"Воспитание культурной личности"
методическая разработка
Автор: Лушникова Марина Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 49, город Пенза
В раздел начальное образование
«Воспитание культурной личности»
Лушниковой Марины Юрьевны
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ №49 г. Пензы Пензенской области
Дорогой друг!
Указами Президента Российской Федерации 2014 год объявлен Годом культуры, а 2015 год – Годом литературы в нашей стране. Важнейшим признаком культурного человека является преданность родной стране и ее культуре. Не может называться культурным человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции, культуру. С культурным человеком интересно общаться, он умеет учиться и совершенствоваться, ему всё удаётся. Открытость всему новому и неизведанному, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию – качества культурного человека. Мы предлагаем тебе принять участие в удивительном проекте – создании своего собственного «Культурного дневника школьника Пензенской области». В течение учебного года ты можешь записывать в дневник все свои впечатления от увиденного, услышанного и прочитанного. Этот дневник поможет сохранить в памяти увлекательные путешествия, мероприятия, занимательные выставки, интересные представления, связанные с культурой нашего родного края и России, которые ты посетил и в которых принимал участие. Полученный опыт и знания помогут тебе приобщиться к миру музыки, театра, творчества. Ты сам станешь частью культуры! «Культурный дневник школьника Пензенской области» содержит следующие разделы: «Кругом родные все места», «Книга – лучший друг и учитель», «Театральные встречи», «В мире изобразительного искусства», «Музыка звучала...», «Святые места моей Родины», «Экспонаты музея», «Семейные традиции и праздники». В разделе «Кругом родные все места» ты можешь записать в дневник сведения о посещении мест, связанных с историей и культурой
Пензенского края. В разделе «Книга – лучший друг и учитель» ты можешь записать сведения о посещении библиотек, а также свои впечатления от увиденного и прочитанного. В разделе «Театральные встречи» ты можешь записать сведения о посещении театров, театральных спектаклей и постановок, о встречах с деятелями театра и культуры и свои впечатления от этих встреч. В разделе «В мире изобразительного искусства» ты можешь записать в дневник сведения о посещении картинных галерей, выставочных залов и описать свои впечатления. В разделе «Музыка звучала...» ты можешь записать сведения о посещении концертных залов и о концертах, представлениях, которые произвели на тебя большое впечатление. В разделе «Святые места моей Родины» ты можешь записать сведения о посещении святых мест, поделиться своими впечатлениями. В разделе «Экспонаты музея» ты можешь записать сведения о музеях, в которых ты побывал, и поделиться своими впечатлениями от увиденного. В разделе «Семейные традиции и праздники» ты сможешь рассказать в дневнике о традициях и праздниках твоей семьи, оставить запись о самом запомнившемся празднике. Обрати внимание, что в начале дневника представлена историко-культурная карта Пензенской области, на которой отмечены наиболее известные объекты культуры нашего края. В конце учебного года тебе предстоит составить свою историко-культурную карту Пензенской области или своего города, района, села и галерею мест, которые ты посетил в течение года. Пример такой галереи и карты представлен в заключительной части «Культурного дневника школьника Пензенской области». Эта работа может стать твоим итоговым индивидуальным проектом. По итогам учебного года будет определяться «Лучший культурный дневник школьника Пензенской области» и «Самый культурный класс Пензенской области».
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него
столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.
Станиславский.
«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу... мощными и разнообразными впечатлениями... и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!» В.Г. Белинский Давайте попробуем представить мировое искусство без театра. От подобной мысли сразу исчезает понимание, что же такое искусство в принципе. Театр соединяет в себе все творческие направления: музыку, живопись, архитектуру, выразительные средства литературы и выразительные средства человека, щедро подаренные ему природой. Понятие «Театр» произошло от греч. «theatron» - что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище. Идея о театре появилась в Древней Греции. Его рождение связано с обрядовыми играми, посвященными богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Дионис, считался богом творческих сил природы, виноделия, а в последствие и вовсе назван богом поэзии и театра. На посвященных ему праздниках, распевали торжественные карнавальные песни, ряженая свита устраивала праздничное шествие, мазала лицо винной гущей, надевала маски и козлиные шкуры. Вот отсюда театр и получил свое начало. Из обрядовых игр выросли жанры: трагедия и комедия, являющиеся основой драматургии. Интересен тот факт, что в греческом театре все роли играли только мужчины. Актёры, которых на сцене было двое, выступали в огромных масках и на котурнах (обувь на высокой платформе). Декораций не было. Женщины допускались на представления в исключительных случаях и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В настоящее время, являясь неотъемлемой частью культуры, театр становится досугом, без которого не может обойтись современный человек. Мы приглашаем посетить представления, которые перенесут тебя в удивительный мир сказок и приключений, где добро обязательно побеждает зло, мир настоящих героев и верных друзей, мир, будоражащий фантазию и побуждающий задуматься. Будь внимателен, мысли творчески, аккуратно выполняй все задания!
