"Работа над культурой речи первоклассника"
isakowa.lubow@yandex.ru
Автор: Исакова Любовь Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ с. Царевщина Балтайского района Саратовской области, с. Царевщина Балтайского района Саратовской области
В раздел начальное образование
3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Царевщина
Балтайского муниципального района Саратовской области
Автор:
Исакова Любовь Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Царевщина, 1 квалификационная категория. Электронный адрес: isakowa.lubow@yandex
2014 год
3
Введение
Известно, что речь ребенка формируется в процессе общения, как усвоение норм языка. Взрослые должны активно приобщать ребенка к существующему в данном обществе языку, руководить его речевым развитием . Е.И.Тихеева называет родной язык наставником рода человеческого, великим педагогом . По ее мнению родное слово детей и окружающих их взрослых - это фон, на котором должно развертываться воспитание во всем его многообразии. К.Д.Ушинский, основоположник методики первоначального обучения детей родному языку говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития, сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребенка , тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать окружающую действительность полноценнее будут и взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Воспитать у детей точную, выразительную, чистую, правильную, уместную речь, выработать хорошую дикцию позволяет работа по культуре речи. Воспитание культуры речи - одна из важнейших задач развития речи в начальной школе , так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для его решения, а правильная речь - залог успешного освоения знаний учащимся. Как показывает многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы является разнообразные нарушения устной и письменной речи, несоответствие нормам литературного языка. Это нередко затрудняет овладение правильным чтением и грамотным письмом. Такие учащиеся являются неуспевающими или слабоуспевающими по усвоению программного материала. Актуальностью этой проблемы был обусловлен выбор данной темы работы и стремление помочь детям овладеть основными качествами речи, работать над развитием речи, с целью повышения речевой культуры учащихся.
3 Работа над культурой устной речи первоклассников . По нашим наблюдениям, большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают речью, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Работа над культурой устной речи предполагает, прежде всего проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правилами орфоэпии; обучение выразительному чтению; знакомство с выразительными средствами языка; построение предложений. Эта работа проводилась на уроках обучения грамоте, развития речи. Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений. Из приемов обучения наиболее эффективны: использование образца чтения и произношения; различные виды разборов – рассуждений. Например, обратите внимание, какая разница в произношении и написании этого слова: доброго - доброво , сегодня - севодня , что-то - што-то ; сколько звуков в этом слове? Как произносятся гласные под ударением? и так далее ). Усвоение учащимися культуры речи - процесс сложный и длительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь. Это положение получает подтверждение в психологических исследованиях. Кроме того, очень важно создать атмосферу благожелательного отношения к вопросам орфоэпии в классе. Эффективным средством является индивидуальная работа с учащимися на уроках и во внеурочной работе . В младших классах школы недостаточно отрабатывается синтаксис простого предложения, учащиеся плохо сознают принципы его построения. Для наиболее эффективной работы учителя над предложением, над синтаксической стороной речи важно учитывать трудности, которые возникают перед детьми, учитывать недочеты их речи. Речевые недочеты - это недочеты, являющиеся нарушением норм литературного языка в области употребления слов, их форм, в построении предложений и словосочетаний. Дети чаще всего пользуются простыми предложениями. К простым предложениям, по нашему мнению, относятся и характерные для речи учащихся длинные предложения, включающие в себя чуть ли не целый
3 рассказ: «Заяц убежал, дети расстроились, они не поймали зайца , а им очень хотелось его поймать». Здесь фактически четыре предложения, но ученик произносит их залпом, не останавливаясь, он не может остановиться, пока не скажет «все». «Набрали они много грибов, и вот мальчики еще не хотели уходить, и вдруг Петя увидел белочку, и они загляделись на нее и зашли потом в темный лес» (рассказ по картинке) В приведенном высказывании можно отметить частое употребление союза «и», с которого начинаются предложения, а также слов «вот», «вдруг», «потом» и другие. При тщательном наблюдении над интонацией таких предложений- рассказов можно установить, что они состоят из ряда следующих друг за другом, не спаянных между собой простых предложений и не являются сложносочиненными предложениями. Учащиеся, не имея навыка в правильном интонационном оформлении предложений, не чувствуют конца предложения, речь их льется сплошным потоком до тех пор, пока ученик не высказал в словах того, чего охватили его наблюдения, о чем он подумал, что вспомнил. Анализ простых предложений показывает, что в основном учащиеся употребляют двусоставные предложения, в которых имеются налицо или легко подразумеваются из контекста или обстановки оба организующих центра: подлежащее и сказуемое. Предложения состоят из 4 - 5 слов, обычно в них бывает одно подлежащее и одно сказуемое, при котором чаще всего имеются второстепенные члены предложения. Подлежащее чаще всего выражается именами существительными или личными местоимениями (особенно в высказываниях на свободную тему). Реже встречается подлежащее выраженное сочетанием с именем существительным в творительном падеже:
Петя с Мишей пошли в лес. Мы с девочкой шли собирать
ягоды и заблудились.
Иногда встречаются два однородных подлежащих, выраженных существительными, чаще всего именами собственными:
Юра и Лена пошли за грибами.
Сказуемое выражается почти всегда глаголом в изъявительном наклонении, в настоящем или будущем простом времени; будущее сложное встречается редко:
Маша подходит, а я стою плачу.
3 Несколько чаще можно наблюдать составное глагольное сказуемое:
Вот мама пожарила грибы, и все начали кушать, и Наденьке очень
понравились грибы
. Очень редко дети пользуются предложениями с составными именными сказуемыми:
Мой папа – инженер. Сестра была портнихой
. Иногда встречаются предложения с двумя однородными сказуемыми. Такие предложения выражают последовательность действия:
Они пошли и увидели зайца.
