"Формирование основ читательской компетенции учащихся в условиях организации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО".
статья
Автор: Пеганова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 54, город Челябинск, Челябинская область
В раздел начальное образование
1
«Формирование основ читательской компетенции учащихся
в условиях организации системно-деятельностного подхода
в обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО».
1. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию
«научить учиться».
Центральное
место
в
перечне
ключевых
компетентностей,
обеспечивающих
компетенцию «научить учиться» занимает читательская компетентность.
Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через
чтение. Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компонентом
практически любого предмета.
Читательская компетенция определяется:
развитием
устойчивого
желания
читать
доступную
возрасту
литературу
(мотивационная сторона читательской деятельности) и умением самостоятельно
выбирать книги для чтения.
развитием и совершенствованием у детей навыка осмысленного, правильного,
беглого, выразительного чтения (техническая основа процесса чтения);
формированием способности к полноценному (адекватному и всестороннему)
восприятию текста (содержательная сторона чтения).
умение
вычитывать
информацию;
умение
размышлять
о
прочитанном
;
умение давать оценку прочитанному .
2 умение работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); Этапы формирования читательской компетенции: Аналитико - прогностический ( сентябрь) Основной (формирующий) ( октябрь – апрель.) Заключительный (аналитический) (май) 2.Аналитико - прогностический ( сентябрь ) На данном этапе считаю эффективным: Включение в план воспитательной работы разнообразных форм внеклассных занятий, работу с учреждениями культуры, в том числе с библиотекой, работу с родителями. Организацию работы по ведению читательского дневника. Ведение читательского дневника является мотивирующим фактором в развитие читательской деятельности, развивает рефлексивное мышление и помогает возродить традицию семейного чтения. Считаю обязательным ведение таких разделов - «Книги, которые я прочитал самостоятельно». Второй раздел – лесенка техники чтения. В третий раздел читательского дневника помещаем - «Творческие работы читателя» : творческие работы учащегося, рецензии на прочитанные произведения, кроссворды, викторины, рисунки , проекты, предусмотренные программой. Проведение проверки техники чтения и последующий анализ. Продуманная система диагностики принесёт положительные результаты. Такая работа позволяет мне проектировать оптимальные психолого-педагогических условий для индивидуальной работы. Основной этап (формирующий) На основном этапе проходит реализация рабочего программы по литературному чтению.
3 В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают педагогические технологии. В процессе глубокого изучения данной темы для меня на первое – главное место вышла технология продуктивного чтения. Данную технологию использую на каждом уроке. Опираюсь на эту технологию с первой и до последней минуты урока , так как она включает в себя: I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения Это позволяет мне сделать урок продуктивным, современным , соответствующим ФГОС и не сбиваться с пути формирования основ читательской компетенции. Применение технологии продуктивного чтения в урочной деятельности при работе с текстами показало положительную динамику в решении поставленной задачи. Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Данная технология наоборот даёт большие возможности для творчества, сотрудничества в обучении, использования ИКТ – технологий и различных форм работы с литературным произведением. При этом всегда помним про мотивацию и учитываем возрастные потребности юных читателей. Так например, учащимся 9-10 лет, характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим. Если эта технология вас заинтересовала, не составит труда найти методику использования данной технологии. Она проста, но надёжна. На заключительном этапе реализации поставленных задач провожу : Подведение итогов мониторинга «Участие детей в творческих проектах и конкурсах» с последующим награждением грамотами и подарками. Проверку техники чтения
4 А самая главная проверка проведения всей этой работы – это качество написания комплексной работы , которая проверяет и читательскую компетентность учащихся. 3. Низкое качество написания комплексных работ - вот, что побудило меня обратиться к глубокому изучению данной темы. Считаю, что использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира – оказывает положительное влияние на развитие читательской компетентности, а значит и на повышение качества написания учащимися комплексных работ.
2 умение работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); Этапы формирования читательской компетенции: Аналитико - прогностический ( сентябрь) Основной (формирующий) ( октябрь – апрель.) Заключительный (аналитический) (май) 2.Аналитико - прогностический ( сентябрь ) На данном этапе считаю эффективным: Включение в план воспитательной работы разнообразных форм внеклассных занятий, работу с учреждениями культуры, в том числе с библиотекой, работу с родителями. Организацию работы по ведению читательского дневника. Ведение читательского дневника является мотивирующим фактором в развитие читательской деятельности, развивает рефлексивное мышление и помогает возродить традицию семейного чтения. Считаю обязательным ведение таких разделов - «Книги, которые я прочитал самостоятельно». Второй раздел – лесенка техники чтения. В третий раздел читательского дневника помещаем - «Творческие работы читателя» : творческие работы учащегося, рецензии на прочитанные произведения, кроссворды, викторины, рисунки , проекты, предусмотренные программой. Проведение проверки техники чтения и последующий анализ. Продуманная система диагностики принесёт положительные результаты. Такая работа позволяет мне проектировать оптимальные психолого-педагогических условий для индивидуальной работы. Основной этап (формирующий) На основном этапе проходит реализация рабочего программы по литературному чтению.
3 В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают педагогические технологии. В процессе глубокого изучения данной темы для меня на первое – главное место вышла технология продуктивного чтения. Данную технологию использую на каждом уроке. Опираюсь на эту технологию с первой и до последней минуты урока , так как она включает в себя: I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения Это позволяет мне сделать урок продуктивным, современным , соответствующим ФГОС и не сбиваться с пути формирования основ читательской компетенции. Применение технологии продуктивного чтения в урочной деятельности при работе с текстами показало положительную динамику в решении поставленной задачи. Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Данная технология наоборот даёт большие возможности для творчества, сотрудничества в обучении, использования ИКТ – технологий и различных форм работы с литературным произведением. При этом всегда помним про мотивацию и учитываем возрастные потребности юных читателей. Так например, учащимся 9-10 лет, характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим. Если эта технология вас заинтересовала, не составит труда найти методику использования данной технологии. Она проста, но надёжна. На заключительном этапе реализации поставленных задач провожу : Подведение итогов мониторинга «Участие детей в творческих проектах и конкурсах» с последующим награждением грамотами и подарками. Проверку техники чтения
4 А самая главная проверка проведения всей этой работы – это качество написания комплексной работы , которая проверяет и читательскую компетентность учащихся. 3. Низкое качество написания комплексных работ - вот, что побудило меня обратиться к глубокому изучению данной темы. Считаю, что использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира – оказывает положительное влияние на развитие читательской компетентности, а значит и на повышение качества написания учащимися комплексных работ.
В раздел начальное образование