажет неверную температуру? Проблемная задача Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является
создание ситуаций успеха.

Приемы создания ситуаций успеха.

Скрытая инструкция «Ты же помнишь, что…»

Преодоление страха «Ничего страшного…», «бывает люди боятся…»

Авансирование «У тебя получится…»

Персональная исключительность «Только у тебя может получится…»

Усиление мотивации «Нам это нужно для…»

Высокая оценка детали «Вот эта часть у тебя замечательна…»
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Кроме того в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Я разрабатываю мультимедийные
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 19 презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Интерактивная доска позволяет мне ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Каждому интересно потрогать «умную» доску, перетащить рисунок с места на место, провести линию. А сделать это можно, только отвечая на вопрос учителя, решая ту или иную учебную задачу, поэтому все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя.
Заключение
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития познавательной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов. Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ

ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 20
Список литературы
1. Аверин В.А. Мотивы личности (понятие и классификация) http://www.readabout.info 2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004. - С. 90. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. 4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984 5. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // http://www.ipras.ru 6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение,1982 7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972. 8. Маклаков А. Общая психология // http://www.gumer.info/bibliotek 9. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990 10.Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. Педагогика, М.– 1983. 11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе . Психология и педагогика, №2, 1979г. 12. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. Вопросы психологии.1987. № 1. - С. 128. 13. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя. Просвещение, М. – 1991. 14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - С. 90. 15. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. 16. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.–М.: Просвещение,1971.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 21
Приложение 1
1. Тебе нравится в школе? а) да б) не очень в) нет 2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? а) иду с радостью в школу б) бывает по-разному в) чаще хочется остаться дома 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома? а) в школу б) не знаю в) дома 4. Тебе нравятся, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? а) нет б) по-разному в) да 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? а) не хотел бы (нет) б) не знаю в) хотел бы (да) 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? а) нет б) не знаю в) да 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям и друзьям? а) часто б) редко в) не рассказываю совсем 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? а) мне нравится наш учитель б) не знаю в) хотел бы другого учителя 9. У тебя в школе много друзей? а) много б) мало в) нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? а) да б) не очень в) нет
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 22
Обработка результатов и количественный анализ:
за каждый ответ а) – 3 балла, б) – 1 балл, в) – 0 баллов Максимальная оценка 30 баллов. 25 – 30 баллов - I группа: высокий уровень школьной мотивации – такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 20 – 24 балла - II группа: средний уровень школьной мотивации – подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы такие дети проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. 15 – 19 баллов - III группа: положительная внеучебная мотивация – такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями или учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует. 10 – 14 баллов - IV группа: низкая школьная мотивация – подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Меньше 10 баллов - V группа: отрицательная школьная мотивация, школьная дезадаптация – такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Они переживают, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких детей отмечаются нарушения психического здоровья.
Девяткина Ирина Васильевна «Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» 23
Приложение 2.

Анкета:
1. Учусь потому, что на уроке интересно; 2. Учусь потому, что заставляют родители; 3. Учусь потому, что хочу больше знать; 4. Учусь, чтобы потом хорошо работать; 5. Учусь, чтобы доставлять радость родителям; 6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей; 7. Учусь, чтобы не опозорить свой класс; 8. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой. 9. Учусь, потому что нравиться учиться.


В раздел начальное образование