Подлежащее чаще всего стоит на первом месте, сказуемое на втором:
Дети пошли на лужок
.
И они попали под дождик.
Гром был и молния была. И они сделали себе шалаш и туда
залезли.
Учащиеся употребляют очень мало имен прилагательных в роли определений. Дополнения, как прямые, так и косвенные, учащиеся употребляют довольно часто:
Девочка и мальчик делают уроки. Врач прописал лекарство.
Речь учащихся 1 - 3 классов не очень богата обстоятельствами, хотя встречаются многие их виды, чаще всего - обстоятельства места и времени, выраженные именами существительными с предлогом или без него и наречием :
Вчера мы ходили в лес. Ребята домой вернулись поздно
. По характеру сообщения подавляющее большинство предложений в рассказах учащихся - повествовательные. В непринужденных разговорах на переменах и во внеурочное время дети довольно часто пользуются вопросительными и восклицательными предложениями. На уроках при пересказах, устных рассказах, чтении текстов предложения звучат довольно монотонно, интонация вопросительных и восклицательных предложений не отличается от интонации повествовательных предложений. Из односоставных предложений в речи детей есть номинативные предложения , особенно в начале рассказов , например:
Зима. Осень. Вечер
. Безличные предложения в речи детей обычно сообщаются о физическом или психологическом состоянии человека, например:
Им было страшно. Им было весело.
3 В речи учащихся встречаются сложносочиненные предложения как с союзами, так и (чаще) без союзов. В сложносочиненных предложениях учащиеся обычно употребляют соединительный союз « и» и противительный « а» . Приведем примеры :
Это увидела собачка Жучка, и она поспешила к Вове на помощь
-
в
предложении выражается одновременность действий;
Лодка качнулась, и Коля упал в воду
- в предложении выражается последовательность действий; Мальчик пошел зайца поймать, а он от него убежал
отношение
противопоставления.
Реже используется противительный союз но:
Мама ждала их с сестрой, но они не пришли
. Теперь обратим внимание на порядок слов в предложении. Неудачный порядок слов является источником стилистических ошибок, приводит к искажению мысли или к двусмысленности. Дети должны овладеть в первую очередь прямым порядком слов. Ошибки в порядке слов дети делают и при ответах на вопросы, и при пересказе прочитанного, и при решении задач , и при передаче своих впечатлений, то есть во всех случаях, когда они выражают свои мысли. Приведем несколько примеров с неправильным порядком слов при ответах на вопросы и в других видах высказываний:
Юра посадил в гнездо птенчика. На полке книжной чернила и
карандаши лежали.
Еще чаще нарушается порядок слов в монологических высказываниях учащихся. Даже при пересказе, очень близком к прочитанному тексту, как и при ответах на вопросы, встречаются довольно грубые ошибки в порядке слов:
На улице очень был сильный мороз
.
Снежинки с неба большими
хлопьями падали. И дети стали бабу лепить снежную.
Для связного рассказа учащихся наиболее характерно явление, которое можно назвать прерывистостью речи. Прерывистость в предложениях у младших школьников можно объяснить тем, что ученик затрудняется в подборе слов и в построении предложений. При пересказе многое зависит от материала статьи. Он должен быть доступен для учащихся , понятен словарь, хорошо усвоено содержание. Вот как пересказывает ученик 2 класса статью, содержание которой не понял:
Люди
...
Людям
...
Они хотели летать
...
и
...
и еще им
...
они хотели работать
быстро
.
И они хотели
...
ковер-самолет и сапоги-скороходы и о пиле
...
пиле-самопилке
.
Подобные же явления можно наблюдать и в сочинениях по картине. Здесь также многое зависит от того, понятен ли учащимся сюжет картины, насколько он интересен для учащихся данного возраста. Учащимся 1 - 3 классов больше доступны картины жанрового характера с ярко выраженной фабулой, понятные по сюжету и по композиции. Пейзаж меньше возбуждает
3 у детей творческое воображение. Большое количество синтаксических недочетов в высказываниях детей, конечно, свидетельствует о том, что ученики еще не владеют литературными формами речи. К сожалению, учителя, как показывают наблюдения, недостаточно внимания обращают на эту сторону речи, часто удовлетворяются тем, что учеником сказано в том или ином случае, не учитывая того, как об этом сказано. При слабом контроле учителя над устной речью учащихся эти недочеты переходят и в письменную речь. Анализ недочетов речи учащихся позволяет правильно построить систему работы над предложением. Охарактеризуем уровень речевой культуры первоклассников. Лексическая сторона речи . Характеризуя словарный запас учащихся 1 класса, следует отметить не только его ограниченность, но и недостаточную сформулированность понимания значений слов. Непонимание значений отдельных слов приводит к своеобразному их употреблению, к частым заменам одного названия другим. Для иллюстрации приведу несколько примеров ошибочного употребления слов:
На уроке труда мы резали (вырезали) треугольники.
Куда поставить (повесить) пальто
.
Ограниченность и неполноценность лексических средств наглядно проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Дети допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний. Дети говорят: «медведиха» вместо «медведица», «побежала» (кошка) вместо «убежала», «отрезал» (круг) вместо «вырезал» и так далее . Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей . Они с трудом изменяют и образовывают слова . Грамматическая сторона речи . Одним из существенных проявлений недостаточности грамматического оформления речи является низкий уровень овладения предложением . Учащиеся 1 класса как в устной, так и в письменной речи пользуются преимущественно простым предложением с небольшим распространением . При построении развернутых предложений, включающих более 5 слов, а также предложений сложных конструкций они допускают различные ошибки в согласовании, падежном и предложном управлении: «Мама кормит зерном петух и курица».