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Пензенский областной театр кукол Адрес: г. Пенза, ул. Чкалова, 35 Тел.: 8(8412)34-38-39 Пензенский областной театр юного зрителя Адрес: г. Пенза, ул. Тарханова, 11а Тел.: 8 (412) 450260 Пензенская областная филармония Адрес: г.Пенза, ул.Кирова, 51 Тел.: 55-13-92 (касса); Пензенский цирк Адрес: г. Пенза ул. Плеханова, 13 Тел.: (8412) 68-26-68 Пензенский областной драматический театр им. А. В. Луначарского Адрес: Пенза, Московская, 89 Телефон: (841-2) 56-40-89 Театр Доктора Дапертутто «Дом Мейерхольда» Адрес: 440600, Пензенская область, г. Пенза, ул. Володарского, 59 Тел.: 8 (8412) 68-12-72 Театр на обочине Тел.: (8412) 39-26-27
Какие театры ты знаешь еще?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Какие театры есть в твоем городе/ селе?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Напиши названия спектаклей, которые ты посмотрел(а) в 2015 году?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Твои впечатления о спектакле, который понравился тебе больше всего:
Напиши, как называется спектакль ________________________________ Опиши увиденное
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Придумай иллюстрацию к спектаклю
Вопросы и задания
1. Где появились первые театры?_________________________________ 2. Какие театральные жанры ты знаешь? __________________________________________________________ 3. Сколько театров в Пензенской области? Какие? Твой любимый театр? Почему? __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________ 4. Если бы ты был режиссером, то какой спектакль тебе хотелось бы поставить ____________________________________________________ Нарисуй декорации к своему спектаклю
Нам книга открывает целый мир
«Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». П.А. Павленко Мы живем в век знаний. Нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, техника, строительство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для
хранения и поиска информации. На одной из конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства: первое: доступность – пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек; второе: портативность – для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства; третье: надежность – информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок. Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о книге ”. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации. Книга - это еще и очень древний источник информации, ей около 2,5 тыс. лет. А предысторией книге послужили сказки, легенды, оды, но все запомнить было сложно. Тут-то и пришли на помощь ленточки, узелки, а потом зарубки и наконец, рисунки. Сама книга появилась в виде свитков листов папируса, подклеенных один к другому, в Древнем Египте (1 век до н.э.)
.
Она могла достигать 1000 м в длину. Книги себе позволить могли лишь аристократы. На смену папирусу пришел пергамент, более грубый, но прочный и дешевый. Бумагу изобрели китайцы. Этот дешевый писчий материал сделал книгу доступной для населения. Первая печатная книга появилась в 1454 г. в Майнце, в Риме – в 1464 г, в Париже – в 1470, в Валенсии – в 1474, в Лондоне - в 1476, в России – в 1564г. Книга постепенно проникает во все слои населения и становится распространителем новых идей, руководством к действию. Теперь это и учебник, и работа, и развлечение. Книга – это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.
Если бы библиотечная книга могла рассказать нам о своей собственной жизни. О том, как она ждет своего читателя, как бывает рада побывать у вас в гостях, как устаёт стоять без движения на полке... Не заставляйте книгу скучать, приходите в библиотеку!
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственный музей- усадьба В.Г. Белинского Адрес: 442250, Пензенская область, г. Белинский, ул. Белинского, 8 Тел.: (841-53) 2-16-57 Дом-музей И.Н. Ульянова Адрес: г. Пенза, ул. Красная, 54 Тел.: (8412) 56-24-40 Дом-музей Н.Н. Бурденко Адрес: г. Пенза, ул. Лермонтова, д. 28. Тел.: (8412) 56-33-68, 54-47-47
Какие библиотеки ты знаешь еще?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Какие библиотеки есть в твоем городе/ селе?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Напиши названия книг, которые ты прочитал(а) в 2015 году?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Твои впечатления о книге, которая понравилась тебе больше всего:
Напиши, как называется книга___________________________________ Расскажи о прочитанном
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Придумай иллюстрацию к книге
Вопросы и задания.
