"Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и коррекции образовательных достижений учащихся".
обобщение опыта
Автор: Дениченко Вера Фёдоровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №12, город Ноябрьск, ЯНАО
В раздел начальное образование
Дениченко Вера Фёдоровна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Ноябрьск
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и
коррекции образовательных достижений учащихся.
Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Направленность образования на личность учащихся влияет на принципы и формы педагогической деятельности, в рамках которой учитель уже не передаёт знания, умения и навыки, а проектирует личностное развитие каждого ребёнка. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по их собственным (разным) траекториям. Обратившись к педагогической литературе, я определила, что понятие “индивидуальная образовательная траектория” (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации: - содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); - деятельностный (специальные педагогические технологии); - процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровнем готовности к освоению программы). Анализ результатов мониторинга «Готовность первоклассников к школе», проведённый в начале учебного года, позволил мне определить общий уровень развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровень их самостоятельности, сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой. Помог выделить группу детей, с высокими учебными возможностями, а также группу детей, у которых могут возникнуть сложности на начальных этапах обучения (это дети, получившие по одной или нескольким методикам низкие баллы) для оказания им индивидуальной помощи с учетом полученных результатов.
Для построения индивидуального образовательного маршрута использовала модель, предложенную А.В.Хуторским. Для лучшего понимания ребенком содержания этапов их можно выразить следующей схемой: Диагностика Что я могу Осмысление Что я должен знать и уметь Проектирование Что я хочу знать и уметь Реализация Как я буду идти к поставленной цели Оценка и корректировка Чему я научился и что мне нужно ещё доработать На первом этапе учитель является консультантом, советчиком
.
Для ученика же на этом этапе самое важное – оценить свои возможности, способности, определить, какие усилия он должен приложить для изучения того или иного материала; какие усилия необходимы, чтобы добиться запланированного результата в развитии своих личностных качеств. Главной особенностью реализация индивидуального образовательного маршрута в начальной школе является то, что его составление и коррекция осуществляется учителем, но совместно с учеником. Ученик постепенно учится делать выбор и нести за него ответственность. При выборе формы выполнения задания, или самого задания ученик начальной школы чувствует себя ответственным и в то же время опирается на свой опыт, на свои предпочтения. Таким образом, учебная деятельность становится личностнозначимой.
Индивидуальный образовательный маршрут
(на примере одной темы)
Тема Ключевые теоретические понятия Практикум Степень сложности Источники помощи Сроки выполнения Форма отчётности Звуковой анализ Слог Ударение Гласные, согласные звуки, их признаки Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Звуковой анализ слова. 1. Простые слова. 2.Слова с Ь. 3. Слова с буквами Я, Ё, Е, Ю. Букварь Схема-образец Таблица звуков Памятка Учебная неделя Карточки с выполненным заданием.
После создания ИОМа обсуждаем с учеником этапы, темп, предполагаемые результаты, формы и методы изучения материала. Договариваемся о способах фиксирования результатов продвижения по маршруту. Ученик отражает своё продвижение в дневнике (солнышко – справился с работой хорошо, квадрат – есть небольшие затруднения, треугольник - большие затруднения), я - в индивидуальной карте развития ученика.
Индивидуальная карта развития (фрагмент)
Русский язык
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2
3
4
Личностные результаты
Положительно относится к школе, желает учиться
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
Выполняет правила ученика
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Умеет объективно оценивать свои сильные и слабые стороны
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Заинтересован познавательной стороной деятельности (проявляет интерес к фактам, закономерностям, любознательность, познавательную активность)
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
ЗУНы (результат изучения темы)
Определение места гласных в слове
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Определение места согласных в слове
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Выделение ударного слога
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Деление слов на слоги
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
Сопоставление звуковой и графической формы слова
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Звуковой анализ слова
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Навык письма под диктовку
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Определение границ предложений.
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Правильное оформление предложений на письме.
