"Инновационные методы обучения. Метод критического мышления"
научная статья
Автор: Подковырова Марина Григорьевна, учитель начальных классов, МОБУ "СОШ № 51", город Оренбург, Оренбургская обл.
В раздел начальное образование
1
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 г. Оренбурга
Научная статья на тему:
Инновационные методы обучения.
Метод критического мышления.
для 4 класса
уровень
базовый Автор: Подковырова Марина Григорьевна Учитель начальных классов I квалификационной категории Оренбург 2014 - 2015 учебный год
2 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 г. Оренбурга
Аннотация
на научную статью______Подковыровой Марины Григорьевны________ ( Фамилия, Имя, Отчество ) на тему: Инновационные методы обучения. Метод критического мышления. Научная статья для 4 класса изложена на 6 страницах. Для ее написания использовано 6 источников. Цель научной статьи – исследование метода критического мышления В теоретической части данной работы изложены теоретические основы критического мышления как инновационного метода. В практической части рассмотрен фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глагола» с использованием технологии РКМЧП. Научная статья для 4 класса рекомендуется учителям начальных классов, при подготовке к урокам русского языка по теме «Спряжение глагола». Исполнитель Учитель начальных классов М. Г. Подковырова
3
Введение
Время не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями нас уже не удивишь, они стали привычными и являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития. Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Критическое мышление как инновационный метод
Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение (далее РКМПЧ), которая как я думаю, помогает формировать УУД.
4 Я считаю, что особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.
Цель
данной
технологии -
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД. Технология РКМЧП решает следующие задачи: 1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. 2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность,
5 мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 3. Развитие аналитического, критического мышления. Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД: личностные действия; регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность), познавательные УУД, коммуникативные УУД. Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии. Первая стадия —
«вызова»,
во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах. Вторая стадия —
«осмысление»
— содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная. Третья стадия — стадия
«рефлексии»
— размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Практическое применение критического мышления
Предлагаю фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глагола» с использованием технологии РКМЧП.
Организация
работы
Ход урока
Стадия вызова
Вопрос классу. 1. Организационная часть урока. 2. Введение в тему. - Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Подумайте
6 Обсуждение в группах. и запишите это у себя в таблице. (Каждый вспоминает то, что он уже знает о глаголе.) - Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом все ваши идеи записывайте в таблицу в тетрадях. Обобщение
-
Давайте теперь вместе заполним таблицу на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными)
Стадия
осмысления
1. Изучение новой темы. - Теперь я попрошу вас выполнить упражнение самостоятельно. Задание на карточках, где предлагается изменить глаголы
плясать, идти
по лицам и числам. - Подчеркните те места, где вам было сложно выполнять задание. - Что мы делали? (изменяли глаголы по лицам и числам) - Где было трудно справиться с заданием? Почему? - Продолжите фразу: Изменение глаголов по лицам и числам называется ……. - Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос. - Что значит спрягать? Что изменяется у глагола при спряжении? - Посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах. Добавьте в свою таблицу, что нового вы узнали о глаголе. Далее дети выполняют упражнения предлагаемые учителем.
Стадия
рефлексии
Мозговая атака: Фронтально, устно. - На этом наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами упражнений.- Что нового о глаголе вы узнали сегодня? (Дополняется таблица на доске) - Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно писать окончания глаголов? - Какая работа тогда нам предстоит на следующем уроке? (Планируется работа на следующий урок: научиться определять спряжение глагола)
7
Заключение
Таким образом, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.
Список используемой литературы:
1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004. 2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. 3. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск. 4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с. 5. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» 6. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
Научная статья на тему:
Инновационные методы обучения.
Метод критического мышления.
для 4 класса
уровень
базовый Автор: Подковырова Марина Григорьевна Учитель начальных классов I квалификационной категории Оренбург 2014 - 2015 учебный год
2 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 г. Оренбурга
Аннотация
на научную статью______Подковыровой Марины Григорьевны________ ( Фамилия, Имя, Отчество ) на тему: Инновационные методы обучения. Метод критического мышления. Научная статья для 4 класса изложена на 6 страницах. Для ее написания использовано 6 источников. Цель научной статьи – исследование метода критического мышления В теоретической части данной работы изложены теоретические основы критического мышления как инновационного метода. В практической части рассмотрен фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глагола» с использованием технологии РКМЧП. Научная статья для 4 класса рекомендуется учителям начальных классов, при подготовке к урокам русского языка по теме «Спряжение глагола». Исполнитель Учитель начальных классов М. Г. Подковырова
3
Введение
Время не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями нас уже не удивишь, они стали привычными и являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития. Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Критическое мышление как инновационный метод
Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение (далее РКМПЧ), которая как я думаю, помогает формировать УУД.
4 Я считаю, что особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.
Цель
данной
технологии -
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД. Технология РКМЧП решает следующие задачи: 1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. 2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность,
5 мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 3. Развитие аналитического, критического мышления. Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД: личностные действия; регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность), познавательные УУД, коммуникативные УУД. Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии. Первая стадия —
«вызова»,
во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах. Вторая стадия —
«осмысление»
— содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная. Третья стадия — стадия
«рефлексии»
— размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Практическое применение критического мышления
Предлагаю фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глагола» с использованием технологии РКМЧП.
Организация
работы
Ход урока
Стадия вызова
Вопрос классу. 1. Организационная часть урока. 2. Введение в тему. - Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Подумайте
6 Обсуждение в группах. и запишите это у себя в таблице. (Каждый вспоминает то, что он уже знает о глаголе.) - Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом все ваши идеи записывайте в таблицу в тетрадях. Обобщение
-
Давайте теперь вместе заполним таблицу на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными)
Стадия
осмысления
1. Изучение новой темы. - Теперь я попрошу вас выполнить упражнение самостоятельно. Задание на карточках, где предлагается изменить глаголы
плясать, идти
по лицам и числам. - Подчеркните те места, где вам было сложно выполнять задание. - Что мы делали? (изменяли глаголы по лицам и числам) - Где было трудно справиться с заданием? Почему? - Продолжите фразу: Изменение глаголов по лицам и числам называется ……. - Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос. - Что значит спрягать? Что изменяется у глагола при спряжении? - Посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах. Добавьте в свою таблицу, что нового вы узнали о глаголе. Далее дети выполняют упражнения предлагаемые учителем.
Стадия
рефлексии
Мозговая атака: Фронтально, устно. - На этом наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами упражнений.- Что нового о глаголе вы узнали сегодня? (Дополняется таблица на доске) - Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно писать окончания глаголов? - Какая работа тогда нам предстоит на следующем уроке? (Планируется работа на следующий урок: научиться определять спряжение глагола)
7
Заключение
Таким образом, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.
Список используемой литературы:
1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004. 2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. 3. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск. 4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с. 5. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» 6. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
В раздел начальное образование