1. Как называют страницу книги, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания?___________________________________________________ 2. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. ___________________________________________________________ 3. Создатели славянской азбуки __________________________________ 4. Первая строка абзаца _________________________________________ 5. В древних рукописных книгах каждый новый абзац начинается с большой вычурной заглавной буквы – буквицы, которая раскрашивалась киноварью – яркой красной краской. Как бы ты изобразил буквицу?
6. В XV в. в Европе появилась первая печатная книга. Кто был ее создателем? __________________________________________________ 7. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? _________________________________________________ 8. Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. В 1814 г. за один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги – это была поэма Байрона “Корсар”. Как сейчас называют книгу, которая продается лучше других? _____________________________________________________________ 9. Материал, который придумали для книжек китайцы, без которого книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. ______________________________________________________________ 10. Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: «Эта книга перевернула всю мою жизнь». Есть ли у тебя такая книга? Чем она важна для тебя?________________________ 11. Расскажи о ней и нарисуй обложку к этой книге.
___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________
Музей – особый вид искусства
«Музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями…» Н.Ф. Федоров Где мы можем узнать об истории, культуре, искусстве, как не в музее, где каждый экспонат и есть история, культура, искусство.
Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительской деятельностью. Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты. В современном мире существует огромное количество разнообразных музеев: художественные, исторические, музеи-заповедники, краеведческие, литературные, музыкальные, театральные, естественнонаучные, персональные, мемориальные, архитектурные, музеи науки и техники. В развитии цивилизации ведущая роль принадлежит культуре, которая является одной из главнейших потребностей духовной жизни общества. Поэт Валерий Брюсов видел в культуре возможность обращения к духовному наследию предшествующих поколений: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть анализу; навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой». Пензенская область принадлежит к счастливому ряду российских регионов с богатыми историко-культурными традициями, которые, по словам академика Д.С.Лихачёва, «делают её важнейшим центром культуры российской провинции». Академик С.О.Шмидт не без основания считает, что Пензенская область является «средоточием памятных мест, имён и событий, причём достаточно масштабных, всероссийски притягательных». Историко-культурное наследие Пензенской области как система археологических, исторических, архитектурных, художественных памятников, традиций народной культуры складывалось в течение многих веков. Формирование имиджа любого города, поселения, региона в целом обусловлено уровнем внимания власти к культурному,
гуманитарному и историческому наследию, недостаточность этого внимания вызывает неэффективное использование уникального потенциала в воспитании гуманизма, духовности и патриотизма населения. В XIX – начале XX вв. памятники истории и культуры находились в ведении различных ведомств, не было единого унифицированного памятникоохранительного законодательства и государственного органа, который бы координировал весь комплекс вопросов, связанных с учётом, сохранением и использованием памятников. Попытка ещё в 1870-х гг. в целях «ближайшего исследования памятников и наблюдения за их целостью» создать археологический округ в составе Казанской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Симбирской и Тамбовской губерний не увенчалась успехом. Выявлением и изучением памятников истории и культуры, их натурными исследованиями и описаниями, фиксированием их технического состояния занимались губернский статистический комитет, учёная архивная комиссия и другие научные общества. После революции было образовано губернское управление по делам музеев и охране памятников старины, народного быта и природы. В мае 1921 г. при пензенском гороно создана комиссия для руководства музеями и заповедниками, по учёту памятников и принятию их под охрану. В 1924 г. по предложению историка-краеведа Б.Н.