Катюша дает ежику молока на блюдце .
Несмотря на то, что грамматическая категория числа в основном усваивается легко, то эти дети часто затрудняются в определении множественного числа при изменении существительных среднего рода. Так они не могут найти нужных форм множественного числа для таких слов , как ведро, яблоко, дерево , окно и других . Они говорят «ведры» , «яблока» , «окны» . Ошибки, связанные с неправильным употреблением числа, проявляются в некоторых случаях и при согласовании, например существительного с
3 глаголом.
Сколько ребят поехала кататься на лыжах?
Два зайца бежит по полянке.
Особенно часто эти ошибки появляются тогда, когда сказуемое относится к подлежащему, выраженному двумя словами:
Девочка и малыш идет по лугу.
Юра и Люба играет в мяч.
В этих случаях многие дети формально ориентируются только на одно слово, стоящее перед глаголом. Отдельные ошибки в согласовании наблюдаются также при сочетании имени существительного с прилагательным или местоимением:
«Живую лещ», «Чья перо?».
Весьма затрудняет детей употребление числа существительных в зависимости от числительных:
«На ветке висит пять вишней», «пара варежков».
Можно сделать вывод, что нарушение устной речи учащихся проявляются негрубо. Но поскольку они распространяются на все стороны речи - звуковую и смысловую, то в целом создают серьезные препятствия в обучении детей письму и чтению. В письме таких детей имеется ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка. Довольно часто встречаются ошибки на употребление падежных окончаний. Например: «зайком», вместо «зайкой» , «курицам», вместо «курицей» и так далее . Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном является неверным , побуквенным, с частой заменой одного слова другим. Например, ученик 1 класса читает: «У Наинаы каот» вместо «У Нины кот». После каждого согласного звука в слоге слиянии он добавляет звук «а» . Наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и недостаточно полное понимание прочитанного. Поскольку для понимания содержания прочитанного нужны прежде всего определенный запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и предложениями , то у детей с недоразвитием речи отсутствуют предпосылки для формирования правильного понимания прочитанного. Итак, учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков детей поможет ему определить, в какой помощи они нуждаются, где и как оказать им эту помощь наиболее эффективно. Заметив отставание в развитии речи у ребенка, учитель должен прежде
3 всего выяснить, в чем оно заключается: касается ли оно звуковой стороны речи или распространяется на все компоненты речевой системы: фонетику, лексику, грамматику ; правильно его оценить. Кроме того, выяснить, в каком состоянии находится у школьника чтение и письмо. Одним из показателей уровня культуры речи человека, мышления, интеллекта является его речь. Я считаю, что речь - это канал интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Эта проблема является актуальной в начальной школе, так как там закладываются основы языковой культуры. Предлагаю урок по развитию культуры речи первоклассников. Тема урока
:
Учимся вежливости .
Цель урока: Воспитание уважения, вежливого отношения к людям
.
- Какие волшебные слова вы знаете? - Какие слова приветствия вы знаете? - Какие слова прощания вы употребляете? - Назовите слова , выражающие просьбу, благодарность, извинение?
Речевая разминка.
Был вежлив этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил. С.Я. Маршак - Можно ли про мальчика сказать, что он вежливый был? Почему? - Каким тоном нужно прочитать этот отрывок (с иронией). - Что же такое вежливость? - А теперь я предлагаю вам несколько задач.
Умеют ли они здороваться?
Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где- то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Анна Сергеевна!» Что ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет. А когда читали рассказ «Волшебное слово» , то Анна Сергеевна сказала , что некоторые ученики в классе не умеют здороваться . И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры . - Как вы думаете , почему ?
3
Пожалуйста
. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отвернулась . Она боялась , что Лена испачкает ей пальто . - Девочка, сиди спокойно, пожалуйста Так нельзя вести себя, - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив. - А что я сделала ? - возразила Леночка. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно. - И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста» . Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным словом ? Почему?
Это интересно.
Спасибо - старинное слово, «спаси Бог» - спаси вас Бог за ваши добрые слова, дела. Благодарю - дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость. - Как вы думаете, что же такое вежливость ? - Послушайте, как об этом говорят сказочные герои. (Учитель говорит от имени героев, можно использовать куклы, картинки, маски.) Если ты вежливый, то ты говоришь спокойно, мягко, уважительно.
(Чебурашка)
Самое главное
-
приветливые жесты, взгляды, улыбка
.
Поклонись
,
улыбнись, посмотри внимательно
-
вот ты и вежлив.
(Пиннокио)
Вежливость ? Это вежливые привычки, манеры
,
поступки
.
Уступи женщине дорогу, старику - место в автобусе
. (Дядя
Федор) Я думаю
,
это вообще всякие добрые слова
.(Буратино)
- Вспомните, из каких литературных произведений пришли к нам на урок эти герои.
Упражнение «Магазин вежливых слов»
На полках в магазине стояли вежливые слова: благодарности (спасибо , благодарю , пожалуйста); приветствия (здравствуйте , добрый день , доброе утро , добрый вечер) ; извинения (извините , простите , жаль); прощания (до свидания , до встречи , спокойной ночи). И вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам. (Заранее нужно написать слова на карточках. Ребята по очереди берут карточки со словами и расставляют их на полки).
3
Упражнение «Вежливые животные»
- Представьте, что животные решили стать вежливыми. Изобразите, как здороваются при встрече: -крокодилы; -жирафы; -львы; -обезьяны; -петухи.
