"Обследование устной и письменной речи школьника 1-4 кл."
Карта обследования
Автор: Двойнина Инна Александровна, логопед, МОБУ "Агалатовская СОШ", село Агалатово, Всеволожский район, Ленинградская область
В раздел начальное образование
РЕЧЕВАЯ КАРТА учащегося _________ класса
(200___/ 200___ учебный г.)
1. Фамилия, имя _______________________________________________ 2. Дата рождения __________________ Школа _____________________ Класс ______________________________________________________ 3. Адрес ______________________________________________________ ____________________________________________________________ Телефон ____________________________________________________ 4. Сведения о родителях: Мать _______________________________________________________ Отец _______________________________________________________ 5. Дата зачисления ______________________________________________ 4. Успеваемость (к моменту обследования): по русскому языку ____________________________________________ математике __________________________________________________ чтению _____________________________________________________ 5. Жалобы учителей и родителей __________________________________ _____________________________________________________________ 6. Анамнез: От какой беременности ребенок _________________________________ _____________________________________________________________ Характер беременности ________________________________________ _____________________________________________________________ Роды (досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные, стимуляция) __________________________________________________ _____________________________________________________________ Когда ребенок закричал _________________________________________ Асфиксия (белая, синяя) ________________________________________ _____________________________________________________________
Вес при рождении_____________ рост ___________________________ Когда принесли кормить ________________________________________ Как взял грудь_________________________________________________ Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _______________________ На какой день выписан из роддома _______________________________ Раннее психомоторное развитие: Голову держит с _____________ Сидит ____________________________ Ходит _______________________________________________________ Гуление _______________ Лепет _________________________________ Первые слова _________________________________________________ _____________________________________________________________ Первые фразы ________________________________________________ _____________________________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие ________________________________ _____________________________________________________________ 7. Обращались ли раньше к специалистам за помощью ________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 8. Общее физическое развитие и перенесенные заболевания ____________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 9. Состояние общей моторики _____________________________________ _____________________________________________________________ 10. Состояние мелкой моторики ____________________________________ _____________________________________________________________ 11. Состояние артикуляционного аппарата:
□ губы: а) толстые, тонкие, короткие, расщелина ___________________________ б) подвижность ________________________________________________ в) переключаемость ____________________________________________ □ зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы _____________________________ _____________________________________________________________ □ твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое, нормальное ___________________________________________________ □ мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ □ прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой открытый, косой ______________________________________________ □ язык: а) массивный, маленький _______________________________________ б) подвижность: широкий ________________, узкий________________, укороченная уздечка ___________________________________________ вверх _____________________, вниз ____________________________, маятник _____________________________________________________, облизать верхнюю губу ________________________________________, облизать нижнюю губу _________________________________________ в) переключение: широкий-узкий _______________________________________________, вверх-вниз ___________________________________________________, оближи верхнюю/нижнюю губу _________________________________, пощелкай ____________________________________________________
г) удержание позы _____________________________________________ д) тремор ____________________________________________________ е) саливация __________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Общее звучание речи
□ выразительность (невыразительная, маловыразительная) ____________ _____________________________________________________________ □ голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком) _____________________________________________________________ □ дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное) ________________________ _____________________________________________________________ □ темп, ритм (замедленный, быстрый) ______________________________ □ дикция (четкая, смазанная) ______________________________________ _____________________________________________________________
Серия 1. Обследование звукопроизношения
□ свистящие (характер нарушения): с _________________________, сь ______________________________ з _________________________, зь _______________________________ ц _________________________ □ шипящие (характер нарушения): ш ________________________, щ ________________________________, ж _________________________, ч ________________________________ □ сонорные (характер нарушения): л _________________________, ль _______________________________, р _________________________, рь _______________________________, й ___________________________ □ другие звуки__________________________________________________
Серия 2. Обследование фонематического слуха