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Овладение алгоритмом безошибочного списывания
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Последовательность букв русского алфавита, применение этого знания для определения алфавитного порядка слов
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Личностные: ЗУН:
3 б. – устойчивое проявление (высокий уровень) 3 б. - безошибочное выполнение (высокий уровень) 2 б. – частое проявление (повышенный уровень) 2 б. – частичные ошибки (средний уровень) 1 б. – эпизодическое проявление (низкий уровень) 1 б. – множественные ошибки (низкий уровень) Следующая особенность реализации ИОМа в начальной школе: результаты не должны быть отдаленными. Чем чаще ребенок имеет возможность оценивать свой результат, тем выше будет учебная мотивация, поэтому в конце каждой учебной недели обсуждали его продвижение в изучении материала, находили места затруднений и обсуждали способы их преодоления. Обязательным условием при выполнении ИОМа становится привлечение родителей, т.к. без их активного участия ученик не будет иметь возможности подкрепить мотивацию вне школы. Способами (технологиями организации образовательного процесса) для реализации индивидуальной траектории развития учащегося является индивидуализация и дифференциация образования. Дифференциация означает учет индивидуальных особенностей в форме предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей. Индивидуализация - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. Наиболее интересными примерами технологий внутриклассной индивидуализации мне представляются: -
технология индивидуализированного обучения Инге Унт,
Гипотеза: в современных условиях главной формой индивидуализации является самостоятельная работа учащегося в школе и дома. Особенности содержания и методики: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, использование имеющихся РТ на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе.
Адаптивная система А.С.Границкой:
Гипотеза: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделять для индивидуальной работы с учениками. Особенности содержания и методики: нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа с учителем. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой). Ключевым понятием для реализации индивидуального подхода, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного выбора. Для этого я организовала на уроке вариативное поле выбора с учетом учебных целей и задач, когда ученик осуществляет самостоятельный выбор на основе собственных интересов и потребностей. Тем самым для каждого ребёнка в классе была создана реальная возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории учения. Для этого использовала вариативные дидактические карточки. Они содержат разнообразные по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебные задания. Символы на карточках, значения которых обговаривались с детьми, являются параметрами выбора: солнышко - задания Вставь нужный предлог. Приехал (с, из) Москвы. Пришёл (с, из) школы. Вернуться (с, из) фабрики. Зацепился (с, за) скатерть. Забрался (в, на) гору. Вставь подходящие по смыслу предлоги. Кошка Мурка лежит … окошке. Птенцы сидят … гнезде. … неба падали снежинки. … комнату внесли ёлку. Зайчик спрятался … кустом. Придумай и запиши подходящее по смыслу слово с предлогом . Дети спрятались … Собака спала … Аня подружилась … Мебель делают … … прыгал серый кролик.
базового уровня; цветок – задания повышенного уровня; звёздочка - задания повышенной сложности. Обговаривалась и форма выполнения заданий: один смайлик – самостоятельная работа, два смайлика - дети работают в паре; три смайлика – работа в группе. Организованная ситуация выбора позволяет наблюдать и отслеживать, как изменяются учебно-познавательные интересы ученика; какие формы и способа выполнения учебных заданий ему больше нравятся, оказываются более продуктивными; как он продвигается в изучении учебного материала, а также как изменяется его самооценка и мотивация. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогло мне выстроить индивидуальный путь преодоления трудностей ребёнка в начале обучения в школе; организовать индивидуальную работу по коррекции образовательных достижений, поддержать познавательный интерес к предмету; развивать умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Положительная динамика наблюдалась у 65 % учащихся из группы риска. Таким образом, в плане организации процесса обучения индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как новый тип обучения, соединяющий в себе и особую форму организации учебной деятельности, и специфический метод индивидуального обучения ребенка, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями, повысить уровень учебной мотивации. Источники информации:
1.
Собина Т. А. Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика. 2. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа. - 2009. - №12 3. Гаязов А.С. «Индивидуальные траектории образования личности» 4. Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика 5. Блинова И.В. Индивидуально- образовательный маршрут младшего школьника. 6. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников.
