"Методика обучения сочинению младших школьников"
статья
Автор: Ласкова Ольга Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей № 4, г. Королев, Московская область
В раздел начальное образование
Методика обучения сочинению младших школьников
Л
АСКОВА
О
ЛЬГА
В
ИКТОРОВНА
,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
,
МБОУ
«Л
ИЦЕЙ
№4»,
Г
.
К
ОРОЛЕВ
,
МКР
.
Ю
БИЛЕЙНЫЙ
,
М
ОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося. Работа над сочинением делится на три этапа. Первый этап. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках. Происходит накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы. Накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. На уроке перед работой над сочинением необходимо восстановить в памяти учащихся накопленный материал, создать у них настроение серьезной длительной работы, вызвать интерес, восстановить мотивы желание написать или рассказать. Второй этап работы – это отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия. Тема определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения. Залогом успеха детских сочинений
является ясная, «узкая», конкретная тема. Она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его. Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы — неумение найти ее границы: тема оказывается неточно понятой. Дети пишут обо всем, что, по их мнению, связывается с темой. После обозначения темы начинается составление плана. План — необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений. В I классе Роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III и IV классах — в основном самостоятельно. Полезным приемом обучения плану является выяснение, о чем нужно сказать раньше, о чем — дальше, о чем — потом, чем нужно закончить свой рассказ. Третий этап работы – написание сочинения. После составления плана совершается подготовка текста: запись слов, составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов текста в связи с каждым пунктом плана, орфографическая подготовка к написанию трудных слов, затем — основная часть урока, наиболее продолжительная и важная: письмо сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи, самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок. В начальных классах дети, как правило, не переписывают сочинения начисто, а все исправления делают аккуратно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к снижению оценки за сочинение (за хорошее исправление — удачную замену слова, улучшение построения предложения и т. п.—следует поощрять учащихся). Дети сдают сочинения учителю на
проверку, и проверка не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику и синтаксис своего сочинения. По проверенным сочинениям обязательно проводится итоговое занятие: проводится индивидуальный разбор недостатков и достоинств, анализ лучших сочинений и работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими и недочетами содержания). Обобщающая роль урока сочинения повышается по мере овладения умениями в области связной речи. Для сочинения в I классе отводится обычно до одного урока, во II классе — обычно один урок и, в случае необходимости, 15—20 минут второго урока, в III классе — один-полтора урока, а в отдельных случаях — до двух уроков. Пример методической разработки к уроку обучения сочинения. а) Начало работы: сообщение и обсуждение темы и цели сочинения. (2 мин.) б) Беседа с целью вызвать активность детей, восстановить в памяти факты и их последовательность (5 мин.) в) Запись слов на доске (4—5 слов могут быть записаны заблаговременно). г) Составление отдельных предложений и фрагментов текста. (4 мин.) д) В слабом классе допускается устное составление всего текста, его рассказывание и обсуждение. Допускается запись коллективно составленного текста на доске, его совершенствование. Затем текст стирается. (8 мин.) е) Написание текста учащимися. Наблюдения и помощь учителя (20 мин.) ж) Проверка учащимися своих работ. Сбор тетрадей. Ответы учителя на вопросы учащихся, самоанализ.
Литература
1. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение) М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 124 с.
Л
АСКОВА
О
ЛЬГА
В
ИКТОРОВНА
,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
,
МБОУ
«Л
ИЦЕЙ
№4»,
Г
.
К
ОРОЛЕВ
,
МКР
.
Ю
БИЛЕЙНЫЙ
,
М
ОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося. Работа над сочинением делится на три этапа. Первый этап. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках. Происходит накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы. Накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. На уроке перед работой над сочинением необходимо восстановить в памяти учащихся накопленный материал, создать у них настроение серьезной длительной работы, вызвать интерес, восстановить мотивы желание написать или рассказать. Второй этап работы – это отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия. Тема определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения. Залогом успеха детских сочинений
является ясная, «узкая», конкретная тема. Она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его. Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы — неумение найти ее границы: тема оказывается неточно понятой. Дети пишут обо всем, что, по их мнению, связывается с темой. После обозначения темы начинается составление плана. План — необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений. В I классе Роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III и IV классах — в основном самостоятельно. Полезным приемом обучения плану является выяснение, о чем нужно сказать раньше, о чем — дальше, о чем — потом, чем нужно закончить свой рассказ. Третий этап работы – написание сочинения. После составления плана совершается подготовка текста: запись слов, составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов текста в связи с каждым пунктом плана, орфографическая подготовка к написанию трудных слов, затем — основная часть урока, наиболее продолжительная и важная: письмо сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи, самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок. В начальных классах дети, как правило, не переписывают сочинения начисто, а все исправления делают аккуратно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к снижению оценки за сочинение (за хорошее исправление — удачную замену слова, улучшение построения предложения и т. п.—следует поощрять учащихся). Дети сдают сочинения учителю на
проверку, и проверка не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику и синтаксис своего сочинения. По проверенным сочинениям обязательно проводится итоговое занятие: проводится индивидуальный разбор недостатков и достоинств, анализ лучших сочинений и работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими и недочетами содержания). Обобщающая роль урока сочинения повышается по мере овладения умениями в области связной речи. Для сочинения в I классе отводится обычно до одного урока, во II классе — обычно один урок и, в случае необходимости, 15—20 минут второго урока, в III классе — один-полтора урока, а в отдельных случаях — до двух уроков. Пример методической разработки к уроку обучения сочинения. а) Начало работы: сообщение и обсуждение темы и цели сочинения. (2 мин.) б) Беседа с целью вызвать активность детей, восстановить в памяти факты и их последовательность (5 мин.) в) Запись слов на доске (4—5 слов могут быть записаны заблаговременно). г) Составление отдельных предложений и фрагментов текста. (4 мин.) д) В слабом классе допускается устное составление всего текста, его рассказывание и обсуждение. Допускается запись коллективно составленного текста на доске, его совершенствование. Затем текст стирается. (8 мин.) е) Написание текста учащимися. Наблюдения и помощь учителя (20 мин.) ж) Проверка учащимися своих работ. Сбор тетрадей. Ответы учителя на вопросы учащихся, самоанализ.
Литература
1. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение) М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 124 с.
В раздел начальное образование