"Связь слов-названий и слов-признаков"
разработка урока русского языка во 2 классе
Автор: Очерет Лариса Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24", г.Балашиха Московская обл.
В раздел начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Г.о.Балашиха
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
на тему:
«Связь слов-названий и слов-признаков».
Подготовила: учитель 1 категории Очерет Лариса Анатольевна 2015 год
Тема:
«Связь слов-названий предметов и слов-названий признаков».
Цель:
Формирование понятия о согласовании имени существительного и имени прилагательного.
Задачи:
Обучающая: провести наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён существительных; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; закреплять знания изменения имён существительных по числам; Развивающая: совершенствовать орфографические и грамматические навыки письма; развивать мышление, память, мелкую моторику рук; развивать инициативность и самостоятельность; развивать речевую деятельность, обогащать словарный запас, способствовать развитию интереса к родному языку. Воспитательная: формирование умения сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову; воспитывать дисциплинированность, доброжелательность.
Оборудование:
иллюстрации с изображениями осеннего пейзажа, осенних листьев, представителей животного мира (белка, стриж); опорные схемы о имени существительном (что называет, на какие вопросы отвечает, изменяемые и неизменяемые признаки) и о имени прилагательном (что называет, на какие вопросы отвечает); набор слов-названий предметов и слов-названий признаков; картина «Согласование имени существительного и имени прилагательного», иллюстрация с изображением девушки-осени.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Скажем «Здравствуйте» руками, Скажем «Здравствуйте» глазами, Скажем «Здравствуйте» мы ртом, Станет радостно кругом. - С каким настроением пришли сегодня в школу? (Дети перечисляют признаки настроения)
-Что вы сейчас перечисляли? (Названия признаков)
2. Каллиграфическая строка.
Загадка
Тучи серые несу
Над землёю вязкой.
И рисую я в лесу
Золотою краской.
-Кто о себе так говорит? (Осень) Что называет слово «осень»? (Называет предмет) -Какая часть речи называет предмет? (Существительное) Запись в тетради правила в виде росчерка. -Какой предмет называет слово «осень»? (Неодушевлённый) Запись в тетради в виде росчерка. -В какой форме прозвучало слово? (В форме единственного числа, женского рода). Запись в тетради в виде росчерка.
3.Звуко-буквенный разбор слова «осень».
[ос'ин']-2 слога, 4 звука, 5 букв. [о]- гласный, ударный [с']-согласный, парный глухой, мягкий
[и]-гласный, безударный [н']-согласный, непарный звонкий, мягкий ос_н? – осенний – осень -Каким словом проверили орфограмму? (Именем прилагательным)
4.Значение имён прилагательных в речи.
-Для чего мы в речи используем имена прилагательные? (Чтобы сделать нашу речь красивой, понятной) А.С.Пушкин об осени говорил:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
(Рассматривание репродукции картины В.Левитана «Золотая осень») -Какие признаки характеризуют это время года? (Осень (какая?) – золотая, холодная, дождливая, красивая, унылая, лучезарная) Запись в тетради словосочетаний слов с объяснением орфограмм, выделение окончаний имён прилагательных. -Какую часть осени мы сейчас проживаем? (Октябрь) -В народе октябрь называют грязником. Почему? (Много дождей. Земля не успевает просыхать, поэтому образуется грязь). Про октябрь в народе ещё говорят так:
Плачет октябрь холодными слезами
. (Запись поговорки в тетрадь. Синтаксический разбор предложения.)
5.Физминутка.
Если услышите положительные качества человека – хлопайте в ладоши. Если услышите отрицательные качества – присядьте на корточки. (Весёлый, аккуратный, ленивый, доброжелательный, кое-как, жадный, грубый, неряшливый, вежливый, учение, старательный)
6. Наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён
существительных.
-Что с собой приносит осень? (Дожди, облака, тучи, туманы, ветер, листопад, молнии, стаи птиц) Дайте описания этим явлениям природы. (Предлагаются признаки:
густой,
яркий,
грозовой,
порывистый,
птичий, пушистый, проливной, пёстрый, перелётный
) (Учащиеся сталкиваются с трудностью назвать правильно словосочетания). -Данные названия признаков стоят в начальной форме, поэтому слова не связаны по смыслу. - Как установить связь между существительным и прилагательным?
7.
Послушайте
грамматическую
сказку
«Скромное
прилагательное»,
которая подскажет, как решить эту грамматическую задачу.