Дополнительные задания, которые можно использовать на
уроках по развитию речи.
Задание 1.
Игра «Пожалуйста»
Вы должны отгадать загадки и из первых букв отгадок составить слово вежливости. Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (антенна) Поверчу волшебный круг И меня услышит друг. (телефон)
Задание 2
- Как все предметы можно назвать одним словом? (Показать картинки, предметы или перечислить устно): 1) Кукла , мяч , кубики , зайчики , машинка , конструктор . 2) Тарелка , кастрюля , ложка , сковорода , ковш . 3) Платье , брюки , носки , юбка , пальто , шапка , майка .
Задание 3
- К данному слову подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленным словом по смыслу. Огромный ... (город, дом, зал) Небольшое ... (дерево, озеро, ведро)
Задание 4
- К данному слову выбрать из предложенных слов те , которые сочетаются по смыслу . Глухой (город, старик, печь, переулок, комната, речь, согласный звук). В том случае, если ребенок не называет то или иное слово по
3 картинке или называет его неверно, следует проверить, имеется ли это слово в его пассивном словаре.
Задание 5
Учитель показывает предметы, название которых ученик не знает или заменяет. -На какой картинке нарисована клумба? - Покажи, где столяр? и так далее
Задание 6
Сюжетная картинка: «Девочка кормит двух кур одного петуха, трех цыплят. Другая девочка хворостинкой отгоняет ворон, чтобы они не пугали цыплят». - Перескажи, что нарисовано. - Посчитай, сколько здесь нарисовано кур, петухов, цыплят. - Скажи, кого девочка кормит. При этом обязательно назови количество птиц. - А теперь скажи, кому девочка сыплет пшено.
Задание 7
Составь предложение из слов : Девочка, через, маленькая, веревочка, прыгать.
Задание 8
Дополни группу слов, обозначающих движение
Идти, ползти, прыгать ... (бежать, скакать, ехать и т.д)
Обозначающих речевую деятельность : Сказать, шепнуть ... (кричать, ответить, говорить и т.д)
Задание 9
Замени одним словом . 1. Учреждение, где хранятся и выдаются книги для пользования. Надпись на письме с указанием места назначения и получателя.
Задание 10
3 Распредели слова: «ель, сосна, ворона, осина, сорока, дятел» в две группы по значению.
Задание 11
Прочитай. Спиши слова «журавль, пескарь, соболь, карась, окунь, лошадь , голубь , олень» в три столбика.
Животные Птицы Рыбы
Задание 12
Распредели слова «вода, каша, чай, пирог, кофе, стул, уха, суп, квас, графин, чашка, диван, кисель, кресло, стол, тарелка, кувшин» в четыре группы.
Кушанья : ........................
Напитки : ......................
Посуда : .........................
Мебель : ........................
Задание 13
Соедини слово ветерок только с теми словами, с которыми его можно употреблять в речи.
Сильный
шумит
Порывистый
веет
Легкий
дует
Резкий
ветерок
ласкает
Ласковый
покачивает
Холодный
треплет
Теплый
колышет
Задание 14
Выпиши сначала названия овощей, потом названия фруктов.
Поставь ударение.
Морковь , яблоко , фасоль , груша , слива , вишня , огурец , щавель . Овощи :________ Фрукты :_______
3
Задание 15
К названиям животных допиши по смыслу слова, отвечающие на вопрос «что делать?» Свинья. Кошка. Курица. Корова. Лошадь. Собака. Петух. Гусь. Слова для справок : ржет, мычит, лает, кукарекает, хрюкает, мяукает, кудахчет, гогочет.
Задание 16
Допиши к данным словам слова, отвечающие на вопрос: «какой?», «какая?» Муравей . . заяц . . медведь . . щука . . волк . . осел . . лиса . .сорока . . .
Список использованной литературы .
1. Введенская JI.А, Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов - на - Дону . 1995. 2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка . - М.: Просвещение , 1989. 3. Дмитриева О.И, Орлова Н.М. Культура речи : Пособие для студентов очного и заочного обучения. - Саратов .: Издательство Саратовского педагогического института , 1998. 4. Ефименко JI.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Книга для логопедов . - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.: ил. 5. Иванкина Н.К. Творческие работы по русскому языку для 1 класса . Тетерадь с печатной основой . - Саратов , МВУИП «Сигма - плюс» , 1998. 6. Крючкова Л .Ю. Речь - канал развития интеллекта . Начальная школа . - 1997. - № 2. 7. Ладыженская Т.А. Детская риторика . Программы общеобразовательных учреждений . Начальные классы (1-4) - М.: Просвещение ? 1998. 8. Ладыженская Т.А. Речевые уроки : Книга для учителя начальных классов . - М.: Просвещение > 1995. 9. Ладыженская Т.А. Речь . Речь . Речь : Книга для учителя . - М.: Педагогика , 1990. 10. Ладыженская Т.А, Сорокина Г.И, Никольская Р.И. Речь и культура общения : Программа нового курса Начальная школа . - 1990.-№8.-с. 21
3 11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников . - М.: Просвещение , 1985. 12. Морозова-ДорофееваТ.А. Русский язык . 1 класс . Тетрадь с печатной основой . - Саратов , МВУИП «Сигма-плюс» , 1998. 13. Приступа Г.Н. Как нужно говорить . Начальная школа . - 1991. - №9. - с. 58-61. 14. Рализаева Т.Г\Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах . - М.: Просвещение , 1979 . 15. Спирова Л.Ф, Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Просвещение , 1985. 16. Скворцов Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1984. 17. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка . Начальная школа . - 1986. - № 7. 18.Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка. Начальная школа . - 1986. - № 9.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Царевщина
Балтайского муниципального района Саратовской области
Автор:
Исакова Любовь Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Царевщина, 1 квалификационная категория. Электронный адрес: isakowa.lubow@yandex
2014 год
3
Введение
Известно, что речь ребенка формируется в процессе общения, как усвоение норм языка. Взрослые должны активно приобщать ребенка к существующему в данном обществе языку, руководить его речевым развитием . Е.И.Тихеева называет родной язык наставником рода человеческого, великим педагогом . По ее мнению родное слово детей и окружающих их взрослых - это фон, на котором должно развертываться воспитание во всем его многообразии. К.Д.Ушинский, основоположник методики первоначального обучения детей родному языку говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития, сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребенка , тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать окружающую действительность полноценнее будут и взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Воспитать у детей точную, выразительную, чистую, правильную, уместную речь, выработать хорошую дикцию позволяет работа по культуре речи. Воспитание культуры речи - одна из важнейших задач развития речи в начальной школе , так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для его решения, а правильная речь - залог успешного освоения знаний учащимся. Как показывает многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы является разнообразные нарушения устной и письменной речи, несоответствие нормам литературного языка. Это нередко затрудняет овладение правильным чтением и грамотным письмом. Такие учащиеся являются неуспевающими или слабоуспевающими по усвоению программного материала. Актуальностью этой проблемы был обусловлен выбор данной темы работы и стремление помочь детям овладеть основными качествами речи, работать над развитием речи, с целью повышения речевой культуры учащихся.
