Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Нарушение чтения и письма у младших школьников"

статья

Автор: Кононова Мария Егоровна, учитель начальных классов, МБОУ "Саскылахская СОШ", Республика Саха (Я), Анабарский р-н, с.Саскылах



В раздел начальное образование




Кононова Мария Егоровна,
Учитель начальных классов МБОУ ССОШ, с.Саскылах Анабарский район, Республика Саха (Якутия) kononovame@mail.ru
Нарушение чтения и письма у младших школьников

Аннотация.
Статья посвящена вопросам нарушение письма и чтения у младших школьников.
Ключевые слова:
письмо, чтение, младший школьник Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения. Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников -и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; Писать все слова или предлоги со словами
слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие "нелепые" ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Мне хотелось бы именно на этом сконцентрировать ваше внимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50- го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет. Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д. В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы; 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; 4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; 5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя. Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо: 1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; 2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы; 3. воспроизвести с помощью движений руки букву. Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы может быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев. Преодоление трудностей при обучении письму и чтению в начальной школе может идти по следующим направлениям: • формирование правильного звукопроизношения;
• развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений; • активизация и обогащение словарного запаса; • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей; • формирование связной речи (подробный, выборочный и краткий пересказ), составление рассказа по серии картинок, по предложенному плану, по началу или концу текста; • совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, дермалексия, моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.); • развитие движений пальцев и кистей рук (массаж и самомассаж пальцев, игры с пальчиками, обводка контуров, штриховка, работа с ножницами, пластилином, мозаикой). Коррекция нарушений чтения и письма включает задания разных уровней Работа с буквами • Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально. • Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы. • Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов. • «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул. • Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе. • Обведение букв по трафарету. • Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции. Работа со слогами • Придумывание слов, содержащих заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова). • Составление слоговых схем.
• Составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»). • Составление слогов из букв разрезной азбуки. • Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог). • Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук. • Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающих гласным звуком. Работа со словами • Отгадывание ребусов. • Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово). • Деление слов на слоги с выделением ударного слога. • Подбор слов к звукослоговым схемам. • Подбор родственных слов к заданному слову. • Составление слова по начальным звукам других слов («мука, яблоко, чашка» - «мяч»); по последним звукам («рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» - «ананас»). • Составление цепочки слов, отличающихся одним звуком («зайка - майка - чайка - гайка - сайка - лайка - шайка»). • Чтение слов в обратном порядке («сон - нос»). • Составление из двух слов одного («пар и воз - паровоз»). • Подбор синонимов и антонимов к заданному слову. • «Чехарда» (чтение слов сложной слоговой структуры наоборот) • Поиск в тексте заданных слов. • Чтение только второй половины слов. • Чтение строчек наоборот по буквам. Работа со словосочетаниями • Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.
• Подбор существительных к прилагательным. • Работа с прилагательными, у которых пропущены окончания. • Сочетания существительных с глаголами: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?»- «Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть, сварить, вымыть» и т.д.); • подбор существительного к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»); подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала»). • Сочетание существительного с числительным. Работа с предложением • Составление предложений по схемам. • Выделение границ предложений в тексте. • Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». - «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»). • Составление предложений с заданным количеством слов. • Быстрое многократное произнесение предложений. • Чтение текста через слово. • Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв • Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Работа с текстом • Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками. • Составление двух текстов из набора предложений. • Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам. • Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения. • Сочинение сказок, рассказов.
Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.
Kononova Mariya,
a teacher of primary school at the municipal comprehensive school secondary school, Saskylakh, Republic of Sakha, Yakutiya
Disturb of reading and writing by pupils

Abstrac
t. The Article is devoted to the disturb of reading and writing by pupils.
Keywords:
reading, writing, pupils.


В раздел начальное образование