Гвоздева комиссия утвердила 2 списка, охвативших 99 памятников: надгробия, усадьбы, церкви, Санаксарский монастырь. В 1925 г. Б.Н.Гвоздев предложил ещё список 105 памятников, но из-за отсутствия финансирования «дело охраны памятников старины в Пензенской губернии де-факто прекращается». Пензенский край имел заслуженную репутацию одного из дворянских гнёзд России. Здесь ещё с начала XVIII в. сложились крупные владения Шуваловых, Голицыных, Трубецких, Салтыковых, Долгоруких, Шереметевых, Араповых. Куракиных, Столыпиных, Сабуровых, Апраксиных, Шафировых, вошедших в историю российской государственности. XVIII в. – это эпоха утверждения в культуре светской идеологии, укрепления взаимосвязи науки и культуры, расцвета дворянской культуры, как социального типа. Дворяне выступали одновременно как носители столичной культуры, так и
провинциальной. В богатых дворянских усадьбах Голицыных. Куракиных, Столыпиных, Бахметевых, Чемесовых, Кашкаровых, Кожиных, Гладковых, Горихвостовых, Панчулидзевых создавались оркестры, певческие хоры, домашние театры, хореографические труппы, поощрялись художественные таланты крепостных. В усадьбах накапливались произведения живописи и графики, скульптуры, декоративная мебель, исторические предметы, книжные собрания, семейные архивы, ковры, гобелены, фарфоровая посуда, бронза. Большое культурное и историческое значение имели и частные коллекции пензенских дворян, превративших свои усадьбы в культурные гнёзда. Николай Еремеевич Струйский (1749–1796) в своём имении Рузаевка Инсарской округи Пензенского наместничества в 1792 г. устроил вольную типографию и собрал ценную художественную коллекцию, в которой были полотна работы Ф.С.Рокотова. В зубриловском имении князя Сергея Фёдоровича Голицына (1748–1810) были созданы портретная и художественные галереи, собраны коллекции художественных предметов из камня, хрусталя, фарфора, бронзы, богатая библиотека. К образованному слою придворной знати принадлежал статс-секретарь Екатерины II, председатель театрального комитета Адам Васильевич Олсуфьев (1721–1784) – помещик с. Вазерки Мокшанского уезда. Он покровительствовал художникам, собрал очень ценную коллекцию гравюр и картин, других произведений искусства. Почётный член Академии наук и Академии художеств Дмитрий Александрович Ровинский писал об Олсуфьеве: «Человек очень образованный и остроумный, любитель художеств, имел небольшое собрание хороших картин и гравюр, а также собрание русских портретов и русских народных картинок». Музейный уровень олсуфьевской коллекции поднялся благодаря замужеству Софьи Александровны Олсуфьевой (1836–1882) с генерал- лейтенантом князем Алексеем Ивановичем Шаховским (1821–1900), который перевёз в Вазерки часть своей фамильной коллекции. Собрание Олсуфьевых-Шаховских значительно умножилось после выхода замуж княгини Марии Анатольевны Куракиной (1865–1932) за полковника Владимира Алексеевича Шаховского (1863–1918). Таким образом, в Вазерках отложились произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, в том числе
из надеждинской усадьбы князя Александра Борисовича Куракина (1752–1818). Одно из лучших в России собраний исторических рукописей и документов, книг и картин имел тайный советник и сенатор граф Фёдор Александрович Толстой (1758–1849) – помещик с. Паевка Наровчатского уезда, где в 1806 г. он построил винокуренный завод, и с. Дмитриевское Мокшанского уезда. Равной этой коллекции, часть которой поступила в Императорскую публичную библиотеку, была только библиотека Н.П.Румянцева. В конце 1880-х гг. в Берёзовке и Андреевке Кондольского района поселился сын директора Эрмитажа гофмейстера А.А.Васильчикова Павел Александрович (1865–1941), женатый на ученице И.Е.Репина, пензенской помещице Инне Сергеевне де Бове (1875–1917). В этих усадьбах хранились интересные и ценные коллекции старинных вещей, включая фрагмент знамени Дмитрия Донского, оружия, ковров, картин, икон, скульптур, книг на русском и иностранных языках, стула, принадлежавшего Шамилю, портрета императрицы Елизаветы Петровны. Хранившиеся в коллекции Васильчиковых парные портреты пензенских купцов П.В. и А.И. Казицыных в начале 1900-х гг. поступили в музейное собрание Пензенской учёной архивной комиссии, а в 1918 г. были переданы в фонды Пензенского краеведческого музея. Настоящий музей исторических и художественных предметов был создан гвардии штабс-ротмистром Александром Петровичем Языковым (1841–1896) в своей усадьбе с. Васильевка Пензенского уезда. Один его дядя – Василий Петрович Ивашев – был декабристом, другой – Николай Михайлович Языков – поэтом. Его дочь Екатерина Александровна была замужем за графом Александром Николаевичем Толстым, братом писателя и академика А.Н.Толстого. Доминантой художественной коллекции А.П.Языкова был богатый гостиный гарнитур парижской работы, представлявший собой копию мебели Людовика XII. Культурным гнездом Пензенской губернии можно назвать дворец дипломата Александра Михайловича Устинова в Грабове, в котором хранилось много произведений европейского искусства, собранных его отцом Михаилом Михайловичем, служившим при кавказском наместнике И.Ф.Паскевиче и членом совета Министерства иностранных дел. Значительное собрание мебели из карельской берёзы и