«От
рождения
у
Прилагательного
был
очень
покладистый
характер. Оно с удовольствием бы дружило с именем существительным,
да вот незадача: не было у прилагательного собственного числа и рода.
Обратилось Прилагательное за помощью к имени Существительному.
По душе пришлась просьба скромной просительницы. Одолжило имя
Существительное
свои
формы.
Так
и
живут
теперь
имя
Существительное и имя прилагательное в полном согласии».
-Кому подчиняется имя прилагательное?
-Какая из этих частей речи является главным словом, а какое зависимым? Запись в тетради словосочетаний: Проливной дождь, густой туман, пушистые облака, грозовые тучи, порывистый ветер, пёстрый листопад, птичья стая, яркая молния, перелётные птицы. (Определение форм имён существительных и прилагательных)
8. Закрепление изученного.
Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Всё, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний
…(урожай) Игра «Ниточка-иголочка» Учащимся раздаются заранее карточки с названиями признаков предметов в разных формах. Ученики с изображениями предметов выходят к доске, а другие учащиеся должны к ним присоединиться с соответствующим признаком к данному существительному. Загадки:
Он хотя и полосат,
Но однако ж не усат.
Хоть имеет хвостик свой,
Но короткий и сухой.
(Арбуз)
Весь Антошка-
Шапка, да ножка.
А дождик пойдёт-
Он подрастёт
.
(Гриб)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож
. (Груша)
Покуда было малым,
Не падало оно,
А выросло – упало.
Не правда ли, смешно?
(Яблоко)
Низок да колюч,
Сладок, не пахуч,
Ягоды сорвёшь —
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник)
Апельсина брат меньшой,
Потому, как небольшой.
(Мандарин)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а десять
. (Картофель)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица,
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка
. (Вишня)
Был ребёнок –
Не знал пелёнок.
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём.
(Капуста)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?
(Свекла)
Ягоды - не сладость,
Зато глазу радость.
И садам – украшенье,
А друзьям – угощенье.
(Рябина) Игра «Чудесный мешочек» Учащийся, нащупав в непрозрачном мешочке овощ (фрукт) называет признаки предмета, не называя сам предмет. Дети должны по названным признакам догадаться, о каком предмете идёт речь.
9.Итог урока.
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Главным словом в словосочетании является имя существительное. В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе, что и имя существительное. Имена прилагательные, как и имена существительные, бывают мужского, женского и среднего рода.)
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь – ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
«Связь слов-названий и слов-признаков».
Подготовила: учитель 1 категории Очерет Лариса Анатольевна 2015 год
Тема:
«Связь слов-названий предметов и слов-названий признаков».
Цель:
Формирование понятия о согласовании имени существительного и имени прилагательного.
Задачи:
Обучающая: провести наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён существительных; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; закреплять знания изменения имён существительных по числам; Развивающая: совершенствовать орфографические и грамматические навыки письма; развивать мышление, память, мелкую моторику рук; развивать инициативность и самостоятельность; развивать речевую деятельность, обогащать словарный запас, способствовать развитию интереса к родному языку. Воспитательная: формирование умения сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову; воспитывать дисциплинированность, доброжелательность.
Оборудование:
иллюстрации с изображениями осеннего пейзажа, осенних листьев, представителей животного мира (белка, стриж); опорные схемы о имени существительном (что называет, на какие вопросы отвечает, изменяемые и неизменяемые признаки) и о имени прилагательном (что называет, на какие вопросы отвечает); набор слов-названий предметов и слов-названий признаков; картина «Согласование имени существительного и имени прилагательного», иллюстрация с изображением девушки-осени.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Скажем «Здравствуйте» руками, Скажем «Здравствуйте» глазами, Скажем «Здравствуйте» мы ртом, Станет радостно кругом. - С каким настроением пришли сегодня в школу? (Дети перечисляют признаки настроения)
-Что вы сейчас перечисляли? (Названия признаков)
2. Каллиграфическая строка.
Загадка
Тучи серые несу
Над землёю вязкой.
И рисую я в лесу
Золотою краской.
-Кто о себе так говорит? (Осень) Что называет слово «осень»? (Называет предмет) -Какая часть речи называет предмет? (Существительное) Запись в тетради правила в виде росчерка. -Какой предмет называет слово «осень»? (Неодушевлённый) Запись в тетради в виде росчерка. -В какой форме прозвучало слово? (В форме единственного числа, женского рода). Запись в тетради в виде росчерка.
3.Звуко-буквенный разбор слова «осень».