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и
коррекции образовательных достижений учащихся.
Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Направленность образования на личность учащихся влияет на принципы и формы педагогической деятельности, в рамках которой учитель уже не передаёт знания, умения и навыки, а проектирует личностное развитие каждого ребёнка. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по их собственным (разным) траекториям. Обратившись к педагогической литературе, я определила, что понятие “индивидуальная образовательная траектория” (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации: - содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); - деятельностный (специальные педагогические технологии); - процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровнем готовности к освоению программы). Анализ результатов мониторинга «Готовность первоклассников к школе», проведённый в начале учебного года, позволил мне определить общий уровень развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровень их самостоятельности, сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой. Помог выделить группу детей, с высокими учебными возможностями, а также группу детей, у которых могут возникнуть сложности на начальных этапах обучения (это дети, получившие по одной или нескольким методикам низкие баллы) для оказания им индивидуальной помощи с учетом полученных результатов.
Для построения индивидуального образовательного маршрута использовала модель, предложенную А.В.Хуторским. Для лучшего понимания ребенком содержания этапов их можно выразить следующей схемой: Диагностика Что я могу Осмысление Что я должен знать и уметь Проектирование Что я хочу знать и уметь Реализация Как я буду идти к поставленной цели Оценка и корректировка Чему я научился и что мне нужно ещё доработать На первом этапе учитель является консультантом, советчиком
.
Для ученика же на этом этапе самое важное – оценить свои возможности, способности, определить, какие усилия он должен приложить для изучения того или иного материала; какие усилия необходимы, чтобы добиться запланированного результата в развитии своих личностных качеств. Главной особенностью реализация индивидуального образовательного маршрута в начальной школе является то, что его составление и коррекция осуществляется учителем, но совместно с учеником. Ученик постепенно учится делать выбор и нести за него ответственность. При выборе формы выполнения задания, или самого задания ученик начальной школы чувствует себя ответственным и в то же время опирается на свой опыт, на свои предпочтения. Таким образом, учебная деятельность становится личностнозначимой.
Индивидуальный образовательный маршрут
(на примере одной темы)
Тема Ключевые теоретические понятия Практикум Степень сложности Источники помощи Сроки выполнения Форма отчётности Звуковой анализ Слог Ударение Гласные, согласные звуки, их признаки Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Звуковой анализ слова. 1. Простые слова. 2.Слова с Ь. 3. Слова с буквами Я, Ё, Е, Ю. Букварь Схема-образец Таблица звуков Памятка Учебная неделя Карточки с выполненным заданием.
После создания ИОМа обсуждаем с учеником этапы, темп, предполагаемые результаты, формы и методы изучения материала. Договариваемся о способах фиксирования результатов продвижения по маршруту. Ученик отражает своё продвижение в дневнике (солнышко – справился с работой хорошо, квадрат – есть небольшие затруднения, треугольник - большие затруднения), я - в индивидуальной карте развития ученика.
Индивидуальная карта развития (фрагмент)
Русский язык
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2
3
4
Личностные результаты
Положительно относится к школе, желает учиться
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
Выполняет правила ученика
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Умеет объективно оценивать свои сильные и слабые стороны
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Заинтересован познавательной стороной деятельности (проявляет интерес к фактам, закономерностям, любознательность, познавательную активность)
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
ЗУНы (результат изучения темы)
Определение места гласных в слове
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Определение места согласных в слове
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Выделение ударного слога
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Деление слов на слоги
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
Сопоставление звуковой и графической формы слова
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Звуковой анализ слова
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Навык письма под диктовку
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Определение границ предложений.
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Правильное оформление предложений на письме.
