"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"
обобщение опыта
Автор: Милитдинова Антонина Минзаировна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №7, Чайковский,Пермский край
В раздел начальное образование
Милитдинова Антонина Минзаировна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №7, г Чайковский, Пермский край
Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе.
Согласно
стандартам
нового
поколения,
одним
из
основных
результатов образования становится умение учиться. Из этого следует, что
основное
внимание
педагогов
уделяется
формированию
у
учащихся
универсальных учебных действий, которые носят метапредметный характер
и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.
В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения
вышла
на
первый
план
в
работе
учителей
начальной
школы.
Сформированный
навык
смыслового
чтения
является
фундаментом
всех
УУД и предметных действий.
Осознанное
чтение,
чтение
–
размышление
развивает
мышление
ребёнка. Сформировать у учащихся навык смыслового чтения помогают на
уроке приемы технологии критического мышления.
Со 2 класса стала использовать на уроках литературного чтения,
окружающего
мира,
русского
языка
некоторые
приемы
критического
мышления, которые соответствовали возрастным особенностям класса.
На уроке литературного чтения часто использую прием «Чтение с
остановками» В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о
чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока, заранее выделяю
в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих
остановок задаю вопросы, которые побуждают учащихся к критическому
мышлению (вопросы готовятся заранее). После чтения каждого фрагмента
ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета: «Что
заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?». Следующий используемый прием на уроках -«Знаю, « Хочу узнать», «Узнал».В тетрадях учащимися чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». При этом ребята должны самостоятельно попытаться вспомнить необходимые сведения. Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе.Затем стараюсь замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? И в конце урока, работая в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Хочу узнать Знаю Узнал 1.Существовал ли на Руси Илья Муромец? 2.Где он похоронен? 1 2.Защитник Руси. 3.Сражался с врага.Илья Муромец- богатырь русский ми 4.Победил Соловья- - разбойника Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома самостоятельно. Такая же таблица заполнялась и на уроке окружающего мира по теме: «Африка» Знаю Хочу узнать Узнал 1.Африка- большой материк и часть света. 2.Есть пустяня Сахара, река Нил 3.В Африке очень жарко. 4.Африканцы темнокожие негры. 5.Водятся слоны, носороги, бегемоты, зебры и страусы. 1.Какие страны входят в состав Африки? 2.Какие национальности живут в Африке? 3.Какие реки еще есть в Африке? 4.Что растет в Африке? 5.Какие еще животные обитают в Африке. 6.Откуда берут начало реки в Африке? Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.
Использование этого приема направлено на развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией и поиском дополнительной информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Обучаю учащихся умению работать с вопросами, используя прием « Тонких и Толстых вопросов». По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.В начале года дети учились задавать вопросы , записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые.Затем в конце учебного года учились записывать уже вопросы по тексту. Прием работы способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя различные кроссворды. Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов использую приём «ромашка вопросов». Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. Дети с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Организую индивидуальную, парную или групповую работу.. Очень интересный прием «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Применяю на уроках окружающего мира.Например при изучении новой темы : « Реки и озёра» подготовила следующие вопросы: 1.Верите ли, вы, что на Земле много рек? 2.Верите ли вы, что на карте реки обозначены зеленым цветом?
3.Верите ли вы, что водосборный бассейн реки включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и роднички? 4. Верите ли вы, что нельзя определить правый и левый берег реки? 5. Верите ли вы, что дождик может добавить воду в реку? 6. Верите ли вы, что ручеёк может быть сильным? 7. Верите ли вы, что реки текут с более низкой поверхности в более высокую и впадают в озера и моря? 8. Верите ли вы, что вода в море соленая, а в реке пресная? 9. Верите ли вы, что озера могут быть проточными и бессточными? 10.Верите ли вы, что Байкал самое глубокое озеро? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + - + - + - + - + - + - + + + + - + + + Учащиеся отмечают «+»- верю, и « - « не верю. Затем после изучения темы возвращаемся к таблице и учащиеся на основе полученной информации самостоятельно оценивают первичные ответы и при необходимости корректируют свои ответы «+» или «-«. На уроках окружающего мира при групповой работе, использую прием “Корзина идей” Ученики в «корзину» собирают все, что знают об изучаемой теме. Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Например, использовала при изучении новой темы: « Погода и климат». Две группы работали с понятием «климатом», а две другие группы с понятием «погода». Затем каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Затем происходит подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения учащихся. Обсуждают в группе, а что ещё было бы интересно узнать о погоде и климате.
