"Мотивация учения – основное условие успешного обучения"
статья
Автор: Карабаева Людмила Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия №1", город Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, Тюменская область
В раздел начальное образование
1
«Мотивация учения – основное
условие успешного обучения»
Выполнила:
учитель начальных классов
Карабаева Людмила Алексеевна
август, 2015 год
2 Мотивация. Психология определяет это понятие так. Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности. Мотивация. Педагогика трактует это понятие так. Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: познавательные; коммуникативные; эмоциональные; саморазвития; позиция школьника; достижения; внешние (поощрения, наказания). Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий; (Приложение 1) – анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения; (Приложение 2) - самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся. (Приложение 3) Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя: – учет возрастных особенностей школьников; – выбор действия в соответствии с возможностями ученика; – совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; – использование коллективных и групповых форм работы; – использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; – использование игровых технологий; – нестандартная форма проведения уроков; – создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; (Приложение 4) – создание ситуации успеха; – вера учителя в возможности ученика; – применение поощрения и порицания; – формирование адекватной самооценки у учащихся; – эмоциональная речь учителя. Скороходова Н.Ю. в книге “Психология ведения урока” пишет: “Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы
3 с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке”. Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся. Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию. В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями. Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы: работа с электронными учебниками; работа с демонстрационными материалами; компьютерные тесты; использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов. использование слайд – презентаций. Учитель ставит перед собой следующие цели: расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально. дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал. активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время. Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся. Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи. Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация. Активная мотивация предполагает, что - никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов; - никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.
4 Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов: интересоваться делами, учебой ребенка; помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал); чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше. По теме “Мотивация учения – основное условие успешного обучения” можно провести педагогический совет. Цель: обобщить и систематизировать теоретический материал по теме. познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения, используя практический опыт учителей. План проведения педсовета: Теоретический материал по теме педсовета. (Приложение 5) Итоги анкетирования учащихся. Итоги самоанализа и административного анализа уроков. Выступления учителей. План работы по созданию мотивационной сферы учащихся. Рекомендуемая литература для подготовки педагогического совета: Скороходова Н.Ю. “Психология ведения урока”. Шапарь В.Б. “Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов”.
Приложение 1
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Инструкция для учащихся В каждом из вопросов выбери один ответ. Вопросы: 1. Тебе нравится в школе или не очень? А) не очень Б) нравится В) не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? А) чаще хочется остаться дома Б) бывает по-разному В) иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? А) не знаю Б) остался бы дома В) пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? А) не нравится
5 Б) бывает по-разному В) нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? А) хотел бы Б) не хотел бы В) не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? А) не знаю Б) не хотел бы В) хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? А) часто Б) редко В) не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? А) точно не знаю Б) хотел бы В) не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? А) мало Б) много В) нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? А) нравятся Б) не очень В) не нравятся Обработка и интерпретация результатов В ходе обработки используется специальный ключ, представленный ниже в форме таблицы:
Уровни
№ вопросов
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Высокий Б В В А Б Б А Б Б А Средний А Б А Б В А Б А А Б Низкий В А Б В А В В В В В Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий уровень» - 0 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов. Уровни школьной мотивации учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам: 14 – 20 баллов – высокий уровень; 7 – 13 баллов – средний уровень; 1 – 6 баллов – низкий уровень.
Приложение 2
Диагностика структуры учебной мотивации школьника
6 Инструкция для учащихся Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл: 0 баллов – почти не имеет значения; 1 балл – частично значимо; 2 балла – заметно значимо; 3 балла – очень значимо. 1 Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравится учитель. 0 1 2 3 2 Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. 0 1 2 3 3 Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. 0 1 2 3 4 Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. 0 1 2 3 5 Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. 0 1 2 3 6 Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. 0 1 2 3 7 Если ты школьник, ты обязан учиться хорошо. 0 1 2 3 8 Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. 0 1 2 3 9 Я испытываю интерес только к отдельным предметам. 0 1 2 3 10 Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. 0 1 2 3 11 Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов о стороны родителей и учителей. 0 1 2 3 12 Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. 0 1 2 3 13 Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 0 1 2 3 14 Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. 0 1 2 3 15 На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 0 1 2 3 16 Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). 0 1 2 3 17 Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. 0 1 2 3 18 Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. 0 1 2 3 19 Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). 0 1 2 3 20 Учеба в моем возрасте – самое главное дело. 0 1 2 3 21 В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. 0 1 2 3 Ключ Мотивы Номера ответов
7 Познавательные 2 9 15 Коммуникативные 3 10 16 Эмоциональные 1 8 21 Саморазвития 6 13 19 Позиция школьника 7 14 20 Достижения 5 12 18 Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17
Приложение 3
Мотивация учения
Цель анализа: определить действия учителя по созданию мотивационной сферы
учащихся.
Установки и действия учителя
Параметр эффективности
потенциал
(самоанализ)
в %
анализ
посещенных
уроков
в %
Учет возрастных особенностей школьников Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели Использование коллективных и групповых форм работы Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Использование игровых технологий Нестандартная форма проведения уроков Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика Применение поощрения и порицания Формирование адекватной самооценки у учащихся Эмоциональная речь учителя
8
Приложение 4
Основные идеи педагогики сотрудничества
требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимися уровня сложности заданий; конкретная целенаправленность обучения; развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений; изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных форм и методов; опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей; комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку; обучение самоанализу и самооценке своей деятельности; систематическое развитие интеллекта учащихся с помощью современных методов интеллектуальной деятельности; организация деятельности учащихся на уроке в форме, соответствующей содержанию; использование активных форм обучения; коллективное воспитание; творческое самоуправление; сотрудничество учителей и родителей; личностный подход; творческий производительный труд.