3 Работа над культурой устной речи первоклассников . По нашим наблюдениям, большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают речью, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Работа над культурой устной речи предполагает, прежде всего проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правилами орфоэпии; обучение выразительному чтению; знакомство с выразительными средствами языка; построение предложений. Эта работа проводилась на уроках обучения грамоте, развития речи. Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений. Из приемов обучения наиболее эффективны: использование образца чтения и произношения; различные виды разборов – рассуждений. Например, обратите внимание, какая разница в произношении и написании этого слова: доброго - доброво , сегодня - севодня , что-то - што-то ; сколько звуков в этом слове? Как произносятся гласные под ударением? и так далее ). Усвоение учащимися культуры речи - процесс сложный и длительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь. Это положение получает подтверждение в психологических исследованиях. Кроме того, очень важно создать атмосферу благожелательного отношения к вопросам орфоэпии в классе. Эффективным средством является индивидуальная работа с учащимися на уроках и во внеурочной работе . В младших классах школы недостаточно отрабатывается синтаксис простого предложения, учащиеся плохо сознают принципы его построения. Для наиболее эффективной работы учителя над предложением, над синтаксической стороной речи важно учитывать трудности, которые возникают перед детьми, учитывать недочеты их речи. Речевые недочеты - это недочеты, являющиеся нарушением норм литературного языка в области употребления слов, их форм, в построении предложений и словосочетаний. Дети чаще всего пользуются простыми предложениями. К простым предложениям, по нашему мнению, относятся и характерные для речи учащихся длинные предложения, включающие в себя чуть ли не целый
3 рассказ: «Заяц убежал, дети расстроились, они не поймали зайца , а им очень хотелось его поймать». Здесь фактически четыре предложения, но ученик произносит их залпом, не останавливаясь, он не может остановиться, пока не скажет «все». «Набрали они много грибов, и вот мальчики еще не хотели уходить, и вдруг Петя увидел белочку, и они загляделись на нее и зашли потом в темный лес» (рассказ по картинке) В приведенном высказывании можно отметить частое употребление союза «и», с которого начинаются предложения, а также слов «вот», «вдруг», «потом» и другие. При тщательном наблюдении над интонацией таких предложений- рассказов можно установить, что они состоят из ряда следующих друг за другом, не спаянных между собой простых предложений и не являются сложносочиненными предложениями. Учащиеся, не имея навыка в правильном интонационном оформлении предложений, не чувствуют конца предложения, речь их льется сплошным потоком до тех пор, пока ученик не высказал в словах того, чего охватили его наблюдения, о чем он подумал, что вспомнил. Анализ простых предложений показывает, что в основном учащиеся употребляют двусоставные предложения, в которых имеются налицо или легко подразумеваются из контекста или обстановки оба организующих центра: подлежащее и сказуемое. Предложения состоят из 4 - 5 слов, обычно в них бывает одно подлежащее и одно сказуемое, при котором чаще всего имеются второстепенные члены предложения. Подлежащее чаще всего выражается именами существительными или личными местоимениями (особенно в высказываниях на свободную тему). Реже встречается подлежащее выраженное сочетанием с именем существительным в творительном падеже:
Петя с Мишей пошли в лес. Мы с девочкой шли собирать
ягоды и заблудились.
Иногда встречаются два однородных подлежащих, выраженных существительными, чаще всего именами собственными:
Юра и Лена пошли за грибами.
Сказуемое выражается почти всегда глаголом в изъявительном наклонении, в настоящем или будущем простом времени; будущее сложное встречается редко:
Маша подходит, а я стою плачу.
3 Несколько чаще можно наблюдать составное глагольное сказуемое:
Вот мама пожарила грибы, и все начали кушать, и Наденьке очень
понравились грибы
. Очень редко дети пользуются предложениями с составными именными сказуемыми:
Мой папа – инженер. Сестра была портнихой
. Иногда встречаются предложения с двумя однородными сказуемыми. Такие предложения выражают последовательность действия:
Они пошли и увидели зайца.