Следующий прием, который использовала на уроках «Синквейн» Работа над созданием синквейна очень увлекательная и интересная, развивает образное мышление, обогащает словарный запас, подготавливает учащихся к краткому пересказу. Например: такой синквейн составляли на уроках русского языка при изучении словарных слов: Капуста. Вкусная, полезная. Вырастает, созревает, Богатый кладезь витаминов. Овощ Собака. Верная, смелая. Лает, кусает, охраняет. Самый лучший друг человека. Верность Медведь. Большой, бурый. Спит, рычит, бежит. Большой опасный хищник. Зверь. Рассказ Интересный, смешной Пишут, читают, рассказывают Небольшое произведение в прозе Текст Россия Огромная, любимая Славят, защищают, трудятся Россия - мать городов наших Родина Ранец Большой, жесткий Носят, кладут, берегут Заплечная школьная четырехугольная сумка Портфель На уроках литературного чтения использую прием составления синквейна, при составлении характеристик героев. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Маленький принц Заботливый, одинокий. Приручает, заботится, мечтает Зорко лишь одно сердце Друг Илья Муромец Сильный могучий Заботится, охраняет, защищает Жизнь дана на добрые дела Герой Дева Добрая, мудрая Учит, защищает, правит Жизнь дана на добрые дела Синквейны можно составлять в парной и в групповой работе, также по готовому синквейну можно составить краткий рассказ, можно корректировать готовые синквейны. Также на уроках можно, например, предложить определить первую строчку синквейна: ………. …………… ……………….
Маленькие, озорные. Играют, шалят, радуют. Цветы нашей жизни. Радость ( дети) Ясная, пасмурная Портится, меняется, прогнозируется Состояние природы в определенное время Природа (погода) Любимая, тяжелая Выполняется, Приносит людям радость и удовольствие Труд (работа) На уроках литературного чтения и окружающего мира учимся составлять кластер, это графический способ передачи полученной информации. На уроке литературного чтения был составлен следующий кластер по теме «Сказки». Сказки литературные народные Бытовые волшебные о животных волщебные Бытовые На уроке окружающего мира составляли кластер по теме « Евразия» Евразия Европа Азия
Германия
Украина
Великобритания
Франция
Китай
Монголия
Казахстан
В результате работы большинство ребят научились работать в группах. Умению составлять и задавать «умные вопросы», анализировать полученную информацию и обрабатывать ее. Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои второклассники, подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам, стали победителями в региональном конкурсе учебное - исследовательских работ учащихся 1-6 классов полагаю, мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного чтения, используя на уроках приемы критического мышления, учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, творческих проекта
заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?». Следующий используемый прием на уроках -«Знаю, « Хочу узнать», «Узнал».В тетрадях учащимися чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». При этом ребята должны самостоятельно попытаться вспомнить необходимые сведения. Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе.Затем стараюсь замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? И в конце урока, работая в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Хочу узнать Знаю Узнал 1.Существовал ли на Руси Илья Муромец? 2.Где он похоронен? 1 2.Защитник Руси. 3.Сражался с врага.Илья Муромец- богатырь русский ми 4.Победил Соловья- - разбойника Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома самостоятельно. Такая же таблица заполнялась и на уроке окружающего мира по теме: «Африка» Знаю Хочу узнать Узнал 1.Африка- большой материк и часть света. 2.Есть пустяня Сахара, река Нил 3.В Африке очень жарко. 4.Африканцы темнокожие негры. 5.Водятся слоны, носороги, бегемоты, зебры и страусы. 1.Какие страны входят в состав Африки? 2.Какие национальности живут в Африке? 3.Какие реки еще есть в Африке? 4.Что растет в Африке? 5.Какие еще животные обитают в Африке. 6.Откуда берут начало реки в Африке? Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.
