"Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог совершенствования системы образования"
доклад
Автор: Башарова Зульфия Амирьяновна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №10, г.Учалы,Республика Башкортостан
В раздел начальное образование
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда-залог
совершенствования системы образования»
Башарова Зульфия Амирьяновна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 Basharova_10@mail В последние годы, в связи с реформой системы образования в нашей стране, активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогики ни у кого не вызывает сомнения, с другой стороны, на практике, сбалансированность этих социокультурных феноменов нарушается или в одну, или в другую сторону. Несомненно, что инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса мира образования. Существование традиций не возможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое -это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы формы и подходы к образованию которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционным В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система страны должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и советских ученых и педагогов. Однако, система образования некогда самой читающей страны в мире сегодня весьма далека от совершенства, от требований и новых задач, стоящих перед государством. И мы задаем себе вопрос - не слишком ли в последние несколько десятков лет педагоги увлекались традиционным обучением и воспитанием и не стремились экспериментировать, внедрять что-то новое, что не заметили, насколько сильно изменилась жизнь вокруг нас и наших учеников, а вместе с ней и социальный заказ, стоящий перед образованием в настоящее время. Государство в свою очередь заинтересовалось проблемами образования и решило взять на себя активацию образовательных процессов, с целью повышения эффективности образования и воспитания в целом. Новые требования и задачи образования отражены в Концепции модернизации образования Российской Федерации. Естественно, что модернизировать всю систему образования за короткий срок не удастся, так как эффективность каждой образовательной инновации должна быть неоднократно проверена в педагогической практике. В то время как традиционные методики в настоящее время являются тем столпом, на котором держится процесс обучения и воспитания. Именно поэтому в Концепции модернизации Российского образования так же декларируется сохранение лучших традиций отечественного образования. Понятие «традиция» давно вошло в педагогический обиход и используется для обозначения устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и занимающих определенное место в историко-педагогическом наследии. Педагогическую традицию надо рассматривать как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «способ развития человеческой культуры, в том числе и образования.» Содержанием педагогической традиции является система исторически сложившихся норм , ценностей, значений, идей и
знаний педагогической теории и практики, получающих выражение в системе морали и права, художественной сфере и науке, относящихся к педагогической деятельности. Элементами педагогической традиции являются только наиболее существенные явления педагогического опыта – действительно, если рассуждать следующим образом, что благодаря традиции можно передавать все что угодно, то любой процесс в педагогической сфере может быть отнесен к педагогической традиции. . Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Для российской методической культуры сильная позиция учителя на уроке воспринимается как более привычная, оправданная и необходимая, чем сильная позиция ученика. В процессе реализации основных направлений модернизации обнаруживаются явления и тенденции, характеризующие глубинные причины и факторы общей ориентации образования на позитивные изменения. В определенной степени это связывается с отказом от традиционных стереотипов в обучении, с возникновением гибкой вариативной образовательной среды, развитием регионального компонента содержания обучения, воплощением идей непрерывного образования, осуществлением его социально-культурной, национально-региональной, экологической и информационно-технологической ориентации. Фундаментальным положением новой философии является установка на индивидуальность в отношениях «человек–человек», на ценностное восприятие личности и мира. Инновационная деятельность в образовательной сфере тем более сложна и ответственна, что связана с высокой значимостью человеческого фактора. Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно- исследовательской воспитанников. Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель-ученик» в модель «человек- человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Репродуктивное обучение направлено прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, которое гарантирует эффективные результаты в рамках традиционной ориентации. Проблемное обучение направлено на обеспечение его
исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности на основе рефлексии. Соответствующий поисковый подход к обучению формирует опыт самостоятельного поиска обучаемыми новых знаний и применения их в новых условиях, опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Основными вариантами модели поискового подхода являются модель обучения на основе систематического исследования, игрового моделирования, дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений. Поисковый подход ставит педагога в позицию партнера по учебному исследованию, предполагает личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся. Обучаемый же играет активную роль участника исследования, игры, дискуссии в учебном процессе. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель все более осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя. Наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-ориентированного подхода, коммуникативно-диалоговой, проектной, учебно- игровой деятельности. Практика показывает, что для реального профессионального роста недостаточно простого знакомства с теми или иными образцами педагогического опыта, ощущения секретов и тонкостей педагогического мастерства. Практическое освоение данных технологий должно давать результат. На занятиях педагог должен заниматься формированием гражданских качеств, социально-ответственного поведения, конструктивного участия в обмене мнениями, ориентировать на внимательное, непредвзятое отношение к событиям, фактам, а это значит, такими качествами он должен обладать сам. Ведь нельзя развивать и формировать у учеников то, что внутренне чуждо или безразлично самому учителю. Возникает проблема профессиональной и личностной готовности учителя к использованию нововведений в учебном процессе. Тонкости освоения современных активных форм и методов обучения определяются не только самими способами работы, но и связанными с ними ожиданиями по отношению к учителю. Какими же качествами должен обладать педагог в современном образовании? Во- первых, испытывать искренний интерес к ученику. Невозможно имитировать терпеливое выслушивание, заинтересованное внимание, стремление узнать его точку зрения, интерес к его суждениям, впечатлениям. Во-вторых, обладать гибкостью в ведении обсуждения, обмене мнениями, сжатому, лаконичному подведению итогов, выражать свои мысли, не подавляя мнение окружающих. В- третьих, быть терпимым. Спокойно воспринимать ошибки в фактах, логике рассуждений. Уметь побуждать учащихся к уточнению мысли без стремления одернуть, оборвать инициативу. Положительное отношение к личности ребенка, восприятие его мыслей, интересов, чувств, доброжелательность, принятие личности ребенка должно быть приоритетным в образовательном процессе. Современный этап развития образования характеризуется возрастающей творческой активностью педагога. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от
каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Следовательно, инновационная образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новых форм деятельности учителей и учащихся и, наоборот, сама среда развивается благодаря созидательным процессам, в которых участвуют и учителя и учащиеся. Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно- нравственным воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать баланс и сохранить баланс традиций и новации в образовании. Таким образом, понятие «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции. Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего
В раздел начальное образование