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Овладение алгоритмом безошибочного списывания
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Последовательность букв русского алфавита, применение этого знания для определения алфавитного порядка слов
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Личностные: ЗУН:
3 б. – устойчивое проявление (высокий уровень) 3 б. - безошибочное выполнение (высокий уровень) 2 б. – частое проявление (повышенный уровень) 2 б. – частичные ошибки (средний уровень) 1 б. – эпизодическое проявление (низкий уровень) 1 б. – множественные ошибки (низкий уровень) Следующая особенность реализации ИОМа в начальной школе: результаты не должны быть отдаленными. Чем чаще ребенок имеет возможность оценивать свой результат, тем выше будет учебная мотивация, поэтому в конце каждой учебной недели обсуждали его продвижение в изучении материала, находили места затруднений и обсуждали способы их преодоления. Обязательным условием при выполнении ИОМа становится привлечение родителей, т.к. без их активного участия ученик не будет иметь возможности подкрепить мотивацию вне школы. Способами (технологиями организации образовательного процесса) для реализации индивидуальной траектории развития учащегося является индивидуализация и дифференциация образования. Дифференциация означает учет индивидуальных особенностей в форме предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей. Индивидуализация - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. Наиболее интересными примерами технологий внутриклассной индивидуализации мне представляются: -
технология индивидуализированного обучения Инге Унт,
Гипотеза: в современных условиях главной формой индивидуализации является самостоятельная работа учащегося в школе и дома. Особенности содержания и методики: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, использование имеющихся РТ на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе.
Адаптивная система А.С.Границкой:
Гипотеза: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделять для индивидуальной работы с учениками. Особенности содержания и методики: нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа с учителем. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой). Ключевым понятием для реализации индивидуального подхода, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного выбора. Для этого я организовала на уроке вариативное поле выбора с учетом учебных целей и задач, когда ученик осуществляет самостоятельный выбор на основе собственных интересов и потребностей. Тем самым для каждого ребёнка в классе была создана реальная возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории учения. Для этого использовала вариативные дидактические карточки. Они содержат разнообразные по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебные задания. Символы на карточках, значения которых обговаривались с детьми, являются параметрами выбора: солнышко - задания Вставь нужный предлог. Приехал (с, из) Москвы. Пришёл (с, из) школы. Вернуться (с, из) фабрики. Зацепился (с, за) скатерть. Забрался (в, на) гору. Вставь подходящие по смыслу предлоги. Кошка Мурка лежит … окошке. Птенцы сидят … гнезде. … неба падали снежинки. … комнату внесли ёлку. Зайчик спрятался … кустом. Придумай и запиши подходящее по смыслу слово с предлогом . Дети спрятались … Собака спала … Аня подружилась … Мебель делают … … прыгал серый кролик.
базового уровня; цветок – задания повышенного уровня; звёздочка - задания повышенной сложности. Обговаривалась и форма выполнения заданий: один смайлик – самостоятельная работа, два смайлика - дети работают в паре; три смайлика – работа в группе. Организованная ситуация выбора позволяет наблюдать и отслеживать, как изменяются учебно-познавательные интересы ученика; какие формы и способа выполнения учебных заданий ему больше нравятся, оказываются более продуктивными; как он продвигается в изучении учебного материала, а также как изменяется его самооценка и мотивация. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогло мне выстроить индивидуальный путь преодоления трудностей ребёнка в начале обучения в школе; организовать индивидуальную работу по коррекции образовательных достижений, поддержать познавательный интерес к предмету; развивать умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Положительная динамика наблюдалась у 65 % учащихся из группы риска. Таким образом, в плане организации процесса обучения индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как новый тип обучения, соединяющий в себе и особую форму организации учебной деятельности, и специфический метод индивидуального обучения ребенка, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями, повысить уровень учебной мотивации. Источники информации:
1.
Собина Т. А. Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика. 2. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа. - 2009. - №12 3. Гаязов А.С. «Индивидуальные траектории образования личности» 4. Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика 5. Блинова И.В. Индивидуально- образовательный маршрут младшего школьника. 6. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников.
В раздел начальное образование