Подлежащее чаще всего стоит на первом месте, сказуемое на втором:
Дети пошли на лужок
.
И они попали под дождик.
Гром был и молния была. И они сделали себе шалаш и туда
залезли.
Учащиеся употребляют очень мало имен прилагательных в роли определений. Дополнения, как прямые, так и косвенные, учащиеся употребляют довольно часто:
Девочка и мальчик делают уроки. Врач прописал лекарство.
Речь учащихся 1 - 3 классов не очень богата обстоятельствами, хотя встречаются многие их виды, чаще всего - обстоятельства места и времени, выраженные именами существительными с предлогом или без него и наречием :
Вчера мы ходили в лес. Ребята домой вернулись поздно
. По характеру сообщения подавляющее большинство предложений в рассказах учащихся - повествовательные. В непринужденных разговорах на переменах и во внеурочное время дети довольно часто пользуются вопросительными и восклицательными предложениями. На уроках при пересказах, устных рассказах, чтении текстов предложения звучат довольно монотонно, интонация вопросительных и восклицательных предложений не отличается от интонации повествовательных предложений. Из односоставных предложений в речи детей есть номинативные предложения , особенно в начале рассказов , например:
Зима. Осень. Вечер
. Безличные предложения в речи детей обычно сообщаются о физическом или психологическом состоянии человека, например:
Им было страшно. Им было весело.
3 В речи учащихся встречаются сложносочиненные предложения как с союзами, так и (чаще) без союзов. В сложносочиненных предложениях учащиеся обычно употребляют соединительный союз « и» и противительный « а» . Приведем примеры :
Это увидела собачка Жучка, и она поспешила к Вове на помощь
-
в
предложении выражается одновременность действий;
Лодка качнулась, и Коля упал в воду
- в предложении выражается последовательность действий; Мальчик пошел зайца поймать, а он от него убежал
отношение
противопоставления.
Реже используется противительный союз но:
Мама ждала их с сестрой, но они не пришли
. Теперь обратим внимание на порядок слов в предложении. Неудачный порядок слов является источником стилистических ошибок, приводит к искажению мысли или к двусмысленности. Дети должны овладеть в первую очередь прямым порядком слов. Ошибки в порядке слов дети делают и при ответах на вопросы, и при пересказе прочитанного, и при решении задач , и при передаче своих впечатлений, то есть во всех случаях, когда они выражают свои мысли. Приведем несколько примеров с неправильным порядком слов при ответах на вопросы и в других видах высказываний:
Юра посадил в гнездо птенчика. На полке книжной чернила и
карандаши лежали.
Еще чаще нарушается порядок слов в монологических высказываниях учащихся. Даже при пересказе, очень близком к прочитанному тексту, как и при ответах на вопросы, встречаются довольно грубые ошибки в порядке слов:
На улице очень был сильный мороз
.
Снежинки с неба большими
хлопьями падали. И дети стали бабу лепить снежную.
Для связного рассказа учащихся наиболее характерно явление, которое можно назвать прерывистостью речи. Прерывистость в предложениях у младших школьников можно объяснить тем, что ученик затрудняется в подборе слов и в построении предложений. При пересказе многое зависит от материала статьи. Он должен быть доступен для учащихся , понятен словарь, хорошо усвоено содержание. Вот как пересказывает ученик 2 класса статью, содержание которой не понял:
Люди
...
Людям
...
Они хотели летать
...
и
...
и еще им
...
они хотели работать
быстро
.
И они хотели
...
ковер-самолет и сапоги-скороходы и о пиле
...
пиле-самопилке
.
Подобные же явления можно наблюдать и в сочинениях по картине. Здесь также многое зависит от того, понятен ли учащимся сюжет картины, насколько он интересен для учащихся данного возраста. Учащимся 1 - 3 классов больше доступны картины жанрового характера с ярко выраженной фабулой, понятные по сюжету и по композиции. Пейзаж меньше возбуждает
3 у детей творческое воображение. Большое количество синтаксических недочетов в высказываниях детей, конечно, свидетельствует о том, что ученики еще не владеют литературными формами речи. К сожалению, учителя, как показывают наблюдения, недостаточно внимания обращают на эту сторону речи, часто удовлетворяются тем, что учеником сказано в том или ином случае, не учитывая того, как об этом сказано. При слабом контроле учителя над устной речью учащихся эти недочеты переходят и в письменную речь. Анализ недочетов речи учащихся позволяет правильно построить систему работы над предложением. Охарактеризуем уровень речевой культуры первоклассников. Лексическая сторона речи . Характеризуя словарный запас учащихся 1 класса, следует отметить не только его ограниченность, но и недостаточную сформулированность понимания значений слов. Непонимание значений отдельных слов приводит к своеобразному их употреблению, к частым заменам одного названия другим. Для иллюстрации приведу несколько примеров ошибочного употребления слов:
На уроке труда мы резали (вырезали) треугольники.
Куда поставить (повесить) пальто
.
Ограниченность и неполноценность лексических средств наглядно проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Дети допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний. Дети говорят: «медведиха» вместо «медведица», «побежала» (кошка) вместо «убежала», «отрезал» (круг) вместо «вырезал» и так далее . Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей . Они с трудом изменяют и образовывают слова . Грамматическая сторона речи . Одним из существенных проявлений недостаточности грамматического оформления речи является низкий уровень овладения предложением . Учащиеся 1 класса как в устной, так и в письменной речи пользуются преимущественно простым предложением с небольшим распространением . При построении развернутых предложений, включающих более 5 слов, а также предложений сложных конструкций они допускают различные ошибки в согласовании, падежном и предложном управлении: «Мама кормит зерном петух и курица».