красного дерева, семейных портретов, картин русских и европейских художников было в саловской усадьбе кавалергарда Леонида Николаевича Ховрина (1825–1865), начало которому положила его мать Мария Дмитриевна, урождённая Лужина (1801–1877). В Саловке хранились подлинные работы академика живописи И.К.Макарова, часто гостившего у Л.Н.Ховрина. Большое музейное значение имела многопрофильная коллекция правителя канцелярии пензенского губернатора, статского советника Григория Ивановича Мешкова (1810–1890). В его коллекции были представлены старопечатные книги, рукописные книги, царские грамоты, столбцы XVI–XVII вв., гравюры XV–XVII вв., медали, ордена, кресты, иконы. Большая часть этой коллекции поступила в Казанский университет. Биограф искусствоведа Н.Н.Врангеля Ф.Я.Лурье пишет, что в отличие от музеев «владельцы частных коллекций живут в окружении любовно собранных ими предметов искусства и быта. Они вольны перевешивать картины, снимать со стен миниатюры и рассматривать их через лупу, держать в руках старинные монеты, медали, ежедневно пользоваться мебелью, коврами и др. Разве в музее позволят разглядывать обратную сторону старого холста или иконной доски, подрамник, клинья – это всё не праздное любопытство, – притронуться к итальянской майолике, лиможским эмалям, бисерному шитью, разложить на специальных столах гравюры, рисунки...» Послереволюционный период – это годы невосполнимых потерь уникальных собраний произведений искусства и исторических памятников в усадьбах, церковных и монастырских ризницах. При разгроме Спасского кафедрального собора в Пензе погибла хранившаяся здесь часть штандартов пензенского ополчения 1812 г., пропала мемориальная доска на том месте перед правым клиросом, где в 1904 г. молился император Николай II. С осквернением и разгромом церквей и монастырей была утрачена наиболее значительная в историческом отношении часть пензенского некрополя. Полностью уничтожены монастырские кладбища, где были похоронены видные администраторы России и Пензенской губернии, классные чиновники, деятели местной культуры, первогильдейские купцы, представители духовенства, участники военных событий, герои различных сражений и битв –
от генералов до рядовых. На дореволюционных кладбищах Пензы, Кузнецка, Сердобска и других городов остались лишь единицы нетронутых погребений, большинство семейных пантеонов и склепов, гранитных и мраморных надгробий уничтожено. Почти не сохранились родовые захоронения на территориях барских усадеб. Особое место в историко-культурном наследии России занимает русская провинциальная культура, выступающая как носитель народных культурных традиций. Произведения народной архитектуры и искусства формировали архитектурную и предметно-бытовую среду Пензы, уездных городов и больших сёл. Процесс интенсивной урбанизации приводит к существенным изменениям исторической среды городов, утрате колоритных явлений обыденной жизни многих старинных поселений края, в особенности Кузнецка, славившегося кузнечным и кожевенным ремёслами. Сегодня разве только Поим Белинского района смог частично сохранить самобытный облик торгово-промышленного села и одного из центров раскола в России. В процессе застройки и реконструкции Пензы пострадали её исторические зоны, снесены или до неузнаваемости изменены фасады и конструктивные формы отдельных зданий XIX – начало XX вв., в заповедных зонах возводятся современные здания, нарушая исторический облик. Так, доминантой Советской площади Пензы является теперь многоэтажная железобетонная коробка, построенная в западной части, с тыльной стороны бывшего губернаторского дома. Писатель Роман Борисович Гуль, детство и юность которого прошли в Пензе, с горечью писал: «За годы революции моя Пенза исчезла... Как же изуродовала и обезобразила Пензу власть этой «интернационалистической» Пензы. Беспортошная, страшная, без роду, без племени нелюдь, силой захватившая власть в России, в Пензе взорвала православные храмы. А их было множество, около тридцати, и они-то давали Пензе лицо. На Соборной площади стоял величественный, высоченный собор, белоснежный, с золотым куполом и высоким сияющим крестом. Собор взорвали, сровняв с землёй. А он оглавлял всю Пензу... Вместо же старины, прекрасности и благолепия «партия» построила какие-
