Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Пётр Великий"

разработка урока

Автор: Пархоменко Елена Станиславовна, учитель начальных классов, МАОУ "Средняя школа №24", город Петропавловск-Камчатский



В раздел начальное образование




Урок окружающего мира (4 класс «Школа «России»)

Составила учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №24»

г. Петропавловска-Камчатского

Тема:
«Пётр Великий».
Цели:
1. Образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого; 2. Развивающая – продолжить развитие умений работать с источником информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения; 3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Формируемые УУД:

Познавательные
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные
формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные
устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование:
электронное приложение к учебнику, материал для работы групп, портреты Д.Донского, А.Невского, Ивана III, Петра Первого.
Ход урока:
I. Организационный момент - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Вы должны показать, чему научились за 4 года. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя, высказывать своё мнение и слушать чужое, помогать друг другу в сложных ситуациях. И снова урок истории – В минуты сжатые в века … О, сколько крови, слёз и горя Впитала книжная строка. II. Актуализация опорных знаний
- Какой раздел мы изучаем? (Страницы истории России) - Всё ли мы знаем по этой теме? Или есть ещё тайны? Кто согласен раскрыть эти тайны?
1. Блицопрос.
 В каком веке на Русь напали степные кочевники-монголы? (в XIII в.)  Назовите имя хана, возглавившего первый поход на Русь. (Батый)  Какой русский город оказался первым на пути монголов? (Рязань)  Почему монголам удалось завоевать русские земли? (Русь состояла из множества княжеств, княжества враждовали между собой, не было единого правителя)  Чем запомнился Иван Калита? (При нём центром Руси стала Москва)  А какой вклад внёс Дмитрий Донской? (Донской сумел нанести сокрушительный удар ордынцам в Куликовской битве, перестал платить дань, после этого началось освобождение русских земель)  При каком князе Русь полностью освободилась от Орды? (При Иване III)
2. Тест
- У вас на партах лежат тесты. Подпишите свою фамилию. Выполните.
1. Отметь неверное утверждение.
а) По велению царя Ивана Грозного была открыта типография в Москве. б) Мастера, создавшие первую печатную книгу, назывались первопечатниками. в) Первая типография находилась в Кремле.
2. Кто был помощником Ивана Фёдорова?
а) Пересвет б) Ослябля в) Пётр Мстиславец
3. Первой русской печатной книгой считается:
а) «Повесть временных лет» б) «Грамматика» в) «Апостол»
4. В каком веке появилась первая русская печатная книга
а) В XV веке б) В XVII веке в) В XVI веке г) В XVIII веке
5. Какие учебники были созданы в XVII веке?
а) «Букварь» Ивана Фёдорова б) «Букварь» Василия Бурцова в) «Букварь» Кариона Истомина г) «Грамматика» Мелетия Смотрицкого - А теперь проверьте. (На доске вывешиваю правильные ответы) 1) в 2) в
3) в 4) б 5) б, в, г. - Оцените свою работу. III. Самоопределение к деятельности Вешаю на доску портреты. - Назовите, вспомнив славных сынов земли русской. 1. Александр Невский. - Какая битва сделала его знаменитым? (1240 г. Ледовое побоище) 2. Дмитрий Донской (Куликовская битва. Против орды 1380 г) 3. Иван III. (Московский князь. При Иване III Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости. Возникло единое независимое Российское государство) - Что объединяет всех этих людей? (Русские князья, патриоты России) - Сегодня на уроке мы будем говорить ещё об одной исторической личности. Вешаю портрет. - Кто может узнать этого человека по изображению? (Пётр I) - Кем он был? (русским царём) - Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий». - Кто назовёт тему нашего урока? (Пётр Великий) Вешаю на доске название темы. - Чтобы вы хотели узнать о Петре Великом? (дети отвечают) На доске появляются цели: 1. Почему Пётр Первый получил прозвание «Великий»? 2. Хотелось бы узнать о детстве Петра 3. Чем прославился? 4. Каким правителем был Пётр Первый? 5. Что нового внёс Пётр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа? - В течение урока попытаемся ответить на эти вопросы, поэтому я их вешаю на доску. IV. Открытие нового знания - Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (в учебнике, в энциклопедии, в Интернете, расскажет учитель, родители) - Сейчас будете самостоятельно добывать новые знания. Работать будем в 4 группах. (Садятся группами)
