Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие критического мышления через чтение и письмо"

мастер - класс

Автор: Нейман Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №10", город Славгород, Алтайский край

Смотреть презентацию



В раздел начальное образование



1
МАСТЕР-КЛАСС

на тему: «Развитие критического мышления через

чтение и письмо»

Цель: создать условия для осмысления возможности использова-

ния технологии развития критического мышления (ТРКМ) в орга-

низации активной и эффективной деятельности в учебном про-

цессе.

Методические задачи:

- познакомить с технологией развития критического мышления

(ТРКМ)

-создать условия для приобретения практического опыта исполь-

зования некоторых приемов ТРКМ

Оборудование:

ноутбук,

мультимедийный

проектор,

экран,

слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power

Point.


- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Выступление хочу начать со слов Кудрявцева Д.
«Результат

обучения

оценивается

не

количеством

сообщенной

информации, а качеством усвоения и развития способностей к

обучению и самообразованию»
.
Слайд 1

2 Сегодня я проведу мастер – класс по теме
«Развитие критического

мышления через чтение и письмо».

Слайд 2
И хочу начать его, применив один из приемов данной техноло- гии.
Приём «Верите ли вы …» (один из приемов стадии вызова)
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что- нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе? - Верите ли вы, что можно детей научить учиться?( критически относились к вопросам)
Я себе задавала вопросы:
- А как научить учащихся самостоятельно находить знания? -Как научить отделять главное от существенного в тексте или в ре- чи и уметь акцентировать на первом? - Как развить такие базовые качества личности, как рефлексив- ность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоя- тельность? Более 10 лет назад, посетив семинар и познакомившись с техноло- гией
«Критического мышления через чтение и письмо»,
я нашла ответы на многие вопросы. Попытаюсь сегодня создать условия для обучения технологии развития критического мышления. ( прием) Простое словосочетание
критическое мышление.
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание –
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
(Запись слов на доске)
3 (Творчество, нестандартное мышление, любознательность, созна- тельность, умение самостоятельно думать, мыслить, новая точка зрения )
слайд 3

Критическое произошло от слова критика

Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска

недостатков.

С.И. Ожегов

Критическое мышление – это умение занять свою позицию по об-

суждаемому вопросу и умение обосновать её способность вы-

слушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проана-

лизировать их логику.

слайд 4 (представлено на слайде)
Технология развития критического мышления была разработана американскими педагогами и в 1997 году, при поддержке Между- народной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Технология пред- ставлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя –
в основном координирующая.

слайд 5

(читаю)
Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, изобрази- тельного искусства, во внеурочной деятельности. Технология критического мышления предлагает шесть типов взаи- мосвязанных уроков. Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо со- блюдать 3 стадии , каждый из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.
Слайд 6

4 - Итак, сейчас у нас подошла работа к
стадии вызова
–Она при- зывает вызвать интерес к изучаемой теме и замотивировать уча- щихся на изучение материала.
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова -

«создание мотива к обучению».

Приёмы стадии вызова

слайд 7

( представлены)
Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова - 2 стадия -
стадия осмысления
. Стадия содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Слайд 8
Приемы используемые на этой стадии:
слайд 9

( представлены

)

Инсерт
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а по- сле прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заго- ловками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Дневники и бортовые журналы
Графические формы организации материала могут стать веду- щим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обоб- щающее название различных приемов обучающего письма, со- гласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Таблицы
Существует множество способов графической организации ма- териала. Среди них самыми распространенными являются таб- лицы.
Чтение с остановками
Работа с художественными текстами. Особенности художе- ственных текстов и возможности работы с ними.
Дискуссии