то а-ля «пензенский Корбюзье», безобразные «конструктивные» казармы-дома-коробки для роботов. Прелесть города, его стиль убили». Культурную атмосферу пензенского края определяли деятели российского масштаба: М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков, К.А.Савицкий, а также местного уровня: А.В.Касторский, Ф.П.Вазерский, И.С.Горшюкин-Сорокопудов, К.А.Макаров, В.В.Галактионов, В.П.Быстренин и др. Память о некоторых из них предана забвению вследствие утраты памятников, связанных с их жизнью – дома, могилы. В конце 1930-х гг. в Пензенской области было положено начало наиболее эффективному способу сохранения памятников – их музеефикации: в Чембаре в доме В.Г.Белинского и здании уездного училища в 1938 г. создан мемориальный музей «неистового Виссариона», в 1939 г. в с. Тарханы Чембарского уезда открыт музей М.Ю.Лермонтова, в 1945 г. в с. Верхнее Аблязово Кузнецкого района – музей А.Н.Радищева. Наиболее интенсивно музеефикация мемориальных памятников области осуществлялась в 1970-х – 1990-х гг., когда были открыты музеи академика Н.Н.Бурденко, театрального режиссёра В.Э.Мейерхольда, писателей А.И.Куприна и А.Г.Малышкина, педагога И.Н.Ульянова, историка В.О.Ключевского. В процессе музеефикации были отреставрированы первоклассные историко-культурные памятники, собраны мемориальные и типовые предметы, что позволило воссоздать интерьеры и всю бытовую среду памятников. В 1997 г. Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» включён в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в июне 2005 г. Законодательное собрание области утвердило границы охранных зон заповедника, общая площадь которых составляет 27,8 тыс. га. Катастрофическое состояние уникальных памятников усадебной культуры XVIII в. в Куракине Сердобского района и Зубриловке Тамалинского района, дворца генерала В.Н.Воейкова в Каменке, губернаторского дома, дворянского собрания, духовной семинарии в Пензе, множества православных храмов сужает возможность развития туристского бизнеса в области. На фоне этой тягостной картины чувство радости и обретения вызывают
отреставрированные Троицкий Сканов монастырь в Наровчате, Спасо-Преображенская и Покровская церкви в Пензе, дворец дипломата A.M.Устинова в Грабове и другие объекты культурного наследия. За последние годы в области установлены новые мемориальные доски в честь академика Н.Н.Бурденко, видного государственного деятеля России М.Г.Акимова, писателя и киносценариста А.С.Васильева, учёного-зоопсихолога Н.Н.Ладыгиной-Котс и др. Обретает характер заповедника Золотарёвское городище, историческое значение которого признаётся в общероссийском масштабе. Решается вопрос об организации в Наровчате, на месте бывшей столицы золотоордынского улуса, историко- археологического заповедника. Пензенский край – это многонациональное административно-территориальное образование, культура которого характеризуется интернациональными взаимосвязями. Сохранению традиций национальной культуры способствуют культурные национальные автономии, созданные за последние годы в Пензенской области.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственный Литературно- мемориальный музей Радищева Адрес: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Радищево. тел.: (84157) 5-16-25 Музей «Дом Мейерхольда» Адрес: 440600, Пензенская область, г. Пенза, ул. Володарского, 59 Тел.: 8 (8412) 68-12-72 Музей одной картины Адрес: 440026, Пензенская область, г.Пенза, ул.Кирова, 11
Телефон: (8412) 56-14-27, 56-18-52 Пензенский государственный краеведческий музей Адрес: 440026, г. Пенза, ул. Красная, 73. Телефон: (8412) 56-55-20, 56-24-70 Пензенский музей народного творчества Адрес: 440052, Пензенская область, г. Пенза, ул. Куйбышева, 45-а Тел.: (8412) 32-12-53, 32-13-48 Государственный музей- заповедник «Тарханы» Адрес: 442280 Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово Тел.: (84153)35-6-01.
Какие музеи ты знаешь еще?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Какие музеи есть в твоем городе/ селе?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Напиши названия выставок, которые ты посетил(а) в 2015 году?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Твои впечатления о выставке, которая понравилась тебе больше всего:
Напиши, как называется выставка__________________________________ Опиши увиденное
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Придумай и нарисуй афишу этой выставки
Вопросы и задания
1.