- Вопрос для первой группы
-Кто такой Пётр Первый? (Из какой семьи, детство, характер, увлечения) Материал ищете в учебнике на с. 94 и в дополнительном материале, который я дам. Дополнительный материал для 1 группы: Пётр Первый Великий родился 9 июня 1672 года в Москве. Отец – царь Алексей Михайлович. Мать – Наталия Нарышкина. Царём Пётр стал в 10
лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственными делами управляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. Пётр был любознательным, одарённым и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. В ранней юности Пётр поражал красотой: был высок ростом, выделялся в любой толпе. Шагал громадными шагами так, что спутники еле поспевали за ним. Это была личность деятельная, энергичная. Он не знал усталости, всегда работал.
Рабочий день царя.
Петр Первый любил говорить: “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел. В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. “Делу время, потехе – час”, – напоминал Петр окружающим.
Вопрос для второй группы.
- Какие преобразования произошли в России при Петре Первом? ( в учебнике текст на с. 95-96) Дополнительный материал для второй группы: В 1697 году впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства в Западную Европу под именем Петра Михайлова. Он посетил Прибалтику, Голландию, Англию, Австрию. Завербовал на работу в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу. Сам работал плотником на верфи. Его интересовали европейские технические достижения того времени. После этой поездки Пётр начал свою преобразовательную деятельность. Сначала он изменил внешние признаки русского уклада жизни. Он велел
срезать вельможам бороды, носить европейские платья. Ввёл новый календарь, по которому с 1700 года мы празднуем 1 –го января Новый год и украшаем ёлки. Выпустил в России первую печатную газету, первый театр и библиотеку. Для всего этого ему нужны были специалисты. Он отправлял молодёжь учиться в Европу.
Задание для третьей группы.
Создание собственного морского флота. (учебник на с.97)
Вопрос для четвёртой группы.
Какой город на Неве построил Пётр Первый и зачем? ( учебник на с. 98) Дополнительный материал для четвёртой группы: Пётр вошёл в историю России многими славными делами. Это был царь- преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия ни силой, ни богатством не уступала ведущим державам мира. Для успешного развития большой торговли с зарубежными странами России был нужен выход в Балтийское и Чёрное моря. V. Первичное закрепление
1. Сообщения учащихся
(выступление групп). После выступления двух групп – физминутка. - Почему Петра Первого прозвали Великим? (Ответы детей) - Пётр Первый был предан России, верил в её огромные возможности, а поэтому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу. В 1721 г. Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Работая в парах, ученики обсуждают и выбирают верные ответы задания 2 на с. 32. Коллективная проверка.
3.

Работа с СД (
просмотр презентации)
4.

Мозговой штурм.
(если позволит время)
1. Какой титул получил Пётр Первый в истории России? (Великий) 2. Во сколько лет был провозглашён Пётр царём? (в 10 лет) 3. Чем отличался Пётр Первый от европейских государей своего времени? ( Он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела) 4. Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел всё постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле) 5. Что нового появилось в России при Петре I? (Новый календарь, первые газета, музей, библиотека). 6. Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы) 7. Когда был заложен город на Неве? (300 лет назад) 8. С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости) 9. Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов) VI. Подведение итогов урока Давайте вернёмся к началу урока. На какие вопросы мы теперь сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа? Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь в библиотеку. VII. Рефлексия - Дополните предложение: «Теперь я знаю, что …» - Оцените свою работу на уроке (сигналами и устно) VIII. Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 94-100 учебника. 2. Выполнить №6 на с.33-35 рабочей тетради.


В раздел начальное образование