Катюша дает ежику молока на блюдце .
Несмотря на то, что грамматическая категория числа в основном усваивается легко, то эти дети часто затрудняются в определении множественного числа при изменении существительных среднего рода. Так они не могут найти нужных форм множественного числа для таких слов , как ведро, яблоко, дерево , окно и других . Они говорят «ведры» , «яблока» , «окны» . Ошибки, связанные с неправильным употреблением числа, проявляются в некоторых случаях и при согласовании, например существительного с
3 глаголом.
Сколько ребят поехала кататься на лыжах?
Два зайца бежит по полянке.
Особенно часто эти ошибки появляются тогда, когда сказуемое относится к подлежащему, выраженному двумя словами:
Девочка и малыш идет по лугу.
Юра и Люба играет в мяч.
В этих случаях многие дети формально ориентируются только на одно слово, стоящее перед глаголом. Отдельные ошибки в согласовании наблюдаются также при сочетании имени существительного с прилагательным или местоимением:
«Живую лещ», «Чья перо?».
Весьма затрудняет детей употребление числа существительных в зависимости от числительных:
«На ветке висит пять вишней», «пара варежков».
Можно сделать вывод, что нарушение устной речи учащихся проявляются негрубо. Но поскольку они распространяются на все стороны речи - звуковую и смысловую, то в целом создают серьезные препятствия в обучении детей письму и чтению. В письме таких детей имеется ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка. Довольно часто встречаются ошибки на употребление падежных окончаний. Например: «зайком», вместо «зайкой» , «курицам», вместо «курицей» и так далее . Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном является неверным , побуквенным, с частой заменой одного слова другим. Например, ученик 1 класса читает: «У Наинаы каот» вместо «У Нины кот». После каждого согласного звука в слоге слиянии он добавляет звук «а» . Наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и недостаточно полное понимание прочитанного. Поскольку для понимания содержания прочитанного нужны прежде всего определенный запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и предложениями , то у детей с недоразвитием речи отсутствуют предпосылки для формирования правильного понимания прочитанного. Итак, учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков детей поможет ему определить, в какой помощи они нуждаются, где и как оказать им эту помощь наиболее эффективно. Заметив отставание в развитии речи у ребенка, учитель должен прежде
3 всего выяснить, в чем оно заключается: касается ли оно звуковой стороны речи или распространяется на все компоненты речевой системы: фонетику, лексику, грамматику ; правильно его оценить. Кроме того, выяснить, в каком состоянии находится у школьника чтение и письмо. Одним из показателей уровня культуры речи человека, мышления, интеллекта является его речь. Я считаю, что речь - это канал интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Эта проблема является актуальной в начальной школе, так как там закладываются основы языковой культуры. Предлагаю урок по развитию культуры речи первоклассников. Тема урока
:
Учимся вежливости .
Цель урока: Воспитание уважения, вежливого отношения к людям
.
- Какие волшебные слова вы знаете? - Какие слова приветствия вы знаете? - Какие слова прощания вы употребляете? - Назовите слова , выражающие просьбу, благодарность, извинение?
Речевая разминка.
Был вежлив этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил. С.Я. Маршак - Можно ли про мальчика сказать, что он вежливый был? Почему? - Каким тоном нужно прочитать этот отрывок (с иронией). - Что же такое вежливость? - А теперь я предлагаю вам несколько задач.
Умеют ли они здороваться?
Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где- то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Анна Сергеевна!» Что ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет. А когда читали рассказ «Волшебное слово» , то Анна Сергеевна сказала , что некоторые ученики в классе не умеют здороваться . И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры . - Как вы думаете , почему ?
3
Пожалуйста
. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отвернулась . Она боялась , что Лена испачкает ей пальто . - Девочка, сиди спокойно, пожалуйста Так нельзя вести себя, - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив. - А что я сделала ? - возразила Леночка. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно. - И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста» . Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным словом ? Почему?
Это интересно.
Спасибо - старинное слово, «спаси Бог» - спаси вас Бог за ваши добрые слова, дела. Благодарю - дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость. - Как вы думаете, что же такое вежливость ? - Послушайте, как об этом говорят сказочные герои. (Учитель говорит от имени героев, можно использовать куклы, картинки, маски.) Если ты вежливый, то ты говоришь спокойно, мягко, уважительно.
(Чебурашка)
Самое главное
-
приветливые жесты, взгляды, улыбка
.
Поклонись
,
улыбнись, посмотри внимательно
-
вот ты и вежлив.
(Пиннокио)
Вежливость ? Это вежливые привычки, манеры
,
поступки
.
Уступи женщине дорогу, старику - место в автобусе
. (Дядя
Федор) Я думаю
,
это вообще всякие добрые слова
.(Буратино)
- Вспомните, из каких литературных произведений пришли к нам на урок эти герои.
Упражнение «Магазин вежливых слов»
На полках в магазине стояли вежливые слова: благодарности (спасибо , благодарю , пожалуйста); приветствия (здравствуйте , добрый день , доброе утро , добрый вечер) ; извинения (извините , простите , жаль); прощания (до свидания , до встречи , спокойной ночи). И вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам. (Заранее нужно написать слова на карточках. Ребята по очереди берут карточки со словами и расставляют их на полки).
3
Упражнение «Вежливые животные»
- Представьте, что животные решили стать вежливыми. Изобразите, как здороваются при встрече: -крокодилы; -жирафы; -львы; -обезьяны; -петухи.
Дополнительные задания, которые можно использовать на
уроках по развитию речи.