Использование этого приема направлено на развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией и поиском дополнительной информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Обучаю учащихся умению работать с вопросами, используя прием « Тонких и Толстых вопросов». По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.В начале года дети учились задавать вопросы , записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые.Затем в конце учебного года учились записывать уже вопросы по тексту. Прием работы способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя различные кроссворды. Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов использую приём «ромашка вопросов». Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. Дети с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Организую индивидуальную, парную или групповую работу.. Очень интересный прием «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Применяю на уроках окружающего мира.Например при изучении новой темы : « Реки и озёра» подготовила следующие вопросы: 1.Верите ли, вы, что на Земле много рек? 2.Верите ли вы, что на карте реки обозначены зеленым цветом?
3.Верите ли вы, что водосборный бассейн реки включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и роднички? 4. Верите ли вы, что нельзя определить правый и левый берег реки? 5. Верите ли вы, что дождик может добавить воду в реку? 6. Верите ли вы, что ручеёк может быть сильным? 7. Верите ли вы, что реки текут с более низкой поверхности в более высокую и впадают в озера и моря? 8. Верите ли вы, что вода в море соленая, а в реке пресная? 9. Верите ли вы, что озера могут быть проточными и бессточными? 10.Верите ли вы, что Байкал самое глубокое озеро? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + - + - + - + - + - + - + + + + - + + + Учащиеся отмечают «+»- верю, и « - « не верю. Затем после изучения темы возвращаемся к таблице и учащиеся на основе полученной информации самостоятельно оценивают первичные ответы и при необходимости корректируют свои ответы «+» или «-«. На уроках окружающего мира при групповой работе, использую прием “Корзина идей” Ученики в «корзину» собирают все, что знают об изучаемой теме. Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Например, использовала при изучении новой темы: « Погода и климат». Две группы работали с понятием «климатом», а две другие группы с понятием «погода». Затем каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Затем происходит подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения учащихся. Обсуждают в группе, а что ещё было бы интересно узнать о погоде и климате.
Следующий прием, который использовала на уроках «Синквейн» Работа над созданием синквейна очень увлекательная и интересная, развивает образное мышление, обогащает словарный запас, подготавливает учащихся к краткому пересказу. Например: такой синквейн составляли на уроках русского языка при изучении словарных слов: Капуста. Вкусная, полезная. Вырастает, созревает, Богатый кладезь витаминов. Овощ Собака. Верная, смелая. Лает, кусает, охраняет. Самый лучший друг человека. Верность Медведь. Большой, бурый. Спит, рычит, бежит. Большой опасный хищник. Зверь. Рассказ Интересный, смешной Пишут, читают, рассказывают Небольшое произведение в прозе Текст Россия Огромная, любимая Славят, защищают, трудятся Россия - мать городов наших Родина Ранец Большой, жесткий Носят, кладут, берегут Заплечная школьная четырехугольная сумка Портфель На уроках литературного чтения использую прием составления синквейна, при составлении характеристик героев. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Маленький принц Заботливый, одинокий. Приручает, заботится, мечтает Зорко лишь одно сердце Друг Илья Муромец Сильный могучий Заботится, охраняет, защищает Жизнь дана на добрые дела Герой Дева Добрая, мудрая Учит, защищает, правит Жизнь дана на добрые дела Синквейны можно составлять в парной и в групповой работе, также по готовому синквейну можно составить краткий рассказ, можно корректировать готовые синквейны. Также на уроках можно, например, предложить определить первую строчку синквейна: ………. …………… ……………….
Маленькие, озорные. Играют, шалят, радуют. Цветы нашей жизни. Радость ( дети) Ясная, пасмурная Портится, меняется, прогнозируется Состояние природы в определенное время Природа (погода) Любимая, тяжелая Выполняется, Приносит людям радость и удовольствие Труд (работа) На уроках литературного чтения и окружающего мира учимся составлять кластер, это графический способ передачи полученной информации. На уроке литературного чтения был составлен следующий кластер по теме «Сказки». Сказки литературные народные Бытовые волшебные о животных волщебные Бытовые На уроке окружающего мира составляли кластер по теме « Евразия» Евразия Европа Азия
Германия
Украина
Великобритания
Франция
Китай
Монголия
Казахстан
В результате работы большинство ребят научились работать в группах. Умению составлять и задавать «умные вопросы», анализировать полученную информацию и обрабатывать ее. Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои второклассники, подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам, стали победителями в региональном конкурсе учебное - исследовательских работ учащихся 1-6 классов полагаю, мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного чтения, используя на уроках приемы критического мышления, учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, творческих проекта
В раздел начальное образование