5 Хочется показать один из приёмов: ваша цель определить, что это за прием. Закончилась осень. Дожди стали собирать в дорогу. - Скоро зима,- говорили они, - пора лететь вслед за птицами в тёп- лые края. - Зима? А что это такое? – спрашивал Дождёнок. - Не знаем. Говорят, это очень неприятная штука, - булькали в ответ молодые дождики и уплывали прочь. А те, кто постарше, недо- вольно хлюпали: - Ни один уважающий себя дождь, зимой жить не может, потому что холодно. Понятно? И вообще, не путайся тут под ногами. Дождёнок вздыхал и не задавал больше вопросов. Но всё равно думал: «Как же так? А люди? Разве можно им без нас? Кто теперь будет мыть улицы их городов?» Дожди собирались в тучи. Совсем как птицы в стаи. И улетали. Уле- тали бесконечными караванами. Вместе с ними летел и Дождёнок. Он тоже мечтал побывать в жарких странах. Но ещё больше ему хо- телось увидеть зиму. - О чём мечтал Дождёнок? - Почему Дождёнка интересовала зима? - Что привлекло моё внимание в тексте, что показалось необыч- ным? Запишите в таблицу. Какие приемы использованы? (дневник двойной записи, прогнози- рование, чтение с остановками т тд) Еще один из приёмов это
ИНСЕРТ
. ИНСЕРТ – приём маркировки текста, т.е. чтение текста с пометками.
Слайд 10
V - если это уже знали; + - если информация новая; - - если думали иначе и не согласны;
6 ? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.
Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как

этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно

читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путе-

шествие, а также развивать систематичность мышления и умения
выделять новое.
V

+



?
я это знал(а) новое для меня думал(а) иначе непонятно, нужно разобраться В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыс- лению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. А данный приём позволяет зрительно увидеть путь от старых знаний к но- вым знаниям. - А теперь, предлагаю вернуться к записи на доске и критически отнестись к тем ассоциациям, которые возникли вначале, когда вы услышали словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? - Что-то добавим? - А может быть, что- то и уберём? - Если сейчас данные понятия обведём в круг и соединим с дру- гими, то получится несложный по структуре кластер. (паучок)
кластер
Критическое мышление Осуществлять планомерный поиск ответов
слайд 11
Это ещё один из приёмов данной технологии, позволяющий си- стематизировать новые полученные знания.
7 - И теперь, мы плавно переходим в следующую стадию – стадию рефлексии.
Слайд 12
Приемы Синквейн, Эссе, Письменная форма.Портфолио - Учащиеся, когда знакомятся с этим приёмом, работают парами, подбирая лексику, затем начинают писать индивидуально. - Предлагаю вам творческое, и достаточно интересное задание – составить синквейн – стихотворение из 5 строк. Цели проведения синквейна
Слайд 13
Приведу пример детского синквейна вы видели на уроке, и види- те сейчас на слайде. Данный синквейн составлялся на уроке мате- матики в ходе изучения темы «Порядок выполнения действий.» 1 строка – Порядок (выполнения действий) 2 строка- Необходимый, правильный 3 строка – Надо знать, Надо уметь, Обязательно применять. 4 строка – Правильное решение выражения зависит от знания по- рядка выполнения действий. 5 строка – «Пятерка» - А я вам предлагаю составить синквейн, посвящённый форме нашего конкурсного испытания. Итак, тема «Семинар» - Напомню вам правила написания сенквейна
слайд 14
Проверка снквейнов, составленных учителями - А вот, то что получилось у меня Слайд 1 строка – мастер - класс 2строка – Востребованный, познавательный 3 строка – Учит, мотивируют, задаёт вопросы 4 строка- Мастер-класс не показывают, а проводят 5 строка – Мастерство
8 - По этому же алгоритму попробуйте составить синквейн на тему – критическое мышление. (Проверка написания синквейна про критическое мышление) Слайд 1 строка- Критическое мышление 2 строка- Нестандартное, творческое 3 строка – Развивает, учит, думать, учит размышлять 4 строка – учитель должен быть теми рельсами, по которым едут вагоны. 5 строка – Технология
слайд 15
- Итак, мы коротко прошли по этапам (фазам)урока – это фаза вы- зова, фаза осмысления или реализации - Благодарю за участие. Надеюсь кого-то заинтересовала техноло- гией КМ, т.к. применима на всех ступенях обучения и кроме того, рекомендована создателями. - Спасибо за внимание!


В раздел начальное образование