Задание 1.
Игра «Пожалуйста»
Вы должны отгадать загадки и из первых букв отгадок составить слово вежливости. Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (антенна) Поверчу волшебный круг И меня услышит друг. (телефон)
Задание 2
- Как все предметы можно назвать одним словом? (Показать картинки, предметы или перечислить устно): 1) Кукла , мяч , кубики , зайчики , машинка , конструктор . 2) Тарелка , кастрюля , ложка , сковорода , ковш . 3) Платье , брюки , носки , юбка , пальто , шапка , майка .
Задание 3
- К данному слову подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленным словом по смыслу. Огромный ... (город, дом, зал) Небольшое ... (дерево, озеро, ведро)
Задание 4
- К данному слову выбрать из предложенных слов те , которые сочетаются по смыслу . Глухой (город, старик, печь, переулок, комната, речь, согласный звук). В том случае, если ребенок не называет то или иное слово по
3 картинке или называет его неверно, следует проверить, имеется ли это слово в его пассивном словаре.
Задание 5
Учитель показывает предметы, название которых ученик не знает или заменяет. -На какой картинке нарисована клумба? - Покажи, где столяр? и так далее
Задание 6
Сюжетная картинка: «Девочка кормит двух кур одного петуха, трех цыплят. Другая девочка хворостинкой отгоняет ворон, чтобы они не пугали цыплят». - Перескажи, что нарисовано. - Посчитай, сколько здесь нарисовано кур, петухов, цыплят. - Скажи, кого девочка кормит. При этом обязательно назови количество птиц. - А теперь скажи, кому девочка сыплет пшено.
Задание 7
Составь предложение из слов : Девочка, через, маленькая, веревочка, прыгать.
Задание 8
Дополни группу слов, обозначающих движение
Идти, ползти, прыгать ... (бежать, скакать, ехать и т.д)
Обозначающих речевую деятельность : Сказать, шепнуть ... (кричать, ответить, говорить и т.д)
Задание 9
Замени одним словом . 1. Учреждение, где хранятся и выдаются книги для пользования. Надпись на письме с указанием места назначения и получателя.
Задание 10
3 Распредели слова: «ель, сосна, ворона, осина, сорока, дятел» в две группы по значению.
Задание 11
Прочитай. Спиши слова «журавль, пескарь, соболь, карась, окунь, лошадь , голубь , олень» в три столбика.
Животные Птицы Рыбы
Задание 12
Распредели слова «вода, каша, чай, пирог, кофе, стул, уха, суп, квас, графин, чашка, диван, кисель, кресло, стол, тарелка, кувшин» в четыре группы.
Кушанья : ........................
Напитки : ......................
Посуда : .........................
Мебель : ........................
Задание 13
Соедини слово ветерок только с теми словами, с которыми его можно употреблять в речи.
Сильный
шумит
Порывистый
веет
Легкий
дует
Резкий
ветерок
ласкает
Ласковый
покачивает
Холодный
треплет
Теплый
колышет
Задание 14
Выпиши сначала названия овощей, потом названия фруктов.
Поставь ударение.
Морковь , яблоко , фасоль , груша , слива , вишня , огурец , щавель . Овощи :________ Фрукты :_______
3
Задание 15
К названиям животных допиши по смыслу слова, отвечающие на вопрос «что делать?» Свинья. Кошка. Курица. Корова. Лошадь. Собака. Петух. Гусь. Слова для справок : ржет, мычит, лает, кукарекает, хрюкает, мяукает, кудахчет, гогочет.
Задание 16
Допиши к данным словам слова, отвечающие на вопрос: «какой?», «какая?» Муравей . . заяц . . медведь . . щука . . волк . . осел . . лиса . .сорока . . .
Список использованной литературы .
1. Введенская JI.А, Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов - на - Дону . 1995. 2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка . - М.: Просвещение , 1989. 3. Дмитриева О.И, Орлова Н.М. Культура речи : Пособие для студентов очного и заочного обучения. - Саратов .: Издательство Саратовского педагогического института , 1998. 4. Ефименко JI.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Книга для логопедов . - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.: ил. 5. Иванкина Н.К. Творческие работы по русскому языку для 1 класса . Тетерадь с печатной основой . - Саратов , МВУИП «Сигма - плюс» , 1998. 6. Крючкова Л .Ю. Речь - канал развития интеллекта . Начальная школа . - 1997. - № 2. 7. Ладыженская Т.А. Детская риторика . Программы общеобразовательных учреждений . Начальные классы (1-4) - М.: Просвещение ? 1998. 8. Ладыженская Т.А. Речевые уроки : Книга для учителя начальных классов . - М.: Просвещение > 1995. 9. Ладыженская Т.А. Речь . Речь . Речь : Книга для учителя . - М.: Педагогика , 1990. 10. Ладыженская Т.А, Сорокина Г.И, Никольская Р.И. Речь и культура общения : Программа нового курса Начальная школа . - 1990.-№8.-с. 21
3 11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников . - М.: Просвещение , 1985. 12. Морозова-ДорофееваТ.А. Русский язык . 1 класс . Тетрадь с печатной основой . - Саратов , МВУИП «Сигма-плюс» , 1998. 13. Приступа Г.Н. Как нужно говорить . Начальная школа . - 1991. - №9. - с. 58-61. 14. Рализаева Т.Г\Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах . - М.: Просвещение , 1979 . 15. Спирова Л.Ф, Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Просвещение , 1985. 16. Скворцов Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1984. 17. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка . Начальная школа . - 1986. - № 7. 18.Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка. Начальная школа . - 1986. - № 9.
В раздел начальное образование