Какие музеи Пензы и Пензенской области посвящены нашим знаменитым землякам?
___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________
2.
Назови 10 фактов о родном крае, которые ты узнал(а), посещая музеи и выставки.
___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________
___________________________________________________
3.
Какой музей мира ты мечтал бы посетить? Почему? Чем он тебя привлекает?
___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________ ____________________________
4.
Нарисуй музейный экспонат, который показался тебе самым интересным.
5.
Если
бы
у
тебя
была
возможность,
какой
музей
ты
бы
создал(а)?
___________________________________________________________________________________________
6.
Чем бы он был интересен для посетителей?
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
7.
Напиши приглашение своему другу из другого города в один из рязанских музеев так, чтобы у него
появилось желание посетить его.
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
И звуки музыки лились…
«Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». Бертольд Ауэрбах Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. Музыка входит в нашу жизнь с детских лет. Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, маршем и танцем. Но к
этой музыке мы привыкаем так быстро и так по-настоящему начинаем любить ее, что не можем даже и представить себе – как же без нее можно обойтись, как без нее можно жить!.. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь человек, наделенный такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной. Из чего же состоит музыка как искусство? Можно выделить три неотъемлемых составляющих:
композитор-
исполнитель-слушатель.
Богатейшее наследие, оставленное великими композиторами доступно тебе, как слушателю, благодаря талантливым исполнителям, пианистам, скрипачам, дирижерам, вокалистам. Разнообразие форм позволит познакомиться или уже более детально изучить музыкальное искусство, творчество отдельных композиторов. Ты увидишь, что музыка живет в тесном единстве с театром, живописью, литературой. Ты поймешь, что музыка не подвластна времени. Произведения, написанные сотни лет назад, до сих пор актуальны и способны будоражить сердца и умы современных людей. С течением времени музыкальная традиция меняется и трансформируется, но, тем не менее, все вновь созданное базируется на классическом. Постарайся изучить и понять уже существующие произведения, чтобы получить возможность создавать что-то новое!
КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ И ПЛОЩАДКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Новый
киноконцертный зал
«Пенза»
Пензенская Областная
Филармония
Где еще проходят концерты?
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Где проходят концерты в твоем городе/ селе?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
_________
Напиши названия концертов, которые ты посетил(а) в 2015 году?
___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Тои впечатления о концерте, который понравился тебе больше всего:
Напиши, как называется этот концерт/ музыкальный проект _______________________________________________________________________________ Опиши увиденное (услышанное).
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Придумай иллюстрацию к мероприятию
Вопросы и задания
1. Что означает слово «оркестр»? ____________________________________________________________________________________ 2. Какая группа инструментов симфонического оркестра самая многочисленная? ____________________________________________________________________________________ 3. На каком музыкальном инструменте любил играть Шерлок Холмс? ________________________________________________________________________________________ 4. Как называется самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент? ________________________________________________________________________________________ 5. Какие эмоции, на твой взгляд, может вызывать музыка? ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
Попробуй их нарисовать и подпиши.
Жизнь – это увлекательное путешествие!
«Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать». Д.С. Лихачёв Большое путешествие всегда начинается с маленькой прогулки: вокруг родного дома, по своей улице, по своему городу, селу, поселку, по своему району, по своей области! Что же такое туризм? Понятие «туризм» происходит от французского «tour», которое вошло во все языки как термин, обозначающий любое путешествие или поездку с обязательным возвращением в точку отправления. Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом. Всемирный день туризма - главный праздник туриндустрии отмечается ежегодно 27 сентября. Мы надеемся, что ты уже побывал в музеях, театрах, концертных залах, воспользовался услугами библиотек, а теперь самое время отправиться в путешествие по интереснейшим местам, где ты можешь прикоснуться не только к истории и культуре родного края, но и поучаствовать в мастер-классах, интерактивных и анимационных программах.
Научиться можно многому: вышивке и кружевоплетению, работе на гончарном круге, резьбе по дереву, плетению поделок из лозы, изготовлению кукол из лоскутков. Ты можешь посещать предложенные нами объекты самостоятельно, с родителями или с одноклассниками. Не ленись и не упускай случая находить интересное и новое везде, где бы ты ни оказался. В Пензенской области так много удивительных мест!
Какие интересные места есть в твоем городе/селе?
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Твои впечатления об увиденных объектах. Что тебе понравилось больше всего?