«Мотивация учения – основное
условие успешного обучения»
Выполнила:
учитель начальных классов
Карабаева Людмила Алексеевна
август, 2015 год
2 Мотивация. Психология определяет это понятие так. Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности. Мотивация. Педагогика трактует это понятие так. Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: познавательные; коммуникативные; эмоциональные; саморазвития; позиция школьника; достижения; внешние (поощрения, наказания). Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий; (Приложение 1) – анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения; (Приложение 2) - самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся. (Приложение 3) Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя: – учет возрастных особенностей школьников; – выбор действия в соответствии с возможностями ученика; – совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; – использование коллективных и групповых форм работы; – использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; – использование игровых технологий; – нестандартная форма проведения уроков; – создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; (Приложение 4) – создание ситуации успеха; – вера учителя в возможности ученика; – применение поощрения и порицания; – формирование адекватной самооценки у учащихся; – эмоциональная речь учителя. Скороходова Н.Ю. в книге “Психология ведения урока” пишет: “Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы
3 с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке”. Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся. Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию. В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями. Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы: работа с электронными учебниками; работа с демонстрационными материалами; компьютерные тесты; использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов. использование слайд – презентаций. Учитель ставит перед собой следующие цели: расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально. дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал. активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время. Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся. Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи. Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация. Активная мотивация предполагает, что - никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов; - никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.
4 Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов: интересоваться делами, учебой ребенка; помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал); чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше. По теме “Мотивация учения – основное условие успешного обучения” можно провести педагогический совет. Цель: обобщить и систематизировать теоретический материал по теме. познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения, используя практический опыт учителей. План проведения педсовета: Теоретический материал по теме педсовета. (Приложение 5) Итоги анкетирования учащихся. Итоги самоанализа и административного анализа уроков. Выступления учителей. План работы по созданию мотивационной сферы учащихся. Рекомендуемая литература для подготовки педагогического совета: Скороходова Н.Ю. “Психология ведения урока”. Шапарь В.Б. “Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов”.
Приложение 1
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Инструкция для учащихся В каждом из вопросов выбери один ответ. Вопросы: 1. Тебе нравится в школе или не очень? А) не очень Б) нравится В) не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? А) чаще хочется остаться дома Б) бывает по-разному В) иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? А) не знаю Б) остался бы дома В) пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? А) не нравится
5 Б) бывает по-разному В) нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? А) хотел бы Б) не хотел бы В) не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? А) не знаю Б) не хотел бы В) хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? А) часто Б) редко В) не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? А) точно не знаю Б) хотел бы В) не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? А) мало Б) много В) нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? А) нравятся Б) не очень В) не нравятся Обработка и интерпретация результатов В ходе обработки используется специальный ключ, представленный ниже в форме таблицы:
Уровни
№ вопросов
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Высокий Б В В А Б Б А Б Б А Средний А Б А Б В А Б А А Б Низкий В А Б В А В В В В В Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий уровень» - 0 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов. Уровни школьной мотивации учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам: 14 – 20 баллов – высокий уровень; 7 – 13 баллов – средний уровень; 1 – 6 баллов – низкий уровень.
Приложение 2
Диагностика структуры учебной мотивации школьника
6 Инструкция для учащихся Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл: 0 баллов – почти не имеет значения; 1 балл – частично значимо; 2 балла – заметно значимо; 3 балла – очень значимо. 1 Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравится учитель. 0 1 2 3 2 Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. 0 1 2 3 3 Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. 0 1 2 3 4 Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. 0 1 2 3 5 Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. 0 1 2 3 6 Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. 0 1 2 3 7 Если ты школьник, ты обязан учиться хорошо. 0 1 2 3 8 Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. 0 1 2 3 9 Я испытываю интерес только к отдельным предметам. 0 1 2 3 10 Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. 0 1 2 3 11 Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов о стороны родителей и учителей. 0 1 2 3 12 Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. 0 1 2 3 13 Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 0 1 2 3 14 Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. 0 1 2 3 15 На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 0 1 2 3 16 Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). 0 1 2 3 17 Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. 0 1 2 3 18 Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. 0 1 2 3 19 Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). 0 1 2 3 20 Учеба в моем возрасте – самое главное дело. 0 1 2 3 21 В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. 0 1 2 3 Ключ Мотивы Номера ответов
7 Познавательные 2 9 15 Коммуникативные 3 10 16 Эмоциональные 1 8 21 Саморазвития 6 13 19 Позиция школьника 7 14 20 Достижения 5 12 18 Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17
Приложение 3
Мотивация учения
Цель анализа: определить действия учителя по созданию мотивационной сферы
учащихся.
Установки и действия учителя
Параметр эффективности
потенциал
(самоанализ)
в %
анализ
посещенных
уроков
в %
Учет возрастных особенностей школьников Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели Использование коллективных и групповых форм работы Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Использование игровых технологий Нестандартная форма проведения уроков Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика Применение поощрения и порицания Формирование адекватной самооценки у учащихся Эмоциональная речь учителя
8
Приложение 4
Основные идеи педагогики сотрудничества
требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимися уровня сложности заданий; конкретная целенаправленность обучения; развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений; изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных форм и методов; опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей; комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку; обучение самоанализу и самооценке своей деятельности; систематическое развитие интеллекта учащихся с помощью современных методов интеллектуальной деятельности; организация деятельности учащихся на уроке в форме, соответствующей содержанию; использование активных форм обучения; коллективное воспитание; творческое самоуправление; сотрудничество учителей и родителей; личностный подход; творческий производительный труд.
В раздел начальное образование

