Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Связь слов-названий и слов-признаков"

разработка урока русского языка во 2 классе

Автор: Очерет Лариса Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24", г.Балашиха Московская обл.



В раздел начальное образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24» Г.о.Балашиха Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему:
«Связь слов-названий и слов-признаков».
Подготовила: учитель 1 категории Очерет Лариса Анатольевна 2015 год

Тема:
«Связь слов-названий предметов и слов-названий признаков».
Цель:
Формирование понятия о согласовании имени существительного и имени прилагательного.
Задачи:
Обучающая: провести наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён существительных; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; закреплять знания изменения имён существительных по числам; Развивающая: совершенствовать орфографические и грамматические навыки письма; развивать мышление, память, мелкую моторику рук; развивать инициативность и самостоятельность; развивать речевую деятельность, обогащать словарный запас, способствовать развитию интереса к родному языку. Воспитательная: формирование умения сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову; воспитывать дисциплинированность, доброжелательность.
Оборудование:
иллюстрации с изображениями осеннего пейзажа, осенних листьев, представителей животного мира (белка, стриж); опорные схемы о имени существительном (что называет, на какие вопросы отвечает, изменяемые и неизменяемые признаки) и о имени прилагательном (что называет, на какие вопросы отвечает); набор слов-названий предметов и слов-названий признаков; картина «Согласование имени существительного и имени прилагательного», иллюстрация с изображением девушки-осени.
Ход урока:

1.Организационный момент.
Скажем «Здравствуйте» руками, Скажем «Здравствуйте» глазами, Скажем «Здравствуйте» мы ртом, Станет радостно кругом. - С каким настроением пришли сегодня в школу? (Дети перечисляют признаки настроения)
-Что вы сейчас перечисляли? (Названия признаков)
2. Каллиграфическая строка.
Загадка
Тучи серые несу

Над землёю вязкой.

И рисую я в лесу

Золотою краской.
-Кто о себе так говорит? (Осень) Что называет слово «осень»? (Называет предмет) -Какая часть речи называет предмет? (Существительное) Запись в тетради правила в виде росчерка. -Какой предмет называет слово «осень»? (Неодушевлённый) Запись в тетради в виде росчерка. -В какой форме прозвучало слово? (В форме единственного числа, женского рода). Запись в тетради в виде росчерка.
3.Звуко-буквенный разбор слова «осень».
[ос'ин']-2 слога, 4 звука, 5 букв. [о]- гласный, ударный [с']-согласный, парный глухой, мягкий
[и]-гласный, безударный [н']-согласный, непарный звонкий, мягкий ос_н? – осенний – осень -Каким словом проверили орфограмму? (Именем прилагательным)
4.Значение имён прилагательных в речи.
-Для чего мы в речи используем имена прилагательные? (Чтобы сделать нашу речь красивой, понятной) А.С.Пушкин об осени говорил:
«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».
(Рассматривание репродукции картины В.Левитана «Золотая осень») -Какие признаки характеризуют это время года? (Осень (какая?) – золотая, холодная, дождливая, красивая, унылая, лучезарная) Запись в тетради словосочетаний слов с объяснением орфограмм, выделение окончаний имён прилагательных. -Какую часть осени мы сейчас проживаем? (Октябрь) -В народе октябрь называют грязником. Почему? (Много дождей. Земля не успевает просыхать, поэтому образуется грязь). Про октябрь в народе ещё говорят так:
Плачет октябрь холодными слезами
. (Запись поговорки в тетрадь. Синтаксический разбор предложения.)

5.Физминутка.
Если услышите положительные качества человека – хлопайте в ладоши. Если услышите отрицательные качества – присядьте на корточки. (Весёлый, аккуратный, ленивый, доброжелательный, кое-как, жадный, грубый, неряшливый, вежливый, учение, старательный)
6. Наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён

существительных.
-Что с собой приносит осень? (Дожди, облака, тучи, туманы, ветер, листопад, молнии, стаи птиц) Дайте описания этим явлениям природы. (Предлагаются признаки:
густой,

яркий,

грозовой,

порывистый,

птичий, пушистый, проливной, пёстрый, перелётный
) (Учащиеся сталкиваются с трудностью назвать правильно словосочетания). -Данные названия признаков стоят в начальной форме, поэтому слова не связаны по смыслу. - Как установить связь между существительным и прилагательным?
7.

Послушайте

грамматическую

сказку

«Скромное

прилагательное»,
которая подскажет, как решить эту грамматическую задачу.
«От

рождения

у

Прилагательного

был

очень

покладистый

характер. Оно с удовольствием бы дружило с именем существительным,

да вот незадача: не было у прилагательного собственного числа и рода.

Обратилось Прилагательное за помощью к имени Существительному.

По душе пришлась просьба скромной просительницы. Одолжило имя

Существительное

свои

формы.

Так

и

живут

теперь

имя

Существительное и имя прилагательное в полном согласии».
-Кому подчиняется имя прилагательное?
-Какая из этих частей речи является главным словом, а какое зависимым? Запись в тетради словосочетаний: Проливной дождь, густой туман, пушистые облака, грозовые тучи, порывистый ветер, пёстрый листопад, птичья стая, яркая молния, перелётные птицы. (Определение форм имён существительных и прилагательных)
8. Закрепление изученного.

Что весною мы сажали,

Потом летом поливали.

Всё, что осенью на грядках

Поспевает: вкусно, сладко!

Не зевай и собирай

Наш осенний
…(урожай) Игра «Ниточка-иголочка» Учащимся раздаются заранее карточки с названиями признаков предметов в разных формах. Ученики с изображениями предметов выходят к доске, а другие учащиеся должны к ним присоединиться с соответствующим признаком к данному существительному. Загадки:
Он хотя и полосат,

Но однако ж не усат.

Хоть имеет хвостик свой,

Но короткий и сухой.
(Арбуз)
Весь Антошка-

Шапка, да ножка.

А дождик пойдёт-

Он подрастёт
.
(Гриб)
Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож
. (Груша)
Покуда было малым,

Не падало оно,

А выросло – упало.

Не правда ли, смешно?


(Яблоко)
Низок да колюч,

Сладок, не пахуч,

Ягоды сорвёшь —

Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник)
Апельсина брат меньшой,

Потому, как небольшой.


(Мандарин)
Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А копать под осень стали,

Не одну нашли, а десять
. (Картофель)
В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена.

(Тыква)
Длинноножка хвалится —

Я ли не красавица,

А сама-то — косточка

Да красненькая кофточка
. (Вишня)
Был ребёнок –

Не знал пелёнок.

Стал стариком –

Сто пелёнок на нём.
(Капуста)
Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я?
(Свекла)
Ягоды - не сладость,

Зато глазу радость.

И садам – украшенье,

А друзьям – угощенье.
(Рябина) Игра «Чудесный мешочек» Учащийся, нащупав в непрозрачном мешочке овощ (фрукт) называет признаки предмета, не называя сам предмет. Дети должны по названным признакам догадаться, о каком предмете идёт речь.
9.Итог урока.
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Главным словом в словосочетании является имя существительное. В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе, что и имя существительное. Имена прилагательные, как и имена существительные, бывают мужского, женского и среднего рода.)
Очень занимательное


Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь – ка себе это!

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

«Красивая», «любимая».

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-гательные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало.

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.


В раздел начальное образование