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Приклей свою фотографию, на которой ты участвуешь в мастер-классе
Вопросы и задания
Культурный человек - это …
Дорогой друг, ты провел удивительный год, год полный открытий и новых впечатлений, ты много узнал об истории и культуре родного края, познакомился с мировым культурным наследием. Ты думал, мечтал, представлял, смотрел, слушал, сопоставлял, творил, исследовал. Как ты думаешь, необходимо ли это тебе? Нужно ли знать свою историю и традиции, великих земляков и всемирно известных деятелей? Нужно ли быть культурным человеком? И что для тебя значит быть культурным человеком? ___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ _____________________________
Упражнение.
Прочитайте текст. Поставьте к словам вопросы. Город Пенза. Река Мокша. Поэт Агапов Виктор Данилович. Озеро Лячерка. Писатель Седов Игорь Павлович. Село Бессоновка. Космонавт Александр Самокутяев. Выпиши сначала слова, которые отвечают на вопрос кто?, а затем слова, которые отвечают на вопрос что? ___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________
Упражнение.
Прочитайте текст. Город Пенза расположен на реках Сура и Пенза (в черте города в Суру впадает маленькая речка Мойка) в 709 км к востоку от Москвы. Исторический центр находится в центре города Пен-зы на реке Суре. Наиболее крупные из рек – это Сура, Мокша. Они относятся к бессточному бассейну Каспийского моря (река Волга); Хопѐр, Ворона (водосборный бассейн реки Дон). Река Пенза – приток Суры – дала название областному центру. Выпишите названия рек в алфавитном порядке. Подчеркните заглавную букву. ___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________
Реши задачу.
В городе Пензе по улице Пацаева построено 15 домов, а по улице Попова – 75 домов. На сколько больше домов построено по улице Попова, чем по улице Пацаева? Во сколько раз меньше домов построено по улице Пацаева, чем по улице Попова?
Дополнительные задания
1. В 1980 году на улице Кирова воспроизведен фрагмент крепостной стены из частокола и сооружен памятник. Как называется этот памятник?____________________________________________________
2. В городе около кинотеатра «Родина» установлен памятный камень. О ком он хранит память?_________________________________________ 3. Какой памятник установлен на площади Дружбы? __________________________________________________________ 4. Назови три памятника города, являющие собой средства передвижения _________________________________________________________ 5. Есть в нашей Пензе священное место, где горит вечный огонь памяти. Сюда приезжают молодожены возложить цветы. Что это за место? Сколько лет горит этот огонь? _____________________________________________________________ 6. Когда и в каком памятнике Пензы заложена капсула с наказом потомкам, которые будут жить в XXI веке? В каком году будет вскрыта эта капсула? _________________________________________________________ 7. В нашем городе есть несколько памятников, посвященных войне. Назови три из них. __________________________________________________________ 8. На месте военкомата, откуда уходили солдаты на фронты Великой Отечественной войны, установлен памятник. Рядом с ним камень с высеченными на нѐм словами: Колонны шли за горизонт, Где ты, земляк наш, только не был, Отсюда начинался фронт, Отсюда виделась Победа. Кто автор этих строк? Как называется памятник? __________________________________________________________ 9. Трем выдающимся деятелям медицины – уроженцам земли пензенской установлены памятники. Назовите их фамилии. ____________________________________________________________ 10. Когда, где и на какие средства установлен первый памятник в Пензе
М.Ю. Лермонтову? ________________________________________ 11. Что объединяет памятник В.О. Ключевскому, скульптуры «Шкатулка», «Дама с собачкой»? ______________________________ 12. В сквере имени А.С. Пушкина установлена скульптурная композиция, посвященная русскому фольклору. Как она называется? Главный герой – бравый солдат – лицо историческое. Кто является его прототипом? Запишите одну из надписей, которую можно прочесть на скульптуре. ____________________________________________________________
Запишите фразу. Кто автор этих строк?
Край родимый, ты и есть край мой Пензенский, моя Россия! (А. Сазонов) _______________________________________________________________
Материалы, на основе которых создана данная работа
1. school55rzn.ucozload/shkolnye_dokumenty/kulturnyj_dnevnik_rjazanskogo_shkolnika/13-1-0-79 2. Сборник методических материалов для учителей начальных классов. Серия «Пенза – мой город» / Сост.: Кузнецова Г.Е. – Пенза, 2013. – 75 с.
В раздел начальное образование