[ос'ин']-2 слога, 4 звука, 5 букв. [о]- гласный, ударный [с']-согласный, парный глухой, мягкий
[и]-гласный, безударный [н']-согласный, непарный звонкий, мягкий ос_н? – осенний – осень -Каким словом проверили орфограмму? (Именем прилагательным)
4.Значение имён прилагательных в речи.
-Для чего мы в речи используем имена прилагательные? (Чтобы сделать нашу речь красивой, понятной) А.С.Пушкин об осени говорил:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
(Рассматривание репродукции картины В.Левитана «Золотая осень») -Какие признаки характеризуют это время года? (Осень (какая?) – золотая, холодная, дождливая, красивая, унылая, лучезарная) Запись в тетради словосочетаний слов с объяснением орфограмм, выделение окончаний имён прилагательных. -Какую часть осени мы сейчас проживаем? (Октябрь) -В народе октябрь называют грязником. Почему? (Много дождей. Земля не успевает просыхать, поэтому образуется грязь). Про октябрь в народе ещё говорят так:
Плачет октябрь холодными слезами
. (Запись поговорки в тетрадь. Синтаксический разбор предложения.)
5.Физминутка.
Если услышите положительные качества человека – хлопайте в ладоши. Если услышите отрицательные качества – присядьте на корточки. (Весёлый, аккуратный, ленивый, доброжелательный, кое-как, жадный, грубый, неряшливый, вежливый, учение, старательный)
6. Наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён
существительных.
-Что с собой приносит осень? (Дожди, облака, тучи, туманы, ветер, листопад, молнии, стаи птиц) Дайте описания этим явлениям природы. (Предлагаются признаки:
густой,
яркий,
грозовой,
порывистый,
птичий, пушистый, проливной, пёстрый, перелётный
) (Учащиеся сталкиваются с трудностью назвать правильно словосочетания). -Данные названия признаков стоят в начальной форме, поэтому слова не связаны по смыслу. - Как установить связь между существительным и прилагательным?
7.
Послушайте
грамматическую
сказку
«Скромное
прилагательное»,
которая подскажет, как решить эту грамматическую задачу.
«От
рождения
у
Прилагательного
был
очень
покладистый
характер. Оно с удовольствием бы дружило с именем существительным,
да вот незадача: не было у прилагательного собственного числа и рода.
Обратилось Прилагательное за помощью к имени Существительному.
По душе пришлась просьба скромной просительницы. Одолжило имя
Существительное
свои
формы.
Так
и
живут
теперь
имя
Существительное и имя прилагательное в полном согласии».
-Кому подчиняется имя прилагательное?
-Какая из этих частей речи является главным словом, а какое зависимым? Запись в тетради словосочетаний: Проливной дождь, густой туман, пушистые облака, грозовые тучи, порывистый ветер, пёстрый листопад, птичья стая, яркая молния, перелётные птицы. (Определение форм имён существительных и прилагательных)
8. Закрепление изученного.
Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Всё, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний
…(урожай) Игра «Ниточка-иголочка» Учащимся раздаются заранее карточки с названиями признаков предметов в разных формах. Ученики с изображениями предметов выходят к доске, а другие учащиеся должны к ним присоединиться с соответствующим признаком к данному существительному. Загадки:
Он хотя и полосат,
Но однако ж не усат.
Хоть имеет хвостик свой,
Но короткий и сухой.
(Арбуз)
Весь Антошка-
Шапка, да ножка.
А дождик пойдёт-
Он подрастёт
.
(Гриб)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож
. (Груша)
Покуда было малым,
Не падало оно,
А выросло – упало.
Не правда ли, смешно?
(Яблоко)
Низок да колюч,
Сладок, не пахуч,
Ягоды сорвёшь —
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник)
Апельсина брат меньшой,
Потому, как небольшой.
(Мандарин)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а десять
. (Картофель)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица,
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка
. (Вишня)
Был ребёнок –
Не знал пелёнок.
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём.
(Капуста)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?
(Свекла)
Ягоды - не сладость,
Зато глазу радость.
И садам – украшенье,
А друзьям – угощенье.
(Рябина) Игра «Чудесный мешочек» Учащийся, нащупав в непрозрачном мешочке овощ (фрукт) называет признаки предмета, не называя сам предмет. Дети должны по названным признакам догадаться, о каком предмете идёт речь.
9.Итог урока.
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Главным словом в словосочетании является имя существительное. В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе, что и имя существительное. Имена прилагательные, как и имена существительные, бывают мужского, женского и среднего рода.)
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь – ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
В раздел начальное образование