1. Исследование возможности воспроизведения слогов. □ са-ша-са _________________ □ за-за-жа-за_________________ ца-са-са _________________ □ ча-ча-ща-ча _______________ ба-па-па _________________ □ ка-га-га-ка ________________ тя-ча-тя _________________ □ па-пя-па-пя ________________ ра-ла-ра _________________ □ ря-ля-ря-ря ________________ 2. Исследование возможности воспроизведения слов. □ бочка — почка ________________________________________________ □ том — дом — ком _____________________________________________ □ день — тень __________________________________________________ □ кот — год — ход ______________________________________________ □ мишка — миска________________________________________________ 3. Исследование возможностей воспроизведения предложений. □ Мама расчесывает волосы перед зеркалом. _________________________ _____________________________________________________________ □ Регулировщик регулирует движение. _____________________________ _____________________________________________________________ □ Водопроводчик чинит водопровод. _______________________________ _____________________________________________________________ □ Чистильщик чистит обувь. ______________________________________ _____________________________________________________________ 4. Исследование фонематических представлений. Подбор слов на заданный звук: [а], [о], [у], [к], [с]. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
_____________________________________________________________ 5. Исследование возможности фонематического анализа. □ мак _________________ □ кит ____________________ □ утка _________________ □ кошка _________________
Серия 3. Слоговая структура
1. Исследование возможности называния картинок. □ дерево _____________________________________________________ □ аквариум ___________________________________________________ □ милиционер ________________________________________________ □ скатерть ____________________________________________________ □ мотоциклист ________________________________________________ 2. Исследование возможности воспроизведения слов. □ строительство _______________________________________________ □ серпантин __________________________________________________ □ часовщик ___________________________________________________ □ репетиция __________________________________________________ □ сквозняк ___________________________________________________ □ дерево _____________________________________________________ □ аквариум ___________________________________________________ □ милиционер ________________________________________________ □ мотоциклист ________________________________________________ □ скатерть ____________________________________________________ 3. Исследование возможности воспроизведения предложений. □ Мама рассказывает сыну сказку на ночь. __________________________________________________________________ _____________________________________________________________ □ Ежик спит под ворохом листвы. ________________________________ _____________________________________________________________ □ В аквариуме плавают рыбки. __________________________________ _____________________________________________________________
□ Мальчик поставил велосипед под деревом. ______________________ _____________________________________________________________ 4. Исследование навыка слогового анализа. 4.1. Деление слов на слоги: □ кит ________________________________________________________ □ вишня _____________________________________________________ □ виноград ___________________________________________________ □ смородина __________________________________________________ 4.2. Придумывание слов: □ из 1-го слога ________________________________________________ _____________________________________________________________ □ из 2-х слогов ________________________________________________ _____________________________________________________________ □ из 3-х слогов ________________________________________________ _____________________________________________________________
Серия 4. Исследование состояния словаря
1. Исследование состояния номинативного словаря. А. Предмет и его части: □ чайник _____________________________________________________ □ кукла ______________________________________________________ □ машина ____________________________________________________ □ стул _______________________________________________________ □ сапог ______________________________________________________ Б. Объяснение лексического значения слов: □ огород _____________________________________________________ □ подоконник _________________________________________________ □ клумба _____________________________________________________
□ поезд ______________________________________________________ В. Обобщающие понятия. Назвать одним словом: □ яблоко, груша, банан, слива ___________________________________ □ олень, волк, барсук, медведь __________________________________ □ береза, дуб, осина, ель ________________________________________ □ ручка, ластик, тетрадь, книга __________________________________ Назвать предметы, относящиеся к □ мебели _____________________________________________________ □ инструментам _______________________________________________ □ насекомым _________________________________________________ □ обуви ______________________________________________________ □ грибам _____________________________________________________ Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам 1 . □ увлекательное _______________________________________________ □ хорошее ____________________________________________________ □ морозный __________________________________________________ □ звонкая ____________________________________________________ □ холодное ___________________________________________________ 2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам). Кто как голос подает? □ собака ________________ □ утка _____________________ □ петух _________________ □ гусь _____________________ □ лошадь _______________ □ ворона __________________ □ кошка ________________ □ жук _____________________ Кто как передвигается? □ собака ________________ □ лошадь ___________________ □ ворона _______________ □ человек ________________ □ червяк _______________ □ бабочка ________________ 1 Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно.
