Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Социальное проектирование как метод социализации школьников"

статья

Автор: Фролова Елена Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 59" г. Курска, город Курск



В раздел начальное образование




Социальное

проектирование

как метод

социализации

школьников
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 59» Фроловой Елены Юрьевны
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления его силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; УУД, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе. Социальный проект для меня как учителя – это форма самораскрытия ребёнка, позволяющая выявить индивидуальность каждого участника (сферу его интересов и способностей). Уже с 1 класса мы вместе с детьми формулируем проблемы и с помощью социально-значимых проектов составляем программы конкретных, соответствующих возрасту разработчиков проекта, действий по решению данной проблемы. Проект «Покормите птиц зимой!»
Цель
: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
 Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.  Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по охране окружающей среды.  Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
Этапы

Деятельность

педагога

Деятельность

детей и родителей

Продукт деятельности

1

этап

.

Выявление

проблемы

(1

неделя

)
На уроке окружающего мира ученики в беседе с учителем выявляются причины гибели птиц зимой, рассматривают ся ситуации, к которым может привести это. Учитель предлагает принять участие в проекте «Помоги птицам перезимовать». Входят в проблему. Ищут ответ на вопрос «Каковы причины гибели птиц зимой?» Осознают и личностно воспринимают проблему. Принимают задачи проекта.
2

этап

.

Организаци

я работы

над

проектом

(2

неделя

)
Подбирает и изучает литературу по проблеме. Составляет план реализации проекта. Составляет схемы взаимодействия участников проекта. Во внеурочное время учащиеся делятся результатами своей поисковой и практической деятельности. Посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр видеофильмов, беседы со взрослыми, интернет, экскурсионная деятельность. Пословицы и загадки о птицах. Классный час «Птицы нашего края» Конкурс рисунков и фотографий «Птицы зимой»

Этапы

Деятельность

педагога

Деятельность

детей и родителей

Продукт деятельности

3 этап.

Реализация

проекта.

(

ноябрь

)
Изготовление кормушек из подручных материалов на уроках технологии. Подведение итогов поисковой деятельности, подготовка праздника «Помоги птицам перезимовать!» Изготовление кормушек в домашних условиях, размещение их на деревьях, кормление птиц Кормушки для птиц.
4

этап

.
Презентация полученных знаний; праздник «Помоги птицам перезимовать!». Проект « Театр Здоровья»
Актуальность.
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. 
Цель проекта:
формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности. 
Задачи проекта:
 пропагандировать здоровый образ жизни;  использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;  способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью. Проект « Театр Здоровья»
Проект предполагает:
 1. Информационно-методическую работу со школьниками, выразившими желание принять участие в работе по данному проекту.  2. Создание учащимися театрального представления по проблеме формирования здорового образа жизни школьников, профилактике негативных привычек.  3. Проведение просветительской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы понимания ценности здорового образа жизни.  4. Развитие творческой деятельности школьников.
Проект «Ветеран живет рядом »
Актуальность.
Актуальной является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Вов. 
Цель проекта:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну; 
Задача проекта:
Организация социально- значимой общественной деятельности школьников. Проект «Ветеран живет рядом »
Проект

предполагал:
Проведение интервью с тружеником тыла, поздравление ветеранов. Реализация программы позволила придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.
Проект «ЮНОСТЬ,

ОПАЛЕННАЯВОЙНОЙ»

выполнил ученик 3 класса В Буднов Вадим
 Для всех нас мир – одно из главных слов на свете, и очень нужен нашей планете, поэтому нужно задуматься, как сберечь душу, жизнь нашего подрастающего поколения, а вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее. В проекте отражена история семьи, затронута проблема смысла человеческой жизни и ответственности человека за прошлое, настоящее и будущее.
Проект «Я в городе, город во мне»  В этом году нашему городу исполняется 981 год. Курск – один из древнейших русских городов. Данный проект позволил расширить историко- географическое представление о родном городе, Дал возможность почувствовать причастность к жизни и перспективам своего населенного пункта. Обучающиеся узнали историю возникновения и развития Курска, особенности природы, современное экономическое и экологическое состояние, а также составили прогноз- пожелание «Мне здесь жить»
Проект «Улица моего города.

Память с фронта»
Какие бы красивые слова не говорились о важности Победы, героизме солдат и жизни ветеранов, обучающиеся все чаще остаются сторонними наблюдателями происходящего, не пропускают эту информацию через свое сердце и душу. Решением проблемы стало вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию социального проекта, в ходе которого они не только познакомились с историей родного города, но и очень серьезно задумались над вопросом: что может сделать каждый человек для того, чтобы всегда был мир на Земле. Проект « « Школа Школа добрых добрых дел дел » » 
Цели:
 - Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.  - Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, психического, социального).  - Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, его доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка. 
Задачи проекта:
 - учить понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека;  - развивать познавательную и практическую деятельность;  - воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Ожидаемые Ожидаемые результаты результаты проекта проекта , , его его социальная социальная и и воспитательная воспитательная значимость значимость   Развитие Развитие индивидуальных индивидуальных способностей способностей каждого каждого ребенка ребенка с с учетом учетом его его возможностей возможностей ; ; предоставление предоставление ему ему возможностей возможностей широкого широкого выбора выбора внеурочной внеурочной занятости занятости . .   Расширить Расширить знания знания детей детей о о роли роли растений растений в в природе природе и и жизни жизни человека человека . .   Вовлечение Вовлечение ребят ребят в в конкретную конкретную трудовую трудовую природоохранительную природоохранительную деятельность деятельность , , связанную связанную с с сохранением сохранением и и улучшением улучшением окружающей окружающей среды среды . .   Вовлечение Вовлечение родителей родителей в в совместную совместную деятельность деятельность , , направленную направленную на на создание создание общего общего культурно культурно - - нормативного нормативного пространства пространства , , в в котором котором нормы нормы семейного семейного и и школьного школьного воспитания воспитания постепенно постепенно сближаются сближаются , , перестраиваются перестраиваются , , в в результате результате чего чего преодолеваются преодолеваются противоречия противоречия между между семьей семьей и и школой школой . . 5 5 этап этап . . Итог Итог . . Акция Акция : : « « Цветок Цветок в в подарок подарок школе школе » » для для зеленого зеленого украшения украшения клумбы клумбы . . Социальные проекты формируют у ребят активную гражданскую позицию, дают возможность применять свои знания на практике, и в жизни не оставаться в стороне, быть уверенными в себе и в своих силах, в возможности помочь ближнему. А закончить я хочу словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского



В раздел начальное образование