□ рыба _________________ □ черепаха _______________ 3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам по 5—6 слов). □ осень (какая?)_______________________________________________ □ друзья (какие?) ______________________________________________ □ вечер (какой?) _______________________________________________ □ ведро (какое?) _______________________________________________ 4. Исследование антонимов. □ день, весна, мороз ___________________________________________ □ большой, низкий, широкий ____________________________________ □ сесть, говорить, ссориться ____________________________________ □ расстегивать, входить, наливать ________________________________ □ темно, далеко, быстро ________________________________________ 5. Исследование синонимов. □ летчик __________________ □ шофер _______________________ □ врач ____________________ □ печальный ____________________
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
1. Исследование навыков словообразования. А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: □ книга ________________ □ воробей _____________________ □ стул _________________ □ ковер _______________________ □ ведро ________________ □ хлеб ________________________ □ гриб _________________ □ топор _______________________ □ белка ________________ □ скамейка ____________________ Б. Образование названий детенышей:
□ у лисы _______________ □ у козы _______________________ □ у утки _______________ □ у собаки _____________________ □ у свиньи _____________ В. Образование глаголов префиксальным способом: лить _________________________________________________________ шел _________________________________________________________ Г. Образование относительных прилагательных: □ скамейка из дерева ___________________________________________ □ тетрадь из бумаги ____________________________________________ □ сумка из кожи _______________________________________________ □ кукла из резины ______________________________________________ □ шуба из меха ________________________________________________ □ сок из моркови ______________________________________________ Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье? голова чья?): □ у лисы _____________________________________________________ □ у лошади ___________________________________________________ □ у медведя ___________________________________________________ □ у льва ______________________________________________________ □ у овцы _____________________________________________________ □ у тигра _____________________________________________________ 2. Исследование навыков словоизменения. А. Образование существительных множественного числа: □ ухо __________________ □ утенок ______________________ □ стул __________________ □ ведро _________________________ □ книга __________________
Б. Предложно-падежные формы: В Куда идут девочки? Где лежит лекарство? Из Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство? На Где висит пальто? Где стоит торт? С Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт? За Куда прячутся ребята? Где сидит ученик? Из-за Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик? Под Где сидит ежик? Где находится крючок? Из-под Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок? Над Где летает змей? Где сияет радуга? Слева, рядом Где находится волк? Где сидит заяц? В. Падежные конструкции: Вин. пад. Кого ты видел в зоопарке? Род. пад. Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? Дат. пад. К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? Твор. пад. Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес? Пред. пад. На чем катаются дети? Г. Согласование прилагательных с существительными 2 . Прочитай словосочетания, допиши слова: □ портрет краси... _____________________________________________ □ стаканчик бумаж... ___________________________________________ □ улыбка приветли... ___________________________________________ □ дни тепл... __________________________________________________ □ окно гряз... _________________________________________________ Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5: Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся, 5 гусей. 2 Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно).
□ дом _______________________________________________________ □ окно _______________________________________________________ □ ведро ______________________________________________________ □ дерево _____________________________________________________ □ кукла ______________________________________________________ Пересказ прослушанного рассказа.
ГОРОШИНЫ
по И.Н. Садовниковой В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса
__________________________________________________________________
(200— / 200___учебный г.)
1. Подбери однокоренные слова. □ стол _______________________________________________________ □ сноп _______________________________________________________ □ гриб _______________________________________________________ □ лист _______________________________________________________ □ лес ________________________________________________________ □ винт _______________________________________________________ 2. Подбери слова-антонимы. □ Большой ___________________________________________________ □ Старый_____________________________________________________ □ Низкий _____________________________________________________ □ Сесть ______________________________________________________ □ Широкий ___________________________________________________ □ Говорить ___________________________________________________ □ Смелый ____________________________________________________ □ Ссориться __________________________________________________ □ Здоровый __________________________________________________ □ Далеко _____________________________________________________ □ Сильный ___________________________________________________ □ Быстро _____________________________________________________ 3. Запиши предложения, раскрывая скобки. □ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток.____________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ □ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. ________________________ _____________________________________________________________
_____________________________________________________________ □ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 4. Заполни таблицу. Именительный падеж, единственное число Именительный падеж, множественное число Родительный падеж, единственное число Родительный падеж, множественное число мост мосты моста мостов ухо утенок стул ведро книга палец дерево пень стена 5. Вставь нужные предлоги и приставки. □ Всадник ___ вязал лошадь ___ дерева и ___ скочил ___седло. □ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги. □ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам и оврагам. 6. Подбери к словам-признакам слова-предметы, из предложенных ниже вариантов: □ интересная _________________________________________________ □ полосатая __________________________________________________ □ увлекательное _______________________________________________
□
морозный __________________________________________________
□ вкусный ____________________________________________________ □ высокий ____________________________________________________
□
холодное ___________________________________________________ □ хорошее ____________________________________________________ □ звонкая ____________________________________________________ Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух. 7. Подбери слова-признаки к словам-предметам. □ осень (какая?) _______________________________________________ □ день (какой?) _______________________________________________ □ солнце (какое?) ______________________________________________ □ друзья (какие?) ______________________________________________ 8. Допиши окончания. Льнян___ полотенце Тепл___ дни Красив___ портрет Осенн___ погода Син___ тетрадь Последн___ страница Бумажн___ стаканчик Грязн___ окно Приветлив___ улыбка Морозн___ день
В раздел начальное образование